• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
16 февраля 2015 г. 15:57:21

Литературный музей продолжает цикл выставок «Художник и книга»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Красное вино победы Станислава Косенкова
Фото Елены Байтингер

В Год литературы цикл открывает выставка цветных линогравюр Станислава Косенкова к рассказу «Красное вино победы» курского писателя-фронтовика Евгения Носова, которому 15 января 2015 года исполнилось бы 90 лет. Выставка носит название «Свидетели Света».

Евгений Носов родился в курском селе Толмачёво в 1925 году. На фронт попал 18-летним юношей – его определили в артиллерийский противотанковый дивизион. Служить Носову довелось около полутора лет: в феврале 45-го, дойдя до Кёнигсберга, молодой солдат получил тяжёлое ранение в плечо и под конец войны оказался в военном госпитале в Серпухове.

«В госпиталь мы попали сразу же после январского прорыва восточнопрусских укреплений. Нас подобрали в Мазурских болотах, промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики. То была уже земля врага. Мы прошли по ней совсем немного, по этой чужой, унылой местности с зарослями чахлого вереска на песчаных холмах…»
(из рассказа «Красное вино победы»)

В госпитале Носов и встретил известие о победе. Более чем через 20 лет о своём пребывании в лазарете он напишет почти биографический рассказ «Красное вино победы». Произведение в 1969 году опубликует журнал «Наш современник». А через десять лет, в 1979-м, издательство «Современник» возьмётся за выпуск подарочного издания рассказа. Проиллюстрировать книгу поручат белгородскому художнику Станиславу Косенкову.

Уникальная техника

Иллюстрации к «Красному вину победы» график решает делать в технике цветной линогравюры (резьба по линолеуму), в которой в то время уже мало кто работал. 

«Что касается цветной линогравюры, то этот жанр фактически Косенков и возродил со времен Остроумовой-Лебедевой, которая была известна как автор цветных линогравюр Серебряного века. Причём Косенков как-то сильней это выразил, ярче воплотил, совершенно новые формы привнёс, только ему присущие, в том числе и на уровне цветовой символики, которая была им персонально разработана», – считает близкий друг художника, писатель и публицист Станислав Минаков.

По его словам, цветная линогравюра требовала от мастера не только длительной  и кропотливой работы, но и недюжинных физических сил, буквально «каторжного труда». Работа над доской подчас занимала по 15 часов в сутки. Косенкову приходилось  резать и делать оттиски и днём, и ночью, а всю серию иллюстраций ему удалось закончить за рекордно короткий срок – восемь месяцев.

«Эта серия работ была сделана в технике цветной линогравюры с одной доски. Техника уникальна тем, что в ней работали всего несколько человек в мире. Тираж цветной линогравюры с одной доски не может быть продолжен: делается, скажем, 15–20 оттисков одного цвета, потом доска гравируется и печатается уже другим цветом. При печати же с разных досок каждый цвет вырезается отдельно и может быть повторён сотни раз», – рассказал «БелПрессе» сын художника Артём Косенков.

Косенковские же работы, по его словам, уже не могут быть повторены, а поэтому уникальны и имеют наибольшую ценность.

Станислав Косенков создал для «Красного вина победы» 17 цветных линогравюр, 16 из которых вошли в подарочное издание книги. На выставке же была представлена и неопубликованная иллюстрация «Возвращение».



  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым

  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым

  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым

  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым

  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым

Войны побочные приметы

Почему Косенков взялся иллюстрировать Носова? Как говорят сотрудники литературного музея, точкой соприкосновения двух мастеров стало стремление обоих рассказать правду о войне без батальных сцен, но через человеческие страдания.

За автором рассказа такой талант заметил ещё Александр Солженицын (чью премию Носов получил в 2001-м, за год до смерти):

«Вся неохватимая огненная жестокость войны как бы не поместилась в душе кроткого автора. Ни одной до глубины же изведанной батальной сцены он нам не передал. Время от времени в рассказах своих он оставлял нам как бы окружные, побочные приметы войны».

Косенков, ребёнок войны, тоже всю жизнь говорил о ней сквозь призму образов, через страдания и одиночество человека.

Но Копёшкина уже не было…

Для «Красного вина победы» он воплотил один из самых пронзительных образов рассказа – солдата Копёшкина, дожившего до победы, но умершего на больничной койке. Его смерть товарищи по палате заметили не сразу.

Но Копёшкина уже не было... Ушёл он незаметно, одиноко, должно быть, в тот час, когда садилось солнце и мы слушали негромкие Михаевы песни. А может быть, и раньше, когда ребята стучали костяшками домино. Этого никто не знал.
(из рассказа «Красное вино победы»)

Косенков сделал несколько иллюстраций Копёшкина: тут он ещё живой и читает письмо из дома, но вот – осталась лишь пустая кровать, у изголовья которой – букет подснежников да рисунок его дома, сделанный наугад товарищем-солдатом…

Косенков не обошёл вниманием и ещё одного героя рассказа – потерявшего на войне обе руки молдованина Михая, мечтавшего вернуться на родину и делать вино. На иллюстрации он ещё не осознавший своей утраты, мучимый страданиями. Косенков не показывает нам лица, но мастерски выражает всё в пластике его тела.

Свидетели света

«Когда берёшь эту иллюстрированную книгу, это  подарочное издание, ты не просто прочитываешь текст, ты видишь ещё вот этот отклик… Работы Косенкова в ней как ладонь, держащая перед нашим лицом эту книгу и подсвечивающая её.  В ней – совершенно грандиозные образы», – отмечает Минаков.

В одном из своих очерков писатель называет Косенкова свидетелем света. Камерное пространство литературного музея вместило в себя сразу двух. И Косенков, и Носов через своё искусство продолжают нести свет и сегодня и позволяют нам стать свидетелями этому.

Познакомиться с выставкой можно до 10 апреля.

  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым

  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым

  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым

  • Фото предоставлено Артёмом Косенковым


для комментариев используется HyperComments