Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 мая 2015, 15:54
 Ольга Бондарева 19137

Колонка, колонка, дай воды напиться

Водоразборных уличных колонок в Белгородской области с каждым годом становится меньше

Колонка, колонка, дай воды напиться Фото Виталия Гаркуши
  • Ольга Бондарева
  • Статья

Уличные водоразборные колонки на наших улицах – живой и всем доступный экспонат из серии гениальных изобретений цивилизации. Простая и надёжная конструкция: надавил рычажок, и глоток воды в жару усталому путнику обеспечен. Но со временем таких конструкций становится всё меньше. Самое время вспомнить их историю и предположить будущее.

Восемь вёдер за копейку

В Белгороде водопровод заработал 15 марта 1870 года. Это был первый водопровод в Курской губернии и один из немногих в России. Появился он, как ни странно, благодаря неудобству, созданному строительством железной дороги, которая попросту отрезала путь горожанам к Северскому Донцу, вода которого тогда была пригодна для питья. Власти задумались об альтернативном способе водоснабжения, собрали городские средства и пошли на поклон в министерство внутренних дел, которое, «найдя ходатайство заслуживающим внимания», выделило из казны 10 тыс. рублей. А ещё 15 тыс. ссудило городу на семь лет под 5 %. Помогли финансами и магнаты: банкир Николай Чумичов и учредители Курско-Харьковско-Азовской железной дороги – братья Поляковы. В целом же на строительство потратили около 54,1 тыс. рублей – огромные по тем временам деньги.

Для циркуляции был построен водонапорный бак вместимостью 12 тыс. вёдер, который до наших дней сохранился на территории современного «Белводоканала».

Водонапорный бак.
Водонапорный бак.
Фото с сайта https://ru.wikivoyage.org

Жители брали воду в пяти уличных водоразборных будках. Решение на проведение воды в дома зажиточных горожан принималось городской управой.

«Разрешить просителям провести воду… но в таком случае, если просители согласятся немедленно внести в доход города единовременно на расходы по установке второй водокачальной машины, при этом… обязываются при внесении единовременных денег уговариваться между собой насчёт единовременной укладки труб…» – записано в документах 1874 года по поводу присоединения в центральному водопроводу нескольких домов мещан и купцов.

Более десять лет белгородцы пользовались водой бесплатно. Но по мере того как расширялись сети, содержание водопровода нуждалось во всё более значительных средствах. После долгих общественных дебатов в 1884 году установили плату на воду – 1/8 копеек за ведро. То есть на одну копейку можно было купить восемь вёдер воды. Много это или мало, если килограмм хлеба стоил 5 копеек, мяса – 30 копеек, а осетрины – 8 копеек (!)?

Перед торжествами по поводу канонизации святителя Иоасафа в 1911 году водопроводную сеть Белгорода значительно расширили и технически перевооружили, в том числе мощным насосом фирмы Компаунд Вортингтон и паровым котлом системы Шухова.

В 1923–24 годах в городе функционировало три бака, 17 водоразборных будок, трубопровод проходил по 27 улицам. Водой пользовались 136 частных владений, 26 учреждений, шесть промышленных предприятий. В годы немецкой оккупации водопровод был разрушен, воду брали из родника в районе пивзавода на ул. Везельской и из колодца на ул. Калинина. Пришествие в Белгород колонок в том виде, который мы знаем сегодня, началось в середине 1950-х.

В 1914-м начали прокладывать водопровод и в Старом Осколе.

«В этом же году было завершено возведение водонапорной башни на Верхней площади. На ней работал нефтяной двигатель, приобретённый земством в 1913 году у владельцев канатной фабрики Шестаковых», – пояснила историю его возникновения методист Старооскольского краеведческого музея Алёна Рубежанская.

Дореволюционный водопровод служил старооскольцам вплоть до 70-х годов XX века, пока совсем не обветшал. Тогда пробурили две новые артезианские скважины, построили вторую водонапорную башню в районе урочища Горняшка. Но основательная модернизация водопроводной системы началась уже позже.

Водокачка в Саввиной слободе.
Водокачка в Саввиной слободе.
Фото из книги Александра Лимарова и Анатолия Ткаченко «Белгород, век XVI – век XXI»

По-прежнему в строю

До сих пор уличный белгородский водопровод верой и правдой служит людям. Обслуживание, ремонт, плата за воду в водоразборных колонках находятся в компетенции местных властей.

В Белгородском районе сегодня числится 220 колонок, в самом Белгороде – 840.

Как сообщила начальник отдела по работе с клиентами и развитию рынка услуг «Белводоканала» Гульнара Кривошеина, более 3 тыс. жителей областного центра из 1 806 домовладений пользуются уличными водоразборными колонками.

«Но мы видим, что число таких пользователей постоянно снижается. Например, в 2012 году было 2 425 домовладений, в которые вода не была подведена, и их жильцы пользовались водой из колонок. То есть за три года 619 домов улучшили степень благоустройства», – пояснила Гульнара Башировна.

Тем не менее в областном центре пока и речи не идёт о том, чтобы демонтировать колонки.

«По правилам, если в радиусе 100 м от колонки живёт хотя бы один человек, который нуждается в уличной водоразборной колонке, мы обязаны обеспечить ему эту услугу», – отметила Кривошеина.

При этом в Белгороде норматив в сутки на человека составляет 40 л, в денежном выражении это 17,21 рубля в месяц.

Водораздаточная будка.
Водораздаточная будка.
Фото из книги Александра Лимарова и Анатолия Ткаченко «Белгород, век XVI – век XXI»

Водяные нелегалы

Конечно, за воду в свободном доступе не платят те, кто пользуется ею мимоходом. В жару такая колонка – настоящий оазис, стакана воды не жалко для жаждущего человека. Но люди часто злоупотребляют доступностью колонок. Абсолютно все водоснабжающие организации области говорят о том, что самыми бесчестными в этом смысле являются автолюбители, которые моют у колонок свои автомобили. Мало того, что бесплатно воду льют, так ещё и окружающую среду портят, смывая остатки химии прямо под ноги прохожим.

Случается, что жители домов, не живущие на улице с колонкой, набирают воду в канистры домой. Вероятно, кто-то экономит. А кто-то верит, что вода в колонке вкуснее и чище, чем в квартире из-под крана.

«Это не верно. Вода поступает в сети водоснабжения из одного водозабора, магистраль одна», – улыбнулась этому предположению Гульнара Башировна.

Поскольку первоначально водопровод и колонки строились в том числе и «для прекращения разрушительного действия огня во время пожаров», мы поинтересовались тем, какие надежды сегодня возлагают пожарные на эту силу в борьбе с огненной стихией.

«Водопроводная сеть, на которой стоят колонки, в целях пожаротушения не используется. Для этого в населённых пунктах предусматривается противопожарный водопровод с установкой пожарных гидрантов», – сообщил начальник отдела нормативно-технического лицензирования и сертификации УНД ГУ МЧС России по Белгородской области Валентин Солод.

Фото Виталия Гаркуши

В городах и сёлах

Счёт колонок в регионе идёт на тысячи. Демонтируют их по мере того, как люди проводят воду в собственные дома, во дворы. Или не остаётся жителей, которым требуются колонки.
Так, например, в Корочанском районе сегодня их действует 716.

«Мы не убираем уличные водоразборные колонки там, где есть хоть один потребитель. Но на новых линиях водопровода их не устанавливаем – стараемся, чтобы люди подвели воду в дома», – пояснил главный инженер предприятия ЖКХ «Корочанское-Сервис» Иван Спильник.

Как пояснили в компании «Водоснабжение» Строителя, на территории Яковлевского района в настоящее время 400 колонок. 100 демонтировали в прошлом году, поскольку число нуждающихся в них снизилось.

В водоканале Старого Оскола уточнили, что в самом городе 557 колонок, ранее демонтировали 154. На сельских территориях колонок 928, демонтировали 308.

В Губкине 100 колонок, в сёлах округа – 200. Ссылаясь на закон об энергосбережении, работники водоканала обещают к концу года демонтировать их все.

Ностальгический момент

Конечно, жителям городов и сёл не нравится, когда колонки убирают. И не только по финансовым причинам. Вода в свободном доступе – это некий отголосок советского прошлого, когда многое было бесплатным. Сейчас в стране появились электронные аналоги колонок, которыми можно пользоваться с помощью специальных карточек. Но это всё равно что сравнивать пирожное из твоего детства с гамбургером. Вроде бы и сыт, но удовольствия никакого.

И ещё один момент. Где-то спорят о целесообразности колонок, а в некоторых небольших хуторах и сёлах до сих пор даже не мечтают о такой роскоши, как водичка из-под крана. Пусть и на улице. В области ещё достаточно мест, где единственный источник воды – колодец.

При подготовке материала использовалась статья главного хранителя фондов Белгородского государственного архива Елены Кривцовой и краеведа Александра Лимарова «Белгородский водопровод» («Наш Белгород», 2013 год).


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×