• 66,89 ↑
  • 76,06 ↑
  • 2,42 ↓
12 июня 2018 г. 13:33:52

Макет древнего города Усерд мужчина делал больше года

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Когда время останавливается. Умелец из Красногвардейского района возвёл город на столе
Макет крепости Усерд. Фото Юрия Коренько

Александр Ерыгин создаёт уменьшенные копии шедевров деревянного зодчества. Мастер рассказал «Белгородской правде», почему решил заниматься макетированием.

Миниатюрные «Кижи»

Александр Ерыгин родился в Красногвардейском районе, в селе Кулешовка. По первой специальности – электрик. Работал водителем грузового автомобиля и водителем скорой помощи в центральной районной больнице. На любимое занятие – макетирование – оставалось только свободное время.

Из первых работ, рассказывает мастер, ему особенно дорог макет архитектурного ансамбля «Кижи»: два храма и звонница, окружённые оградой. Трудной, но увлекательной была работа с куполами. К примеру, в храме Преображения Господня их 22. Размещаются главы ярусами, размеры по ярусам меняются, и это придаёт своеобразный рисунок облику церкви, будто всё строение стремится ввысь.

Александр Иванович работал над ансамблем «Кижи» больше трёх лет.

«Вообще‑то я не считаю, сколько часов трачу на творчество, для меня время останавливается», – с улыбкой говорит мастер.

Памятник древнему Усерду

Идея сделать макет Усерда (города-крепости на слиянии рек Тихая Сосна и Усерд в Белгородской черте – прим. ред.) зрела давно. Но сначала появилась Малоалексеевская ветряная мельница. Вместе с художником Михаилом Пигидиным они думали над тем, как повторить мельницу в модели.

«К сожалению, я не художник, – признаётся Александр Иванович. – Для выполнения работы мне нужен хотя бы набросок, потом я сам рассчитаю размеры. Михаил Пигидин выполнил примерный чертёж. И уже по нему я сделал мельницу».

Заказ на изготовление макета города-крепости Ерыгин получил от бывшего директора Красногвардейского районного музея Тамары Скоковой. Она сама ездила в Воронеж, в городской архив, чтобы получить копию плана Усерда.

 

Александр Ерыгин.
Александр Ерыгин.
Фото Юрия Коренько

Сейчас макет находится в экспозиции музея. Всё выполнено точно по старинному плану крепости: девять сторожевых башен, центральные ворота, церковь, дома священника и управляющего, лавка, казарма, погреб для хранения ядер и боеприпасов, жилые помещения защитников крепости. Работа кропотливая, каждая деталь требовала филигранной точности. А деталей множество, только на ограду их понадобилось 600 штук.

«Хотел вначале сделать частокол из камыша, думаю: нарежу брёвнышек – вот тебе и забор, но не учёл, что камыш‑то полый внутри, потому заострить верхнюю часть не получится. Пришлось точить каждое брёвнышко вручную», – вспоминает Александр Иванович.

Тут же в макете и Малоалексеевская ветряная мельница впору пришлась. На неё посетители обращают особое внимание. Ерыгин сделал подсветку, мельница и светится, и крылья её вращаются.

«Удивительное это занятие, затягивает так, что времени не замечаю. Даже не могу сказать, сколько дней на Усерд затратил – больше года, наверное», – говорит Александр Иванович.

И сам загорелся

Ерыгиным движет любовь к красоте. К примеру, Александр Иванович слышал восхищённые отзывы о храме в селе Рождествено Валуйского района.

«Как‑то раз мы доставили пациента в больницу на скорой и возвращались обратно, – вспоминает Александр Иванович. – Говорю фельдшеру: «Мы свою работу выполнили, давай посмотрим в Рождествено храм». Аж дыхание перехватило, когда увидел, – такая красота! Сам по себе храм по форме простой, но мастера душу вложили в своё дело. Представьте: повсюду резьба, даже крылечко украшено резьбой. А купола золотые – на солнце так и горят. Я и сам загорелся, так захотелось повторить в миниатюре эту красоту».

Для Ерыгина самое главное – точность, идеальное выполнение всех, даже самых малых деталей. Поэтому, прежде чем приступить к работе, он делает бумажный макет. Деревянные детали основного макета выкладывает поверх бумажного, а по окончании работы бумажный макет убирает.

 

  • Миниатюрный храм.

  • Миниатюрный храм.

Передаёт ученикам

У Александра Ивановича и его жены Валентины Павловны двое взрослых детей – сын и дочь, есть внучка и внук. Сын, хоть сам и не увлекается моделированием из дерева, но творчество отца уважает и через Интернет выписал ему приспособление для вытачивания по шаблону.

«Раньше точишь-точишь деталь – аж спина занемеет, – говорит Александр Иванович. – Теперь не надо поминутно мерить штангенциркулем точность. Детали ровные и гладкие, как карандаш. Но всё равно многое надо делать руками. А в этом‑то и есть радость – то, что своими руками сделал, то и дорого».

Своё умение видеть вокруг красоту Александр Иванович передаёт ученикам, с которыми занимается в Доме ремёсел Красногвардейского района.

Деревянные заготовки мастер, конечно, делает сам – рано детям работать циркулярной пилой. Потом уже ребята лобзиком выпиливают детали, обрабатывают наждачной бумагой. Их работы не раз отмечали на различных выставках.

Увидим на выставках

Александру Ерыгину интересно повторить в макете что‑то необычное. Например, храм священномученика Игнатия Богоносца в Валуйках. В начале прошлого века над меловыми пещерами подземного храма был построен храм деревянный, который, однако, не суждено было освятить, потому что после революции 1917 года его сожгли. Меловые пещеры, выкопанные монахами, и подземный храм долгие годы были в запустении.

В настоящее время подземный храм восстановили, построили церковь – такую, какой она была много лет назад. Её без единого гвоздя возвели специалисты из Фонда имени Андрея Рублёва. Эту церковь с куполами, резными крылечками и смоделировал Ерыгин.

А что станет следующим произведением народного мастера, увидим на выставках.


для комментариев используется HyperComments