Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 марта 2015, 09:10
 Вадим Кумейко 5652

Катай не нарушая

Что нужно знать, выезжая на улицу на велосипеде

Катай не нарушая Такую брошюру принесла на встречу в кофейне Елена Шеклеина. Фото Вадима Кумейко
  • Вадим Кумейко
  • Статья

С приходом настоящей весны любителей самого экологичного транспорта на дорогах Белгородской области стало ощутимо больше. «БелПресса» разобралась в том, как нужно ездить на велосипеде, чтобы не попасть в аварию.

Подросток с развевающимися на весеннем ветру волосами отчаянно «козлит» на своём велосипеде, несясь по тротуару. Вышедшая из-за угла дома пожилая женщина еле успевает отпрыгнуть, чтобы не встретиться с «зубастым» передним колесом байка. Словно не заметив перекрестившейся от страха горожанки, молодой человек быстро оценивает, на каком из пешеходных переходов раньше загорится зелёный, и, не спешиваясь, стремительно катит прямо по зебре, лавируя между пешеходами.

Автору этих строк при виде вот таких отчаянных экстремалов каждый раз хочется догнать их и доходчиво объяснить, что именно из-за их дерзкого и необдуманного поведения пешеходы и водители считают велосипедистов отмороженными самоубийцами. Но, как выясняется, жизнь сама наказывает этих излишне самоуверенных парней.

В кафе о ПДД

«В 2014 году в Белгороде не было дорожно-транспортных происшествий с участием взрослых велосипедистов, – рассказывает инспектор ГИБДД города Белгорода Елена Шеклеина. – Но были аварии с участием несовершеннолетних на велосипедах. В большинстве случаев это случалось, когда дети переезжали дорогу по пешеходному переходу (по Правилам дорожного движения велосипедист обязан спешиться на зебре – прим. ред.)».

Мы общаемся за столиком кофейни Coffee Bean, в которой сотрудница Госавтоинспекции проводит семинар по правилам дорожного движения для велосипедистов. Участников не очень много – двое представителей белгородских велоклубов «Роквелс» и «Вялые вомбаты», журналистка FonarTV и ваш покорный слуга, который является и журналистом, и велосипедистом в одном лице. Информация о встрече была опубликована в социальных сетях за несколько дней до семинара, но велосипедисты почему-то проигнорировали мероприятие. Хотя в этот раз место встречи было выбрано даже удачнее, чем в прошлом году. Выходит, что вопросы безопасности белгородских велосипедистов больше волнуют сотрудников ГИБДД, чем самих наездников железных коней.

Встреча в Coffee Bean
Встреча в Coffee Bean

В кафе за чашечкой чая или кофе все желающие могли задать инспектору вопросы. Этой возможностью на полную катушку воспользовались пришедшие на встречу велоактивисты, буквально завалившие вопросами лейтенанта полиции. С введением весной прошлого года изменений и дополнений в Правила дорожного движения их стало только больше.

– Могу ли я перевозить пассажира на багажнике? – интересуется один из лидеров «Вялых вомбатов» Денис Попков. – Моя девушка периодически просит меня подвезти её. Насколько это законно?

– Велосипедистам запрещено перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией велосипеда, – отрезает инспектор. – Перевозить можно только ребёнка до 7 лет, но только в специальном велокресле.

В ходе обсуждения приходим к решению, что исключением из этого правила являются велотандемы, которые, кстати, в Белгороде можно взять напрокат, а также велорикши.

Велорикша – писатель

Кстати о велорикшах. Белгородец Алексей Сальников – единственный в областном центре велорикша. Его синий велодиван на спицованных колёсах с ярко-жёлтой рамой летом можно увидеть возле музея-диорамы – именно там Сальников за умеренную плату катает всех желающих по аллеям и музейной площади. Алексей – настоящий фанат велосипеда: он круглый год ездит на нём по делам и на работу.

Осенью 2014 года в парке Победы он провёл открытую лекцию о правилах движения в городской среде, а к новому сезону подготовил и издал небольшим тиражом методичку для велосипедистов.

«Цель данного методического пособия – научить безопасно передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования, даже если нет велосипедной дорожки, – пишет Алексей во введении к своей брошюре. – Всё самое важное, что нужно вам для безопасной езды, я постарался выбрать на основе своего личного многолетнего опыта использования велосипеда в качестве повседневно используемого транспортного средства».

  • Велорикша Алексей Сальников.

  • Методичка Алексея Сальникова по безопасности движения на велосипеде

Алексей признаётся, что девять лет назад, когда по настоянию жены приобрёл для семьи два велика, даже и подумать не мог, что станет таким ярым сторонником этого вида транспорта.

«После нескольких конфликтов на тротуаре с пешеходами я понял, что велосипедисту гораздо удобнее и безопаснее передвигаться по проезжей части, – рассказывает Сальников. – Возможно, я выскажу крамольную для многих велосипедистов мысль, но я считаю, что в Белгороде велодорожки не нужны. Конечно, при условии, что велосипедисты будут соблюдать все правила дорожного движения. А для этого их нужно учить, причём в идеале они должны ориентироваться во всех положениях ПДД».

Для этого, по мнению водителя велорикши, есть смысл организовать специальную школу, в которой каждый желающий за разумную плату не только получит методичку, но и станет участником лекций и практических занятий, на которых познает все секреты безопасной и безаварийной езды по дорогам общего пользования на велосипеде. Учителем готов выступить сам Алексей, благо, необходимый опыт у него имеется. Сейчас он ищет спонсоров, которые помогли бы издать его методичку тиражом в тысячу экземпляров.

«Водители автомобилей очень не любят велосипедистов и мотоциклистов за их непредсказуемость на дороге. Соблюдение Правил дорожного движения при езде на велосипеде по дорогам общего пользования прекратит эти дорожные войны», – заключает Алексей в конце своей книги.

Пролетая над рулём вертушкой

В Белгороде достаточно опытных велосипедистов, которые ездят исключительно по дорогам общего пользования, стараясь избегать многолюдных тротуаров. Один из них – инженер Михаил Лемякин, который уже несколько лет в тёплое время года добирается на работу через весь город на велосипеде. Раньше он часто гонял и по тротуарам, но после того, как однажды из-за оплошности дорожников (которые просто забыли сделать заезд на тротуар и вместо него установили полуметровый бордюр) кубарем перелетел через руль собственного велосипеда и лишь чудом не пострадал, стал ездить исключительно по дорогам.

«Ездить по тротуару в разы опаснее как для самих велосипедистов, так и для пешеходов. Пешеходы, в отличие от большинства автомобилистов, не соблюдают правила дорожного движения и часто ведут себя абсолютно непредсказуемо», – считает Михаил.

Михаил Лемякин всегда пользуется велошлемом.
Михаил Лемякин всегда пользуется велошлемом.
Фото Игоря Гончарова

Его мнение насчёт неадекватного поведения отдельных пешеходов разделяет и активист белгородского велоклуба «Роквелс» Андрей Юрин:

«Одно время я ездил как по дорогам, так и по тротуарам. На моём велосипеде был звоночек, который предупреждал пешеходов о моём приближении. Однажды, после того, как я позвонил, группа девушек, шедших впереди, просто присела. Мне не оставалось ничего другого, как ударить по тормозам», – рассказал Андрей.

Однако иногда даже чёткое соблюдение всех Правил дорожного движения не может гарантировать велосипедисту безопасность. 19 июля 2014 года Павел Хахалев двигался на велосипеде по проспекту Богдана Хмельницкого. Ехал, соблюдая все правила, – по правой полосе, держась ближе к обочине. Велосипедиста не заметил водитель троллейбуса на остановке «Улица Мичурина». Поправляя «рога» троллейбуса (которые на самом деле правильно называть штанговыми токоприёмниками), водитель натяжным канатом буквально заарканил велосипедиста. Павел пролетел по асфальту пять метров, получив сильные ушибы локтя и пальцев на руке.

«Неделю пришлось ходить в гипсе, – рассказывает он. – Повезло, что я успел притормозить и потока сзади не было, иначе была бы беда. Вызывали и скорую, и ГИБДД. Но поскольку троллейбус не двигался, инцидент не стали оформлять как ДТП. Сейчас мы с адвокатом разбираемся в этом деле, точка пока не поставлена».

Павел подчеркнул, что всё могло бы закончиться гораздо хуже, если бы не велосипедный шлем, который его спас. Исключительно в шлеме передвигается на велосипеде по городу и Михаил Лемякин, который рассказал одну интересную и поучительную историю:

«Один мой знакомый однажды, упав на скорости с велосипеда, с разгона ударился головой об урну для мусора. Шлем, который был на голове, раскололся пополам, а на голове даже шишка не появилась. Страшно представить, что бы случилось, если бы на нём в момент удара не было шлема».

Выходит, что велосипедистам нужно не только соблюдать правила дорожного движения, но и заботиться о личной безопасности сверх того, что прописано в ПДД. «БелПресса» даёт ответы на самые распространённые вопросы, которые помогут не просто остаться живыми, здоровыми и не нарваться на штраф, но и получить настоящее удовольствие от катания.

Десять вопросов про езду на велосипеде

  • Мне есть 18 лет и у меня есть велосипед. Могу ли я ездить на нём по тротуару или обязан двигаться только по дороге?

«Допускается движение велосипедистов старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, правому краю проезжей части или обочине», – говорит пункт 24.2 ПДД, вступивший в силу в 2014 году.

Правда, однозначной трактовки понятия «отсутствует возможность» нам не смогли дать даже сотрудники ГИБДД, поэтому оштрафовать вас за движение по тротуару вряд ли смогут. Другое дело, что, по словам многих опытных велосипедистов, ехать по нему гораздо опаснее и для себя, и для окружающих. Кроме того, нельзя забывать, что, согласно пункту 24.6 ПДД, если движение велосипедиста подвергает опасности или создаёт помехи для движения иных лиц, нужно спешиться и руководствоваться правилами для движения пешеходов.

  • Движение по тротуару.

  • Движение по проезжей части.

  • Движение по проезжей части.

  • Движение по проезжей части.


  • Должен ли я слезать с велосипеда, если перехожу дорогу по зебре вместе с пешеходами на зелёный свет светофора?

На этот вопрос ответ однозначный: да, должен. Как уже было сказано выше, большинство из попавших в аварии малолетних велосипедистов пытались проскочить через дорогу по зебре. А спешившийся велосипедист уже считается пешеходом и может смело пересекать дорогу по переходу.

Пересечение перекрёстка по пешеходному переходу.
Пересечение перекрёстка по пешеходному переходу.
Фото Владимира Юрченко

  • После зимы на моём велосипеде не очень хорошо работают тормоза. Могу ли я выезжать на нём в город?

Ни в коем случае не рекомендуем это делать. И дело даже не в том, что вы тем самым нарушите пункт 6 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», согласно которым велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и т. д. Согласитесь, даже если вас оштрафуют, это будет не так страшно, как не успеть затормозить перед неизвестно откуда появившимся самосвалом.


  • Мы с друзьями любим кататься на велике ночью. Должны ли мы пользоваться фарами или катафотов будет достаточно?

Пункт 19.1. ПДД предписывает в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях иметь на велосипедах фары или фонари. При этом пункт 24.10 ПДД настоятельно рекомендует иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. В общем, чем заметнее вы будете на дороге, тем лучше будет для вас самих.

  • В тоннеле нужно пользоваться фарой или фонарём.

  • Катафоты и сигналы позволяют лучше видеть велосипедиста в темноте.


  • Обязательно ли нужно надевать шлем и велоперчатки при езде на велосипеде?

В ПДД нет пункта, обязывающего велосипедиста надевать шлем, поэтому вам решать, беречь свою голову или нет. Мы со своей стороны настоятельно рекомендуем это делать. Что касается перчаток, то они при падении защищают кисти от ссадин. В общем, для велосипедиста – пожалуй, самого хрупкого участника дорожного движения, – любая дополнительная защита не будет лишней.

Фото Владимира Юрченко

  • Можно ли ездить на велосипеде после употребления внутрь пары-тройки бутылочек пива?

Конечно же нельзя! Велосипед – это полноценное транспортное средство, поэтому управлять им в состоянии алкогольного опьянения категорически запрещено. Более того, предусмотрена ответственность в случае передачи велосипеда лицу, находящемуся в нетрезвом виде. Так что если ваш уже принявший приятель канючит: «Ну дай мне велик – я за добавкой сгоняю. Тут недалеко, буквально две минуты!» – объясните ему, что если его путешествие и состоится, то быть оно может только пешим.


  • Обязаны ли автомобилисты, поворачивающие направо на перекрёстке, уступать мне дорогу, если я еду на велосипеде прямо?

Да. Пункт 13.1 ПДД гласит: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».

  • Автомобиль уступил дорогу велосипедисту, а затем проехал сам.

  • Автомобиль уступил дорогу велосипедисту, а затем проехал сам.

  • Автомобиль уступил дорогу велосипедисту, а затем проехал сам.


  • Однажды видел, как выезжающий из двора автомобиль сбил велосипедиста, который ехал по тротуару. Кто был виноват?

Сложно ответить однозначно, ведь мы не знаем, какая редакция Правил дорожного движения действовала на момент аварии. Одно можем сказать уверенно: случись такое ДТП сейчас, виноватым оказался бы водитель. Как мы уже выяснили, велосипедисты имеют право двигаться по тротуарам, а согласно пункту 8.3 ПДД, при выезде на дорогу с прилегающей территории (коей двор является) водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.


  • Могу ли я, двигаясь на велосипеде по дороге общего пользования, повернуть на перекрёстке налево?

Можете, если в направлении вашего движения есть только одна полоса. Если же полос больше, то вы обязаны спешиться, перейти дорогу по пешеходному переходу и только после этого продолжить движение по дороге.

  • Проезд налево.

  • Проезд налево.

  • Проезд налево.

  • Проезд налево.


  • Стоит ли вызвать полицию, если попал на велосипеде в ДТП?

«Стоит» – не то слово. Вам просто необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. И мы очень надеемся, что дело ограничится только вызовом наряда ДПС, без скорой помощи.

Катайтесь на здоровье и берегите себя!


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×