• 66,92
  • 76,08
  • 2,41
29 сентября 2018 г. 12:24:47

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Картины дня и картина мира. Как местная пресса отвечает вызовам времени
Фото Яны Ропатько

Сразу несколько районных и городских газет Белгородской области анонсировали изменение периодичности: вместо двух или трёх раз в неделю с 1 января будущего года печатные издания будут приходить читателям раз в неделю в новом формате «толстушки». Представители отрасли объясняют это не столько экономическими причинами, сколько изменением структуры медиапотребления.

Газеты идут в Сеть

72 % населения России называют Интернет главным источником новостей и информации в целом, следует из отчёта сервиса аналитики внимания «Медиатор» по итогам 2017 года. Ещё полтора года назад найти в Сети можно было лишь несколько представителей местной «официальной» прессы Белгородской области. Причин несколько, утверждают редакторы. Во‑первых, создать качественный сайт газете не по карману, да и специалистов, способных упаковывать информацию в сетевой формат, во многих районах объективно не было. Им попросту негде было взяться – основной рынок качественных сетевых медиа сконцентрирован в крупных городах, а значит, и специалисты тоже там.

«У нас всегда было желание двигаться вперёд, но ресурсов объективно не хватало. Учитывая растущую стоимость полиграфии и услуг почты, на сайте приходилось экономить, ведь качественный ресурс – это сегодня не 10 и не 20 тысяч рублей. При этом у нас был специалист, готовый учиться», – вспоминает главный редактор газеты «Приосколье» Чернянского района Татьяна Санькова.

Оценив ситуацию во всех районах, правительство региона выступило с инициативой совершенствования работы муниципальных СМИ.

«Мы понимали, что проблема во многом носит системный характер. Учитывая уровень интернетизации региона, было очевидно, что значительная часть цифровой читательской аудитории остаётся неохваченной официальной новостной повесткой. И так происходило долгие годы. Оценив объём аудитории, которая сегодня может быть не в курсе, чем живёт территория, мы поняли, что без комплексного подхода в решении задачи не обойтись, – отмечает гендиректор АНО «Консалтинговое агентство социального мониторинга и массовых коммуникаций» Татьяна Киреева, курирующая проект совершенствования работы муниципальных СМИ».

По её словам, именно поэтому было решено создать единую платформу управления сетевыми ресурсами, которая позволит максимально оперативно и качественно запустить в работу новые сетевые издания на базе традиционных муниципальных периодических изданий. Готовых решений подобных задач в России не оказалось, поэтому для разработки системы были привлечены местные представители IT-бизнеса.

«Главная задача, которую мы ставили перед разработчиками, – создать систему, максимально простую в управлении для редакционного коллектива и одновременно удобную и понятную для пользователя-читателя, который должен получать качественный медиапродукт. Мы понимали, что районная редакция муниципальной газеты не готова содержать программиста, поэтому нам важно было, чтобы типовые задачи, например, по добавлению публикаций, решались не сложнее, чем в элементарном текстовом редакторе, – отмечает руководитель отдела развития интернет-ресурсов АНО «КАСМиМК» Александр Матвеев. – Вдобавок, важно было перенести работу редакции в Сеть с учётом всех требований действующего законодательства в сфере деятельности средств массовой информации, поэтому у нас выстроена многоролевая платформа управления ресурсом, когда журналист добавляет текст в систему, редактор вычитывает, а главный редактор публикует».

К качественному программному решению в рамках проекта добавилось обучение творческого коллектива редакций муниципальных СМИ на базе факультета журналистики. За восемь недель руководители газет, а также специалисты, отвечающие за развитие сетевых ресурсов, прошли обучение по программе «Интернет-технологии в работе редакций СМИ».

Как результат проекта – за полгода обновлённые муниципальные сетевые ресурсы посетили 358 тысяч человек, а общее число просмотров приближается к 1,2 млн. При том, что годовой тираж районной прессы составляет около 120 тысяч экземпляров. То есть охват населения вырос в четыре раза и продолжает расти.

Журналистское сообщество региона, столкнувшись с вызовами цифровой эпохи, осваивает те медиаканалы, которые востребованы людьми. Сегодня муниципальные редакции активно осваивают новостные сервисы «Яндекса» и Google, привлекают подписчиков в социальных сетях и постепенно наращивают посещаемость.

«Запуск полноценных сетевых изданий – это первый серьёзный шаг вперёд, – говорит Татьяна Киреева. – Медиа должны ориентироваться и на потребительские привычки, и на тех, кто привык к шуршанию газетных страниц, и в то же время расширять аудиторию за счёт тех, кто предпочитает получать информацию в онлайне, нам важен и дорог каждый читатель, для которого мы работаем».

Качественная пресса в приоритете

Следующим шагом, по мнению властей, должна стать качественная трансформация печатной прессы под запросы аудитории. Сегодня традиционная печатная пресса объективно уступает в скорости распространения информации интернет-СМИ. По мнению экспертов, вкупе с растущими затратами на выпуск и доставку печатной прессы потребителю сегодня у печатной периодики, по сути, остаётся лишь один путь развития – переход к еженедельникам и журналам, в направлении более качественной газеты для читающей и думающей аудитории.

Снижение периодичности местной прессы – общероссийский тренд, считает секретарь Союза журналистов России, главный редактор профессионального журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. В качестве примера он приводит Воронежскую область, где все муниципальные газеты, издающиеся при поддержке местных властей, в своё время стали еженедельниками. При этом качество газет выросло, а общий объём материалов меньше не стал. Воронежский опыт взяла на вооружение и Белгородская область.

В значительной степени изменение периодичности вызвано желанием сэкономить, отмечают участники медиарынка. Например, изготовление в типографии 16-страничного еженедельника обходится дешевле, чем дважды в неделю по восемь страниц. Кроме того, в этом случае услуги почты по доставке издания также обходятся немного дешевле. Как результат, у газет появляется небольшое пространство для манёвра: можно сохранять доступную цену для потребителя.

Главный редактор газеты «Призыв» (Борисовский район) Виктория Кириченко не скрывает: причины перехода на еженедельник по преимуществу экономические.

«Почта России» уведомила нас о повышении тарифа на десять процентов с 1 января будущего года, – рассказывает она. – При сохранении нынешней периодичности выхода стоимость полугодовой почтовой подписки преодолеет психологическую отметку в 500 рублей, что может привести к обвалу тиража. К тому же из‑за неудовлетворительной работы почты часто наши читатели получают газету не вовремя и сразу по два-три выпуска».

Первопроходцем стала яковлевская «Победа», решившаяся на изменение периодичности ещё три с половиной года назад. До 2015 года газета выходила три раза в неделю: по четыре страницы по вторникам и средам и восемь страниц – по субботам. Сейчас «Победа» – это еженедельник на 16 страницах. По словам главного редактора газеты Олега Размоскина, решение далось нелегко. Аудитория печатной прессы, как правило, консервативна и не любит менять устоявшиеся потребительские привычки. Тем более что со сменой периодичности газета ещё и обновила дизайн, сделала упор на аналитические материалы.

«Аудитория восприняла переход на еженедельный формат неоднозначно, – признаёт Размоскин. – Особенно это коснулось Томаровки с её особым укладом жизни. Городское население восприняло новацию спокойнее. Мы сразу потеряли порядка 300 подписчиков. В экономическом плане получили определённую выгоду – по печати и главным образом по доставке, которые потом и почта, и типография, просчитав ситуацию, снивелировали. Но обратно дороги не было, «Победу» почта и так доставляла раз в неделю пачкой – какая уж тут оперативность в получении информации? Сегодня в каждом выпуске есть гвоздь номера, материалы о людях труда, фоторепортажи с мест и минимум отчётов с совещаний. Такой формат прижился и вполне нас устраивает».

Сейчас из муниципальной прессы, учреждённой местными властями, кроме «Победы» всего две газеты являются еженедельниками – «Валуйская звезда» (Валуйский городской округ) и «Ясный ключ» (Корочанский район). Оценив все риски, по их пути решили пойти более половины районных газет Белгородской области: со следующего года они станут еженедельниками – соответствующие решения уже приняты редакционными коллективами и нашли отражение в подписных каталогах.

Будут ли новости свежими?

Издатели признают: катализатором для смены периодичности газет стало прекращение субсидирования соответствующей услуги по их доставке в том самом 2015 году. После того как «Почта России» перестала получать субсидии от государства (а они составляли почти пять млрд рублей в год), выпадающие доходы пришлось компенсировать за счёт подписчиков. Стоимость доставки газет и журналов резко возросла, что сказалось на тиражах периодики. Причём в большей степени тиражи снизились не у районок, а у федеральной и региональной (в нашем случае – областной) прессы. Соответственно, издателям пришлось искать варианты экономии.

«С 2016 года мы стали еженедельником, – говорит главный редактор старейшей областной газеты «Белгородская правда» Сергей Ерёмин. – Раньше читатель получал газету четыре раза в неделю по четыре страницы большого формата А2. Теперь «Белгородская правда» – это 32 страницы более удобного «таблоидного» формата. Смена тиража повлияла и на содержание: мы сохранили привычные и любимые читателями рубрики, но при этом стали давать больше аналитических материалов».

Вслед за «Белгородской правдой» выпускающий её Издательский дом «Мир Белогорья» перевёл на еженедельный формат корочанскую газету «Ясный ключ». Цена для конечного подписчика не претерпела существенных изменений, зато объём газеты вырос. Читатели перезагрузку оценили положительно. В то же время многие журналисты задаются закономерным вопросом: а не повлияет ли снижение периодичности прессы на её оперативность? Будут ли новости свежими?

«Современная бумажная пресса должна предлагать читателям вовсе не новости, – не соглашается гендиректор Издательского дома «Мир Белогорья» Олег Шевцов. – В информационном обществе, где есть радио, телевидение, Интернет и социальные сети, никто не испытывает дефицита новостей. Но в то же время социум остро ощущает дефицит смыслов. Миссия бумажной прессы состоит в том, чтобы генерировать эти смыслы. Современная газета должна предлагать читателям не картину дня (с этим как раз прекрасно справятся электронные медиа), а картину мира».


для комментариев используется HyperComments