Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 сентября 2014, 10:57
 Екатерина Шаронова 4454

Карильонистка Александра Капинос: Белгородцы услышат старинный малиновый звон

Карильонистка Александра Капинос: Белгородцы услышат старинный малиновый звон Александра Капинос
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Скоро в Белгород из Санкт-Петербурга прибудет Александра Капинос – карильонистка, директор фонда «Русский карильон», соорганизатор международного фестиваля «Музыка над городом». И 14 сентября в 13:00 на Музейной площади, рядом с парком Победы, её концерт оригинальной музыки для карильона соло разнообразит традиционный «Белгородский звон» – музыкант представит фламандскую композиторскую школу, кроме того, исполнит народные песни Фландрии. В преддверии события с Александрой Капинос побеседовала обозреватель «Белгородских известий» Екатерина Шаронова.

– Александра, когда Вы впервые услышали музыку карильона, какой она Вам показалась?

– В 2009-м я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на кафедру старинных инструментов, где изучают орган, клавесин и карильон. Наш профессор Йозеф Виллем Хаазен – человек, которому мы обязаны возрождением карильонного искусства в России, – привёл нас в Петропавловскую крепость.

В башне собора Святого Петра и Павла я впервые увидела и услышала карильон. Мы слушали его изнутри, из так называемой будки карильониста. Лавина звуков, мощь и лёгкость одновременно, – карильон очаровал мгновенно. И сразу же желание играть на нём возникло. А после случилось знакомство с петергофским «набором колоколов и колокольчиков». Он расположен в парке, и, когда внезапно слышишь его, но ещё не видишь, откуда доносится звук, кажется, будто заиграл воздух – невесомо и хрустально. Словом, у каждого карильона – свой характер. Петергофский и белгородский чем-то в этом смысле похожи.

– Да, Вы ведь уже выступали в нашем городе (декабрь 2013-го) и можете оценить белгородский инструмент.

– Помня о таком радушном приёме в прошлый мой приезд, я с удовольствием возвращаюсь в Белгород. Ваш карильон, безусловно, отличается от того, на каком я привыкла играть (от петропавловского), но очень приятно звучит. Что мне ещё понравилось? Необычно было сидеть прямо перед колоколами и так близко к публике во время концерта.

– На сегодняшний день в России три карильона. Но скоро появится и четвёртый. Где его установят?

– Совсем скоро этот инструмент займёт своё место во Дворце Меньшикова на Университетской набережной, рядом с СПбГУ. В первую очередь он предназначен для студентов университета, хотя будет использоваться и как концертный. Как и все русские карильоны, его создаёт нидерландская Королевская колокололитейная компания Petit & Fritsen – большинство колоколов уже готовы. Подобно белгородскому, он будет мобильным.

– Насколько я понимаю, этими вопросами и занимается фонд «Русский карильон». А что ещё входит в цели и задачи вашей организации?

– Всё, что прямо или косвенно связано с карильонной музыкой в нашей стране – установка новых инструментов в других городах России, поддержка русских карильонистов, организация их гастролей по России и за рубежом, организация и проведение конференций, мастер-классов для них, выпуск и распространение аудио- и видеосборников карильонной музыки.

– И, конечно, международный фестиваль «Музыка над городом» (в рамках которого неоднократно выступал белгородский карильонист  Тимур Халиуллин)?

– Да, конечно. И последние пять лет я наблюдаю, как у карильона появляется всё больше поклонников – сформировалась большая постоянная аудитория «Музыки над городом», постепенно он стал одним из любимых летних фестивалей Северной столицы.

– А как возник «Русский карильон»?

– Фактически фонд существовал с 2001-го, когда восстановленный карильон снова зазвучал в Петропавловской крепости. Но несколько лет назад Йо Хаазен задумал придать ему статус официальной организации. Необходимость эта была очевидна – так мы могли бы представлять интересы русских исполнителей на более высоких уровнях, и не только в России, но и в мире. И вот минувшей весной на одном из собраний русские карильонисты, наконец, решили официально зарегистрировать фонд.

– Судя по программе концерта, Вы представите генезис фламандской карильонной школы – от музыки первого композитора для карильона Якоба ван Эйка до композиторов XVIII (Матиас ван ден Гейн), XIX и XX века, кроме того, прозвучат народные мелодии Фландрии?

– Да, я исполню оригинальную музыку для карильона. В этом году посетила Бельгию и заново открыла для себя великолепие музыки Жефа Денейна, Матиаса ван ден Гейна, Стафа Нееса. В композициях этих выдающихся фламандских композиторов-исполнителей максимально раскрываются выразительные и технические возможности карильона. А светлые и мелодичные народные песни Фландрии – то, с чего начиналась и из чего черпала вдохновение карильонная культура. Так что белгородские слушатели смогут в некотором роде побывать на родине малинового звона, ведь именно его они и услышат на моём концерте.

– А корректно ли говорит, что традиция, которую Вы представите, – самая важная для карильонной музыки в целом?

– Давайте порассуждаем. Фландрию называют родиной карильона. И музыка фламандских композиторов-карильонистов – то, что раскрывает спектр выразительных возможностей нашего инструмента, та основа, на которой мы учимся, как для него сочинять. Подчеркну и тот факт, что Жеф Денейн в 1922-м учредил Королевскую школу карильона, тем самым положив начало образованию в этой области.

– К слову о сочинительстве… Вы сами музыку пишете?

– Нет, но иногда импровизирую. Импровизация, кстати, занимает важное место во фламандской карильонной традиции. Скажем, многие сочинения Жефа Денейна имеют импровизационную структуру.

– А кого из современных карильонных композиторов выделяете?

– Назову имена американцев Джона Кортера, Роберта Бёрнса и фламандца Кристиана ван Ингельгельма. И, конечно, Олеси Ростовской. Эта русская карильонистка создаёт очень много произведений для нашего инструмента.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×