11.12.2016, Воскресенье 05:10
  • 63,30
  • 67,21
  • 2,45
18 марта 2016 г. 20:18:40

В Белгородском государственном университете выступил президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Как защитить диплом после защиты
Выступает Иван Засурский. Фото Вадима Заблоцкого

Иван представил студентам проект «Общественное достояние», созданный, чтобы открыть интернет-пользователям доступ к знаниям и культурным ценностям. Одна из его задач – публикация научных работ в открытом доступе. Это даст возможность любому изучить чужие наработки, а также сохранит настоящее авторство. Если все работы будут доступны в Сети, то продажа дипломов станет бессмысленной, а плагиат будут разоблачать моментально.

Засурский – один из инициаторов «Общественного достояния». Помимо Ассоциации интернет-издателей, он возглавляет кафедру новых медиа и теории коммуникации на факультете журналистики МГУ, пишет книги, работает редактором, журналистом. По итогам университетского круглого стола публикуем его самые интересные рассуждения о плагиате, авторском праве и свободном доступе к информации.

О советских фильмах и праве помнить

У человека должна быть возможность посмотреть любой советский фильм в любое время, когда он захочет. Почему? Потому, что это наше общее прошлое. Если у нас нет прав на то, чтобы обращаться к нашей собственной памяти, то, наверное, есть серьёзные проблемы с тем, кто мы. Мы оказались в идиотской ситуации. Мы сами себя колонизировали.

Мы взяли свою собственную память, отнесли её непонятно куда, положили и поставили на входе паркомат, который принимает деньги за то, что ты хочешь что-то посмотреть.

Был очень интересный доклад Аналитического центра при правительстве Российской Федерации. Они сделали эксперимент: скачали с торрентов фильм, просто заурядный советский фильм. Затем они попробовали получить его легально: пошли в Госфильмофонд, в киноархивы. Им пришлось заплатить: купить платный каталог, чтобы посмотреть, что этот фильм где-то хранится, поскольку им сказали, что его нет и его нельзя получить. Вот и вся история.

Об абсурдности закона

Происходит переход от обычных медиа, к которым мы привыкли: газет, журналов, телевидения, – к электронным. Полностью меняется характер отношений между поставщиками информации и потребителями. Полностью меняется тип коммуникации.

Фото Вадима Заблоцкого

Я журналист, газетчик – и по образованию, и по духу. Я вижу, что в моей профессии очень тяжело сейчас. Потому что раньше мы были как блюстители мнений и дум, мы были основным каналом, по которому люди получали информацию. А сейчас каждый является журналистом, каждый!

То, что вы пишете друг другу, чаще всего интереснее, чем то, что журналисты хотят вам сказать. Потому что это касается непосредственно вашей жизни.

Вместе с тем то регулирование и вопросы авторских прав, которые есть, по-прежнему рассматриваются таким образом, как будто основной смысл коммуникации – заработать.

Каждое произведение, даже ваш пост в социальной сети, – это авторское произведение. По российским законам, если оно размещено без вашего согласия, вы имеете право закрыть «Фейсбук», «ВКонтакте» и всё на свете. Это справедливо, что человек из-за своей картинки может закрыть «Мейл.Ру»?

Об упырях, которым должны

Есть системная проблема у людей, которые представляют Интернет, и у людей, которые представляют традиционную киноиндустрию. По каким-то странным, не совсем понятным мне причинам, люди, которые представляют традиционную киноиндустрию, считают, что мы все им должны. Я кинопродюсер, я снимаю кино (может быть, кто-то смотрел мои фильмы: по Пелевину «Generation П»). Я не считаю, что те, кто посмотрел фильм, мне должны: я делаю просто кино. Если вам захочется его посмотреть, сделайте это, пожалуйста. Не захочется – не смотрите. Никто ни за что мне ничего не должен. И режиссёру нашему ничего не должен, и нам не надо, чтобы каждый отчислял по 25 рублей в месяц, чтобы мы продолжали снимать. (Речь идёт о так называемом антипиратском сборе, который предлагают ввести в стране. Если это произойдёт, то с каждого интернет-пользователя будут взимать плату вне зависимости от того, скачивает он легальный контент или нет – прим. ред.).

Фото Вадима Заблоцкого

Но есть очень серьёзная проблема – авторские общества. Российское авторское общество ведь и в Белгородской области собирает со всех деньги – и с кинотеатров, хотя в них показывают в основном голливудские фильмы, где права на музыку консолидированы, они идут вместе с фильмом и никому ничего не надо платить. Но они всё равно собирают, потому что это упыри.

Это самая наглая масштабная афера, которая происходит в России.

О высшем образовании и уважении

Есть проблемы и с вузами. Недоступен основной массив учебников, информации, которую, честно говоря, любой студент должен иметь без проблем. На самом деле все передовые исследователи, все учёные, все, кто хочет учиться, находятся в такой же ситуации, как простые люди, которые хотят посмотреть кино. Всё где-то за колючей проволокой.

Последние 20–25 лет мы производим специалистов по фальшивой отчётности по всем специальностям. Как мы можем учить людей, если у нас нет источников литературы? Как мы можем учить людей, если они не хотят учиться и думают, что можно скачать из Интернета и сдать чужую работу? Если они не уважают чужие права, не уважают себя, преподавателя? Как мы на журфаке МГУ эту проблему решаем: я просто не даю никому защищать диплом до тех пор, пока его не опубликуют в открытом доступе.

В России защищается 1 млн дипломов в год. Все скандалы, которые вы слышали про диссертации, – это просто мелочь.

Начиная с этого года все дипломные работы будут проверяться. Методика такая: если вуз публикует больше 80 % своих дипломных работ в открытом доступе, то его не проверяют. Если вуз публикует больше половины выпускных квалификационных работ своих студентов, то проверяется выборка от 10 до 50 работ. А вот если вуз не публикует работы или публикует меньше половины, то проверят их все.

Фото Вадима Заблоцкого

Теперь вузы обязаны в своих электронных системах хранить все дипломы. Это требование государственной аккредитации: приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636, п. 38. Это значит, что их все проверят.

И ещё одна из проблем. Все работы, которые уже сдавались, – с ними что происходит? Особенно с теми, которые сдают в региональных вузах. На них зарабатывают. Их сдают ещё по пять-шесть человек в других регионах. Вся Россия занимается перепродажей друг другу чужого. Это значит, что если вы защитились год назад, то вашу работу сдаёт сейчас кто-то другой, и если вашу работу проверят потом, то она окажется сплагиаченной. Если ваша работа не опубликована, не попала в базу «Антиплагиата», то она попадёт в базу как его работа.


для комментариев используется HyperComments