• 65,81
  • 75,32
  • 2,33
19 февраля 2018 г. 14:58:02

Мастер лоскутного шитья вернулась из Японии с международного фестиваля квилта

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Как старооскольская мастерица покоряла Токио
Валентина Бочарова. Фото Владимира Бабича

Валентина Бочарова рассказала «БелПрессе» о поездке в Страну восходящего солнца, которую выиграла в суздальском фестивале «Душа России», взяв Гран-при.

О храме и связи времён

«Конкурсное лоскутное панно называется «Нерушимая стена». Размер немаленький – 180 на 120 см. Трудилась над ним полгода. Половина времени ушло на подбор ткани и столько же – на работу.

Центр композиции – старооскольский храм Рождества Христова. Он возвышается над заброшенными деревенскими домами. На переднем плане угадываются очертания другой маленькой церквушки. Я долго ездила по окрестностям, делала фото и зарисовки, пытаясь отыскать подходящий сюжет. И нашла в курской деревне Жуково, что недалеко от Старооскольского водохранилища.

Храм во имя Знамения Божьей Матери бомбили фашисты. После войны его хотели разрушить местные власти. Во время строительства водохранилища его собирались затопить. Но вода не дошла до храма несколько метров. В народе его называют «Нерушимая стена».

Японки плакали

«Фестиваль проходил в Токио в конце января. Нас из России было 25 человек. Несмотря на то что была там впервые, мне позволили сделать презентацию панно – это считается большим успехом. Когда я рассказывала об истории нерушимого храма, японки даже прослезились. Видимо, работа понравилась, раз я получила приглашение на следующий год.

Нужно серьёзно подойти к выбору будущей лоскутной картины. Японцы просто так приглашения не раздают. Они считают, что лучше них никто не работает. Обычные лоскутные одеяла, которые веками стегали наши бабушки, их не интересуют. Таких ценителей квилтинга необходимо чем‑то ошеломить.

У японских мастериц в основном декоративные работы. На мой взгляд, детские и немного наивные. Любят изображать животных и всякие цветочки. Серьёзных, сюжетных очень мало. Что и удивляет. У меня много работ, связанных с войной, а они, имея разрушенную Хиросиму, просто проходят мимо. Думаю, что моя будущая картина будет связана с ней. Размер для выставки имеет значение, задумываю панно метра два на два.

Меня поразила их техника шитья. Наши бабушки делают лоскуты примерно 15 на 15 см, а японки – 1–1,5 см. Очень кропотливая работа – потом всё собрать в единое целое. Для панно используют старые шёлковые кимоно. Их творения смотрятся очень богато.

Каждой россиянке подарили по кимоно. Конечно, новые, с этикеткой.

Видела на открытии японскую принцессу Кико. Это супруга младшего сына императора. Худенькая, миниатюрная женщина, одетая во всё чёрное.

Масштаб выставки просто огромный. Почти две тысячи работ мастеров со всего мира. Она проходила на большом стадионе, который едва вмещал всех желающих. Люди по два часа в очереди за билетами стояли, чтобы попасть на фестиваль».

  • Валентина Бочарова со своим лоскутный панно «Нерушимая стена».

  • Одна из работ Валентины Бочаровой.

Какие они, японцы?

«Это совершенно другой мир. Очень незаметные люди, одетые в чёрное или что‑то тёмное. Кажется, что как будто строем ходят, быстро и деловито. Зато культура видна во всём, начиная, извините, от туалетов и заканчивая обслуживанием в самолёте.

На улицах крутых машин не встретишь. Если только миниатюрные. Ездят или на велосипедах, или на общественном транспорте. Школьники все как на подбор: в одинаковой синей форме и шапочках (мальчики – в шортах, девочки – в юбочках). Даже в снег ходили с голыми ногами и в туфельках.

Живут очень аскетично. Были в гостях у одной мастерицы. Мебели почти нет, на полу циновки и детские игрушки. Домой вернулась и думаю, как избавиться от лишних вещей и освободить пространство для жизни.

Ездили на экскурсии. В Киото, древней столице Японии, прожили три дня. Побывали в Хиросиме, в Золотом храме, он почти весь покрыт сусальным золотом. Знаменитый сад камней – небольшая площадка, на которой разложены 15 чёрных священных камней, и вокруг японцы медитируют. Были на чайной церемонии. Её проводила женщина, на вид ей дашь лет 65 от силы, а на деле оказалось 90!»

Красные тарелочки

«Приехала в Японию в первый раз, и мне всё хотелось попробовать. В гостинице, где мы жили, был шведский стол, поначалу набирала полную тарелку, потом стала скромнее.

Блюда все очень вкусные. Японцы уважают свежие овощи, фрукты, морепродукты и рыбу во всех видах: от сырой до варёной. Едят много риса и мало хлеба. Молочных продуктов в магазинах не встречала. Купили один раз йогурт, а он как желе, непривычно.

Любят выпечку. Пирожные маленькие, совсем несладкие, на тарелочке несколько штук помещается. Есть даже зелёного цвета, готовят их на основе чая. Научилась пользоваться палочками, очень удобно, особенно когда ешь рыбу.

В суши-барах стоимость обеда считают по тарелочкам. Блюда на красных тарелочках – по одной цене, на зелёных и синих – по другой. Японцы больше одной не брали, я заказывала по две-три: так вкусно, что трудно удержаться. Одна москвичка из нашей делегации одолевала и по десять».

О шопинге и будущих выставках

«В магазинах множество всяких приспособлений для квилта. Специальные напёрстки, устройства для вдевания ниток… Есть машинки для стёжки, но это дорогое удовольствие. Я привезла много ткани. Она довольно дорогая, но очень качественная. Метр шёлка ручной окраски при ширине 35 см стоит около 800 рублей. Применю его в конкурсных работах.

Планирую участвовать во многих выставках. Ближайшая, отчётная Союза художников России, состоится в Белгороде. Буду готовиться к персональной выставке в Суздале в августе. И там же на фестивале представлю свою новую работу, тема уже известна – «Праздник». Вдруг повезёт, и я опять возьму Гран-при и поеду в Японию. Самой такую поездку не осилить. Билеты и проживание обойдутся в 150 тыс. рублей.

Сейчас панно «Нерушимая стена» в Москве. Она хранится в ассоциации мастеров лоскутного шитья. И путешествует по России. Надеюсь, что после выставки в Манеже оно вернётся на родину».


для комментариев используется HyperComments