Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 сентября 2016, 12:15
 Ольга Алфёрова 4336

Как создавался фестиваль «Этажи»

Сколько нужно времени, денег и людей, чтобы устроить молодёжный фестиваль искусств

Как создавался фестиваль «Этажи» Фото Владимира Юрченко
  • Ольга Алфёрова
  • Статья

Три дня – с 23 по 25 сентября – в Белгородской филармонии пели, танцевали, рисовали, учили, учились и обсуждали. Но «БелПресса» начала следить за этим феноменом гораздо раньше – ещё на стадии подготовки «Этажей».

Десять недель до фестиваля

Светлые головы нескольких молодых сотрудников филармонии озаряет идея сделать фестиваль для молодёжи – такой, который интересно было бы посетить самим. Парадом командует Юлия Шапошникова, режиссёр филармонии. До этого Юлия проработала здесь год организатором событий.

«Мне кажется, это давно витало в воздухе: в Белгороде множество талантливых людей, которые выступают в кофейнях, а у нас есть очень крутая площадка, где всё готово для создания классных мероприятий, но молодёжи сюда ходит немного. Мы подумали: почему нельзя объединить силы и сделать нечто интересное молодому зрителю и нам самим на профессиональной площадке?»

График филармонии практически полностью расписан на год вперёд. Втиснуться туда с трёхдневным фестивалем крайне трудно, поэтому его назначили на практически единственную свободную дату. Стало ясно, что ближайшие два месяца пройдут в режиме «Живи быстро – умри молодым». На подготовку масштабного фестиваля требуется хотя бы полгода, но ребята начинают тогда, когда по‑хорошему уже пора начинать рекламу.

  • Юлия Шапошникова.

Восемь недель до фестиваля

Тысяча и одна идея непрерывно порхают в воздухе, заполоняя кабинеты, листы бумаг, электронную переписку и всё свободное от работы время. Поток набирает обороты, и его уже не остановить. Китайский театр? Файер-шоу? Воздушные гимнасты? Хип-хоп в филармонии? Почему бы и нет! В ряды участников вступает объединение «Четыре четверти». Практически сразу присоединяются Московский дом кино и театр «Спичка», белгородские поэты приглашают коллег по цеху из столицы.

Решено задействовать филармонию по максимуму, чтобы гости могли, наконец, увидеть все её этажи. Почти сразу прижилось название, позже с волонтёрами придумали слоган «Этажи – это твоя атмосфера, живи искусством». Программы нет даже наполовину, но уже можно приблизительно посчитать бюджет и прикинуть свои силы и возможности. И представить проект руководству филармонии и управлению культуры.

«Мы решили сделать площадки по всем направлениям искусства и сразу определили для себя довольно высокий уровень. Захотели пригласить гостей из другого города, чтобы внести свежую волну в нашу творческую тусовку, предложить что‑то новое. И если ты вкладываешься и приглашаешь крутых участников, бесплатно это сделать не получится. Конечно, нас серьёзно поддержала филармония. Часть денег нашли у спонсоров, часть рассчитывали получить от продажи билетов. С деньгами всегда так: ты планируешь один бюджет, в процессе подготовки что‑то меняется, возникают непредвиденные задачи, и нужно искать средства практически непрерывно. Затраты на подобный фестиваль – около миллиона рублей».

В это время ребята решают отремонтировать и оборудовать площадку в джаз-подвале. Буквально за день они снимают и делают ролик для краудфандинговой платформы Planeta.ru, чтобы собрать деньги. Через две недели сумма замерла на отметке 20 тыс., но однажды утром на почту пришло оповещение о том, что анонимный благотворитель пожертвовал 100 тыс. рублей. Тёмный рыцарь так и не открыл своего имени, а его вклад серьёзно поддержал проект.

  • Ремонт джаз-подвала.

  • Ремонт джаз-подвала

Шесть недель до фестиваля

Информация об «Этажах» расходится сарафанным радио. Люди сами начали писать и предлагать свою помощь. В это время нашли кураторов направлений: джазового гитариста филармонии Андрея Никитченко, руководителя хип-хоп-студии «4/4» Игоря Дробота, куратора Школы искусств «О2» Анну Зарубину, актёра драмтеатра Дмитрия Беседу, директора Московского дома кино Елену Цуканову.

В это время стало ясно, что нужно привлекать помощников. Кинули клич на поиск добровольцев. В волонтёрские организации не стали обращаться намеренно: искали людей, которые хотели бы участвовать в этом сами, способных предлагать и доводить до ума свои идеи. В волонтёры записалось около 40 человек. Практически никто не сошёл с дистанции до конца фестиваля.

«Один человек – это ничто. Самое сложное – создать свою команду. Вячеслав Полунин говорил: «Работайте с теми людьми, которых вам хочется обнять». Надеюсь, однажды у меня будет своя режиссёрско-постановочная группа, с который мы будем заниматься проектами. Именно так люди и находятся. Привлечение волонтёров – это классный опыт, они мощная сила и большая поддержка. Но это должны быть те люди, которые так же горят, у которых рабочий день не заканчивается в 17:00, – они готовы выходить за рамки, проявлять инициативу. Это свежий взгляд со стороны, потому что один человек не в состоянии увидеть все аспекты и всё предусмотреть».

В это время первые волонтёры занялись ремонтом подвала, собрали сиденья и сделали для них подушки. За несколько дней зал был полностью готов.

Помощники шьют подушки для джаз-подвала.
Помощники шьют подушки для джаз-подвала.
Фото из архива волонтёров

Четыре недели до фестиваля

Юлия подала заявку и выиграла грант 200 тыс. рублей на форуме «Таврида». В это время программа и состав участников ещё не были полностью известны. И примерно в это время началось то волшебство, ради которого всё и делалось. Во время подготовки участники встречались в кабинетах, знакомились, у многих рождались идеи о том, чтобы сделать нечто совместное специально для фестиваля.

Так, например, появился проект «Грани»: академический орган, классическая виолончель и народная волынка встречаются с роковой гитарой и танцевальными номерами. Этот эксперимент сложно было бы представить в обычной программе филармонии.

Танцоры хип-хопа решили импровизировать в батле под импровизацию джазового коллектива филармонии.

«Однажды вечером, сидя у себя в кабинете, я услышала знакомые мелодии песен Земфиры. Кто‑то пел и играл на фортепиано её композиции. Мне так понравилось, что я начала искать по этажам филармонии, искать, откуда идёт звук, и когда нашла – сразу предложила выступить. Ребята репетировали это для небольшого камерного вечера с несколькими гостями, но согласились сыграть и у нас».

  • Проект «Грани».

  • Джазовая импровизация для хип-хоп-баттла.

  • Мария Маринина исполняет песни Земфиры.

Ещё одно открытие фестиваля – группа Sahar-band: состав из нескольких музыкантов филармонии, создавших собственный проект балканского джаз-рока, который ездил на разнообразные фестивали, но практически не выступал в Белгороде.

«Только с одним артистом не сложилось – не совпали его графики с нашими датами. Многие участники, несмотря на наше скромное предложение по бюджету, после переговоров согласились участвовать, некоторые выступали вообще без гонорара. Значит, мы не ошиблись, людям это действительно нужно».

Две недели до фестиваля

Юля с основными помощниками практически ночуют в штабе, уезжая домой на несколько часов. Привозят пиццу. Урны ломятся от стаканчиков из‑под кофе. Семьи организаторов в восторге. Уже на финишной прямой окончательно утверждают программу фестиваля – и начинается продажа билетов.

  • Sahar Band.

  • Александр Могилёв.

  • Стас Море.

  • Кристина Ковалёва.

Неделя до фестиваля

Волонтёры уже не блуждают в коридорах филармонии в поисках штаба, а приходят сюда как к себе домой. Здесь стоит швейная машинка, разложены беджи, наклейки и флаеры, картины, декорации, куртки и уставшие люди вдоль стен. Большинство волонтёров – девушки, немногих парней немедленно бронирует себе в помощь штатный осветитель.

Три часа до старта

Фестиваль начинается вечером, а днём все залы филармонии заняты другими мероприятиями, поэтому ни одна площадка ещё не готова. С минуты на минуту прибудут волонтёры, готовые заняться этим по первому знаку, а также будут встречать гостей, помогать артистам, вести фотоотчёты и делать ещё тысячу непредсказуемых дел, став важным и незаменимым элементом одного большого механизма, двигающего процесс.

«Есть волнение. Но это рабочее настроение, которое даёт тонус. Зачем нервничать и суетиться? Это всё равно ничего не изменит. У каждого свой метод, я видела талантливых режиссёров, которые носятся и кричат, но это не мой подход. Если не можешь получать от этого процесса удовольствие – лучше не ввязываться».

  • Группа «N. E. V. A.».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×