Дома не все
«Когда я показываю некоторым родителям рисунки, на которых их ребёнок изобразил свою семью, они, мягко сказать, в недоумении, – говорит психолог детского сада № 64 Наталья Маркова. – Ведь на рисунке есть мама, папа, дедушка, бабушка, а самого ребёнка нет».
Психолог начинает говорить с мамой, и потихоньку выясняется, что она кричит «немного на ребёнка, когда раздражает» или частенько отправляет его на неделю пожить к бабушке.
Рисуночная методика показывает, что многие дети не воспринимают своих родителей. Вот полная семья, в которой папа с утра до вечера крутится, чтобы у дочки было всё. Но видятся они в лучшем случае минут 15 в день – и на рисунке семьи девочка изображает только себя и маму. Папы на нём нет. Не видимые миру переживания сказываются в непослушании, агрессии, которые выливаются на родственников и детей в группе.
«Ребёнок неуправляемый, он меня не слышит», – жалуется мама. Начинаем разбираться и видим стандартную причину: родители уверены, что они делают всё для детей, – говорит психолог. – Водят на кружки, в спортивные секции. Но они именно водят, они не занимаются с детьми – а ведь только это общение ценно для ребёнка! И он начинает протестовать, проявлять агрессию, зато родители точно его заметят, пусть даже и накажут».
Если ещё несколько лет назад дети с радостью встречали родителей в конце дня, то сейчас, отмечают воспитатели, некоторые, наоборот, начинают, увидев их, ныть. Если в садике час за часом день расписан по интересным занятиям, то дома их ждут уставшие родители и мультфильмы и компьютерные игры – чтобы не мешались под ногами. Главная задача психолога – помочь родителям увидеть себя со стороны и перестроить взаимоотношения в семье.
Я вам ответ нарисую
Чтобы понять, о чём мечтает ребёнок, можно использовать доски желаний. В детском саду № 64 они есть в каждой группе, и ребята с воспитателями на неделю планируют, чем интересным будут заниматься. Дома на картонный лист можно наклеить кармашки по дням недели и заготовить карточки, на которых изображать любимые занятия. Вы купили интересную книжку, но она уже две недели лежит нетронутая? Пусть ребёнок карточку с нарисованной книгой положит в один из дней. И так планируется вся неделя.
«Это дополнительные возможности для общения детей с родителями, чего так не хватает в современном ритме жизни, – говорит директор детсада № 64 Марина Мусанова. – Возможно, ведение подобных совместных планов поможет взрослым больше времени проводить со своими детьми, сделать то, чего они никак не успевали раньше: сходить в кукольный театр, прочитать новую книжку, сделать открытку бабушке. Но в данном случае родителям, конечно, нужно быть честными с детьми: не обещать то, чего точно не могут сделать в течение недели. А если пообещали – то обязательно следовать своим словам».
В детском саду выходные дни тоже заполняют карточками желаний, которые затем раздают родителям.
«Многие просто в недоумении. «Почему ребёнок нарисовал желание сходить зоопарк? Почему он не сказал мне это напрямую?» – удивляются родители», – рассказывает Марина.
Иногда дети стесняются просить о чём-либо своих занятых родителей, иногда те их просто не слышат. А эти карточки помогут сделать шаг навстречу друг другу, уверены специалисты детсада, где эти доски используются уже шесть лет и откуда разошлись по другим учебным заведениям области.
Доски могут иметь разные варианты. Это может быть обычная доска, на которой с помощью условных знаков обозначены дни недели, планшет с файлами, какая-либо фигурка (дерево, цветок, бабочка, а может робот или кукла) с окошками для карточек.
Просто взять за руку
Каждый день психолог заходит в группы детского сада и малыши наперегонки бегут к ней. И впереди, как говорит Наталья Маркова, – те, у кого семейная диагностика выявила проблемы. Дети не жалуются, но их поведение показывает, чего им не хватает. Они нетерпеливо ждут, когда их погладят по голове, похвалят – сделают всё то, что не успели сделать родители.
«Детям надо постоянно доказывать нашу любовь, – говорит психолог. – Очень важен телесный контакт: поцеловать, прижать. Возьмите ребёнка за руку и скажите, что вы его любите, что он лучший. Этого много не бывает. Никогда не приводите в пример ему других детей, которые, в отличие от него, в этом возрасте многое умеют. Ничего, кроме чувства вины, что он не такой, как все, и низкой самооценки у ребёнка это сравнение не вызовет».
И ещё, предупреждает она: не вспоминайте через неделю-две провинности, за которые сын или дочь уже получили наказание, не читайте постоянных нотаций. Постарайтесь объяснить, в чём они были не правы, и не обсуждать то, что уже пережили.
А переживаний у родителей и детей немало, особенно в последнее время, когда всё чаще всплывает диагноз «гиперактивен». Поладить с этими ребятами, а также с полной их противоположностью – малоактивными детьми – помогут используемые в детском саду № 64 мешочки индивидуальных занятий. Как только воспитатель видит, что ребёнок чрезмерно подвижен или, наоборот, долгое время тихонько просиживает в уголке, он предлагает выбрать задание из мешочка. То же самое могут делать родители дома.
Если малыш уже в течение часа скачет по дому, не давая вам передохнуть, предложите ему мешочек, корзинку, коробку с игрушками или картинками с изображением спокойных игр. Это конструирование, аппликации, рисование, лепка, игры с пальчиковым, кукольным или теневым театром, настольные игры: пазлы, шахматы, домино, лото, игры для развития мелкой моторики: шнуровки, су-джок, крупы.
Чтобы малоактивный ребёнок больше двигался, в мешочек кладут атрибуты спортивных игр: верёвочки, теннисные шарики, шайбу, кольцо для кольцеброса, картинки с изображением прыжков, метания, лазания по лестнице или канату, классиков. И ещё картинки с заданиями, на которые способна родительская фантазия: поиграть с котом, полить цветы.
Опыт показывает, что дети с большим желанием ныряют в мешочек за заданием. А так как они сами его выбрали, то с удовольствием и выполняют. Разница в отношении к заданию, которое предложил взрослый или выбрал сам ребёнок, колоссальная, отмечают воспитатели. Если в семье двое детей, то желательно иметь два мешочка, которые смогут скорректировать их поведение.
И не забывайте обязательно похвалить! Тогда и небольшого, но плодотворного общения будет достаточно, чтобы на рисунках детей были изображены весёлые родители и они сами.