• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
30 апреля 2016 г. 16:31:26

Редактор «ОнОнаса» раскрывает кухню фотопроекта «Встречают по одёжке»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Как мы это делали
Фото Ирины Межовой

При подготовке материалов для «ОнОнаса» обычно вся журналистская и организационная работа остаётся за кадром. В этот раз мы решили раскрыть детали подготовки нашего фотопроекта о народных костюмах – от рождения идеи до последнего кадра.

Ноябрь 2015 года. Планёрка

«А что если нам взять старинные костюмы, надеть их на молодых людей и девушек и сфотографировать в современной городской среде? – предлагаю я во время обсуждения тем для очередного номера журнала. – Может получиться интересный фотопроект. Я такого ещё нигде не видел».

Мы начинаем обсуждать то, какими должны быть кадры, в каких локациях лучше сфотографировать моделей и где взять костюмы. Я записываю идею к себе в блокнот и... Оценив, сколько усилий и времени нужно вложить в проект, откладываю его до лучших времён («Уже зима на носу, на улице снять будет проблематично!») и, как это часто бывает, забываю.

18 февраля 2016 года. В кабинете у руководителя

«А разве мы с вами, Вадим Юрьевич, не обсуждали что-то подобное несколько месяцев назад?» – генеральный директор издательского дома «Мир Белогорья» Олег Шевцов протягивает мне раскрытый февральский номер воронежского журнала «Слова».

Со страниц на меня смотрят парень и девушка в народных костюмах. На фотографиях они обедают в ресторане, ходят по супермаркету, заправляют машину. Вот уж верно говорят – мысли материальны. Ну что ж, сами виноваты – идею придумали, а за реализацию не взялись. Вот воронежские коллеги нас и обошли на повороте.

«А что нам мешает вернуться к этой идее? – говорю я генеральному. – Костюмы найдём, людей – тоже. Я даже знаю, кто бы мог всё это красиво сфотографировать. Сделаем, Олег Леонидович, уж точно не хуже, чем у соседей».

«Действуйте», – улыбается в ответ Шевцов.

Фото Ирины Межовой

19 февраля. Редакция журнала

«Классная идея, Вадь! Я уже и раскадровку в уме сделала. И даже знаю, кого на какой сюжет позвать на роль модели – открой «ВКонтакте», я тебе покажу их, – с ходу включается в проект фотограф Наташа Харитошкина, не раз выручавшая «ОнОнас». – Но если делать, то сейчас, вот буквально в ближайший месяц-два. Потому что в мае я уже стану мамой».

А что, пожалуй, это хороший стимул не откладывать фотопроект в долгий ящик и сделать всё качественно в сжатые сроки.

С этой мыслью я звоню директору Славянского центра культуры института искусств и культуры Михаилу Игнатову. Объясняю, зачем нам нужны народные костюмы, на какой срок и в каком количестве.

«Да не вопрос! – сразу соглашается помочь Михаил. – Я тебе сейчас дам несколько. Думаю, руководители наших творческих коллективов с радостью откликнутся на твоё предложение».

1 марта. БГИИК

«Сразу после Масленицы мы готовы сниматься в вашем проекте, – сообщает худрук ансамбля «Раздолье», доцент кафедры искусства народного пения Людмила Сушкова. – У нас сейчас горячая пора – много выступлений. А ребята наши, кстати, часто в народных костюмах по улицам ходят – на обед, например. Прохожие удивляются, а в ближайших магазинах и кафе уже к нам привыкли».

Фото Ирины Межовой

21 марта. Костюмерная

Недостающие сарафаны, косоворотки и сапоги в костюмерной института помогает получить декан факультета режиссуры, актёрского искусства и хореографии Наталья Бараниченко. Она с любовью рассказывает про каждый костюм: из какого он района области и почему выглядит так, а не иначе. Взяв из одного комплекта одежды женский головной убор сороку, Наталья Васильевна перед зеркалом надевает его и, весело ухнув, чуть ли не пускается в пляс. Вот тебе и декан!

«Это мой костюм, я в нём неоднократно выступала», – видя на наших лицах оторопь, с улыбкой поясняет она.

Набрав целый ворох одежды образца позапрошлого века, отправляемся согласовывать места съёмки. Доходим до таблички «Проректор по административно-хозяйственной работе и безопасности БГИИК Владилен Васильевич Абхалимов» и, набрав для смелости воздуху, с порога объясняем, что нам нужно.

– Что вы хотите? Буфет закрыть на полчаса ради фотосъёмки? – с суровым видом начинает разговор проректор. Но тут же меняется в лице и задорно заявляет: – А почему бы и нет! Валяйте, послезавтра буфет в первой половине дня в вашем распоряжении. И помещение для переодевания мы вам найдём. И концертный зал предоставим. Русский алфавит знаете?

– Да...

– Ну, расскажите мне.

– А, б, в, г, д... – словно сомневаясь, начинаю я.

– Вот! Слышите, что получается? Абвыгода! От слова «выгода», – ловко жонглирует буквами Владилен Васильевич. – От этого проекта польза будет и вам, и нам. Поэтому дерзайте!

Проректор крепко жмёт мне на прощание руку. Вот бы везде все вопросы решались так оперативно. Мы б уже на Марсе высадились бы, наверное.

23 марта. Первый день съёмок. Кино

В назначенное время все на месте: Наташа, её ассистенты, модели и ребята для массовки. Для подготовки к съёмкам нам любезно предоставили зал заседаний учёного совета, где с комфортом расположились все участники «забега».

С самого утра над главными героями начинают колдовать визажисты. Один из героев съёмки, Вадим Зюба, войдя в образ, читает стихи. Первый сюжет – сцена в кинозале, который нам с успехом заменяет концертный зал института. Для полноты картинки покупаем главным героям в ближайшем кинотеатре ведро попкорна и стакан колы. Модели готовы, свет выставлен. Готовились долго, а сняли сцену минут за десять. Талант – он и в Африке талант.

23 марта. Буфет

«Елизавета Аркадьевна, нам нужна ваша помощь», – обращаемся к буфетчице, которой нужно будет сыграть в кадре саму себя.

Она сразу же соглашается, но немного переживает, что не сможет выполнить поставленную фотографом задачу – раздражённо посмотреть на студента, который по сюжету пытается расплатиться за чупа-чупс пятитысячной купюрой.

В буфете нам нужно сфотографировать очередь, в которой вместе со всеми стоят Вера и Влад в народных костюмах. Драматичность кадра просто зашкаливает: тут и сцена с чупа-чупсом, и группа девушек, шушукающихся перед главными героями (явно обсуждают их необычный внешний вид), и хипстер, которого ничего не интересует, кроме гаджета, и студент-иностранец Талес (он действительно приехал из Бразилии) – всё это было придумано заранее и срежиссировано Наташей. В буфете приходится немного повозиться со светом и моделями, которые по очереди, словно сговорившись, выпадают из образов. Но вот найден идеальный ракурс, свет. Снято!

Фото Ирины Межовой

24 марта. Кофейня

С самого утра льёт дождь. Хорошо, что сегодня мы снимаем сюжеты в закрытых помещениях – в кофейне «Калипсо» и в салоне маршрутки.

«Тебе же вода за шиворот льётся, Наташка! – говорю я фотографу, которая делает классический для всех кофеен кадр сквозь стекло, который пойдёт на обложку журнала. – Сейчас я зонтик принесу».

Пока я хожу за зонтом, Наташа (которая, на секундочку, на седьмом месяце беременности) забирается на полуметровую деревянную тумбу у окна и фотографирует оттуда. Увидев меня с раскрытым от удивления ртом и таким же зонтом, она заявляет:

«Отсюда ракурс лучше! – и тут же спрашивает: – А что если я одну ногу поставлю тут, а второй буду опираться на соседнюю тумбу?»

Соседняя тумба стоит почти в метре от первой. С трудом вместе с ассистентом Ириной отговариваем Наташу от этой затеи. Кадр и без того прекрасен.

24 марта. Маршрутка

«Автобус у меня новый, шторки ещё не успел повесить, – словно оправдывается водитель Дима. – Зато я к вашему приходу его помыл».

Мне хочется просто обнять Диму: и за то, что шторок нет (лично меня они в общественном транспорте всегда бесят), и за то, что автобус сияет чистотой, и за то, что не отказал и в свой законный выходной решил нам помочь.

В маршрутке мы фотографируем Лизу, которая буквально за неделю до этого выиграла конкурс «Мисс университет – 2016» в университете кооперации, экономики и права. Вообще вот что характерно: все наши модели, когда узнавали о фотопроекте, говорили «Круто!» и сразу соглашались в нём участвовать, а к концу съёмок даже не хотели расставаться с нарядами. Наверное, нам просто везёт на хороших людей.

30 марта. Тату-салон

– Лёха, ну где ты есть? Уже все собрались, только тебя ждём! – распекает по телефону Наташа видеографа Алексея Бородина.

– Я уже вот он, вот он! – громко в трубку отвечает Бородин.

Через полторы минуты все в сборе, и можно выдвигаться на съёмку в тату-салон. По задумке герой – его играет Сергей Тюлюков – в народном костюме и красных сапогах делает татуировку на руке. Тату у Сергея уже есть – вполне себе нейтральное изображение древесного спила на предплечье. У вызвавшегося нам помочь тату-мастера Лёши Марта задача – сымитировать работу над рисунком, с чем он с лёгкостью справляется.

Для создания атмосферы включаю на телефоне треки «Нейромонаха Феофана» – питерского коллектива, делающего музыку в стиле драм-н-бэйс с текстами, изобилующую славянскими и устаревшими словами. К концу съёмки все начинают разговаривать на древнерусский манер, характерно окая и подбирая старинные слова. Всем весело.

31 марта. Торговый центр

Несмотря на некоторые сложности с получением разрешения на съёмку в одном из городских торговых центров, к назначенному дню у нас всё готово: модель Настя приехала вовремя, макияж в исполнении нашей добровольной помощницы Элины Бирюковой сделан, фотограф вместе с ассистентами давно на месте. Для полного счастья нам не хватает вновь задерживающегося видеографа.

«Я завтракал. Съёмка-съёмкой, но ведь сосиса сама себя не съест!» – оправдывается Алексей.

В торговом центре, как только мы начинаем фотографировать, к нам подходит человек в штатском:

– Кто вы такие?

– У нас всё согласовано. Мы из издательского дома «Мир Белогорья».

– Пожалуйста, снимайте.

Сотрудники магазина «DNS Цифровой», на фоне которого мы фотографируем Настю в народном костюме с коробкой от ноутбука, с интересом за нами наблюдают и даже делают несколько кадров на память. Хотя, как нам кажется, гораздо интереснее наблюдать за Наташей, которая в поиске более удачного ракурса сначала села на пол, а потом даже легла. Чего не сделаешь ради искусства?

6 апреля. Последний день съёмок

Сегодня мы снимаем финальный сюжет нашего проекта: девушка со скейтом переходит дорогу в центре города. Пока модель Аня переодевается, мы рассматриваем ядрёно-жёлтый пенни борд (разновидность скейта для подростков и девушек – прим. ред.) с зелёными колёсами, которые нам любезно предоставил для съёмки Евгений Гиенко.

«Я готова!» – улыбается Аня, и мы идём на пешеходный переход.

Работать тут немного сложнее, потому что постоянно загорается красный свет и приходится ждать, когда проедут машины.

– Ох, красота-то какая! – останавливается возле нас странненький мужчина в фиолетовых штанах и с Новым заветом в руках и затягивает: – Чеервооонаа рутааа...

– Интересно, как он догадался, что я родилась на Украине? – улыбается Аня.

В момент, когда для пешеходов загорается красный, наша модель оказывается на островке между полосами и о чём-то мило беседует со стоящей рядом женщиной. Ей сигналят и с улыбкой машут водители проезжающих автомобилей и маршруток. Аня улыбается им в ответ. В город пришла настоящая весна...



Что в итоге получилось, можно увидеть на страницах апрельского «ОнОнаса» или на «БелПрессе». Там же есть полный список тех, кто помогал журналу воплотить идею в жизнь.

А Алексей Бородин представляет видеоверсию дневника.

 

Дневник проекта «Встречают по одёжке». Видео Алексея Бородина

для комментариев используется HyperComments