Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 декабря 2015, 11:02
 Татьяна Цыбенко и Елена Мирошниченко 5737

Как белгородцы встречали Новый год десятилетия назад

Как белгородцы встречали Новый год десятилетия назад Новогоднее убранство главной площади Белгорода в 1981 году
  • Татьяна Цыбенко и Елена Мирошниченко
  • Статья

Корреспонденты перечитали старые подшивки «Ленинской смены» и книгу Александра Крупенкова «Белгород в воспоминаниях белгородцев»

1944 год

«Многие игрушки сумели пережить войну – их зарывали в землю на огороде вместе с посудой. Ёлка у нас была всегда, даже во время оккупации. Обычно это была сосна, густая и высокая, до самого потолка. Было множество игрушек, бусы, настоящие свечи, конфеты, завёрнутые в цветную ленту. Много было картонных, ватных, посыпанных каким-то блестящим составом», – вспоминает Елена Карпова.

Хотя так везло не всем.

«Во время оккупации, когда в доме стоял важный немецкий офицер, все стеклянные игрушки немцы забрали, а нам оставили только картонные», – рассказывает другая жительница Белгорода.

Пригласительный билет на новогоднюю ёлку 1959 года.
Пригласительный билет на новогоднюю ёлку 1959 года.
Фото предоставлено отделом архива новейшей истории Белгородской области

1945 год

«Во дворе перед домом ставили большую сосну. Вместо игрушек её украшали цветными ледышками. В формочку наливали подкрашенную воду и опускали ниточки петелечкой. Вода замерзала, эти украшения вешали на сосну. На солнце всё сверкало, и впечатление было необыкновенное», – делится воспоминаниями детства Светлана Романова.

«Каждый раз под Новый год мама покупала ёлку, сама делала для неё игрушки. Бумага, марля, вата, картон плюс фантазия и небольшой сладкий приз под ёлкой. Это было настоящей радостью!» – вспоминает Галина Киянова.

Новогодний утренник в школе № 1 Белгорода. 1986 год.
Новогодний утренник в школе № 1 Белгорода. 1986 год.
Фото предоставлено отделом архива новейшей истории Белгородской области

1946 год

«Однажды со своей концертной программой мы были приглашены на новогодний утренник в отделение ЮЖД. Концерт прошёл очень хорошо, но произошло невероятное – не появился Дед Мороз и меня уговорили стать им. В нашем доме была маска Деда Мороза, и это меня спасло. Дед Мороз – железнодорожник в тяжёлой шинели, маске и валенках, в хороводе вокруг ёлки с мешком подарков, с импровизированным текстом – очень тяжёлая работа, да ещё для девочки-подростка, но я справилась. Все думали, что мальчик был Дедом Морозом – я старалась изменить голос. Концерт начинался со спортивной пирамиды, потом обязательно песня о Сталине», – вспоминает Светлана Романова.

Пригласительный билет на новогодний бал-маскарад.
Пригласительный билет на новогодний бал-маскарад.
Фото предоставлено отделом архива новейшей истории Белгородской области

1951 год

Взрослые ещё делали последние приготовления к новогоднему праздничному столу, а у малышей уже разноцветными огнями зажигались ёлки. Шумно и весело было в школах Белгорода, шли новогодние вечера, появлялись Деды Морозы и Снегурочки, герои любимых книг. Актовые залы школ, училищ, техникумов были полны молодёжи. Здесь проводится маскарад. Много сказочных костюмов ребята делали сами, платья шили из занавесок. Кружились в вальсе белые снежинки, усатые мушкетёры, золушки, загадочные маски… Шутки, смех, беззаботное и искреннее веселье.

Ёлка в Белгороде 1981 года.
Ёлка в Белгороде 1981 года.
Фото предоставлено отделом архива новейшей истории Белгородской области

1956 год

Почётное место новогодние ёлки заняли не только в домах белгородцев, но и на улицах, площадях. Многолюдно было и на территории сельскохозяйственной выставки. Праздничный карнавал закончился фейерверком, массовыми гуляниями и играми. Большой новогодний вечер состоялся в Белгородском драматическом театре. Артисты выступили с концертом. Молодёжь в фойе кружилась в вальсе, старики, с умилением глядя на них, вспоминали свою молодость.

После войны, к Новому году готовились долго и тщательно. Из-за дефицита продуктов праздничный стол собирали по крупицам – кто что достанет. Главное любимое блюдо – салат-оливье, обязательно холодец, соленья. Кто был побогаче – мог позволить себе жареного гуся или утку.

Вспоминает фотохудожник Александр Дороган:

«Некоторым удавалось содержать кабанчика или свинку, курочек или кроликов. А к Новому году смоляной запах горелой щетины так будоражил ноздри, что будущий холодец или жареная печёнка могли поправить печальное впечатление от события «резать поросёнка».

1961 год

За два-три дня до Нового года в окнах домов на улице Сталина и Красина в Белгороде зажглись вечерние огни, и прохожие, поднимая головы, понимающе улыбались.

– Новосёлы! Вот счастливчики!

Семьи белгородцев накануне праздника вселились в новенькие квартиры. Просторные, как тогда казалось, комнаты, ванная, газ. Можно ли придумать лучший новогодний подарок? Много забот у новоселов, но самая главная – запастись ёлкой, побыстрее обустроится и начать новую жизнь в своей собственной квартире.

Новогодний огонёк, 1981 год.
Новогодний огонёк, 1981 год.
Фото предоставлено отделом архива новейшей истории Белгородской области


1965 год

Новогодний вечер в школе, праздничная суета, огромная ёлка, волнения ребят, музыка.

«Меня захватила эта всеобщая радость, атмосфера большого праздника, неуёмной горячей юности. Мимо меня в танце проплывали пары. Красивые, весёлые, нарядные. Ради этого счастья были страшные бои, падали рядом скошенные смертью мои товарищи. Истекая, кровью, лежал и я в тылу врага. Всё это – во имя жизни. Научить детей крепко и свято хранить память о прошлом, очень любить свою Родину – разве это не тоже продолжение боя, который я начал в 1941 году?» – говорит Николай Лукинов, Герой Советского Союза, подполковник в отставке, после войны преподававший в 35-й школе Белгорода.

Лыжный пробег в честь Нового 1968 года.
Лыжный пробег в честь Нового 1968 года.
Фото предоставлено отделом архива новейшей истории Белгородской области

1994 год

Новому году посвящали соревнования конькобежцев, хоккейные состязания и лыжные пробеги. Возле центральной ёлки на площади Революции собиралась компания белгородцев  в спортивной одежде, за полчаса до боя курантов они стартовали с площади, бежали до ж/д вокзала, а на улице Литвинова их догонял Новый год. К половине первого ночи марафон заканчивался около стадиона.

«Традицию новогоднего марафона ввели в конце 1980-х члены клуба закаливания «Белгородец», на старт выходили все моржи. И я участвовал в них с сыном. А затем с 1994 года подготовкой пробегов 12 лет занимались городские власти», – рассказывает Виталий Грицаев, в прошлом – начальник городского управления по физкультуре и спорту.

С тех пор в новогоднюю ночь ему было не до бега. Ещё за несколько недель до 31 декабря спорткомитет составлял списки участников, утверждал маршрут и договаривался с милицией о дежурстве на пути следования.

«Спортсмены стартовали, а на площади оставались их семьи, друзья, было много детей. Они не скучали, ведь мы готовили для них праздничную программу», – говорит Виталий Грицаев. Белгородцы соревновались в ходьбе на ходулях, подъёме гирь, беге в мешках. Люди приходили в карнавальных костюмах, масках, рассказывали стихи, пели песни и получали призы.

«Это была пропаганда здорового образа жизни: как без рюмки весело встретить Новый год. Мы готовили термос на 150 л чая, кондитерская фабрика выделяла печенье, и на свежем воздухе все это шло на ура, – вспоминает Виталий Грицаев. – Было очень радостно и весело, мы загадывали желания и верили, что они обязательно сбудутся».

Новогодний лыжный пробег. 1980 год.
Новогодний лыжный пробег. 1980 год.
Фото предоставлено отделом архива новейшей истории Белгородской области

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×