Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 марта 2016, 12:13
 Елена Мельникова 4841

Как белгородцы снимались в «Сказке про влюблённого маляра»

30 лет назад съёмочная группа киностудии «Ленфильм» облюбовала площадку для фильма в Белгородской области

Как белгородцы снимались в «Сказке про влюблённого маляра» Белгородцы Алексей Заборный (слева) и Андрей Юдин (справа) на съёмках фильма
  • Елена Мельникова
  • Статья

«Золушка», «Старая, старая сказка», «Ослиная шкура», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Царевич Проша», «Сегодня – новый аттракцион» – это любимые многими поколениями детей и взрослых фильмы сняты Надеждой Кошеверовой. Почти все натурные съёмки своего последнего фильма «Сказка про влюблённого маляра» известный кинорежиссёр сняла в Белгороде.

Как Дед Мороз начальником Кощеевой охраны стал

Алексей Заборный, видеоинженер музея-диорамы «Курская дуга. Белгородское направление», сыграл в «Сказке про влюблённого маляра» эпизодическую роль начальника охраны самого Кощея Бессмертного.

«Помню, был 1986 год, сентябрь. Я много лет проработал в драматическом театре актёром, но к тому времени перешёл на должность администратора. Иду как-то по коридору, а мне главный режиссёр театра говорит: «Там вот в кино набирают, может, и тебя возьмут?» «Может, и возьмут!» – отвечаю.

Для съёмок эпизодов Надежда Кошеверова отбирала актёров и массовку в театре, в училищах, спортивных школах. Многие бывшие пэтэушники без труда узнают себя (даже с накладными усами) среди воинов Кощеевой дружины. Но актёру Заборному повезло особо. Статный, черноволосый, черноусый – Кошеверова его приметила на первых же смотринах.

– Что умеете? – спросила режиссёр.

– Всё, что положено уметь актёру, – ответил он.

На том и разошлись.

«Ну, думаю, не сгодился я для эпизодов, – продолжает рассказ Алексей Владимирович. – На следующий день иду на работу, а мне говорят: бегала тут девушка, помощник режиссёра, тебя искала. Нашла она меня: «Надежда Николаевна хочет вас видеть на съёмочной площадке. Бога ради, поедем с нами, а то она нас со свету сживёт!»

Приехали на меловую гору – в район комбината строительных материалов. В некоторых кадрах фильма даже видна заводская труба, источающая белый дым.

Алексей Заборный, начальник охраны Кощея (второй слева).
Алексей Заборный, начальник охраны Кощея (второй слева).
Фото из личного архива

«Я был в пиджаке и туфлях, – продолжает рассказ актёр. – Все уже одеты в костюмы, один я в пиджаке разгуливаю… И вот приехала Надежда Николаевна – маленькая, сухонькая, в лёгком плащике и газовом шарфике. Ей тогда года 84 было, но она очень энергичной и активной была. А как об артистах заботилась! Увидела меня и давай кричать: «Почему у вас актёр стоит на холоде раздетый? Быстро одеть!» Нашли какой-то тулупчик. Потом стали костюмы примерять. А мне-то всё мало!

Помощники робко сообщили Кошеверовой, что нет на меня костюма. Она снова как закричит: «Что значит нет?!» Пришлось спасать положение. Мне когда-то в театре подарили кожаные ботфорты, я в них много лет проходил Дедом Морозом. 40 лет был чуть ли не лучшим Дедом Морозом Белгорода. Съездили за ботфортами, надели на меня колет – он сзади не сходился, зашнуровали кое-как и плащом прикрыли.

Вот и получился тамбурмажор – полковой барабанщик, а заодно и начальник Кощеевой охраны».

Первые сцены снимали с Николаем Стоцким, который играл влюблённого маляра, потом всё остальное. Отсняли довольно быстро. И ещё интересный факт: в те годы снимали на киноплёнку, плёнки отправляли самолётом в Ленинград, там проявляли, а потом так же, самолётом, переправляли в Белгород. Отснятый материал просматривали по ночам в кинотеатре «Победа».

«Помню, члены съёмочной группы восхищались нашей молочной продукцией. Говорили: «Не можем наесться вашим молоком и творогом». Ну а потом киношники уехали, а мне сказали ждать вызова. Октябрь, ноябрь проходят – нет ничего. И вдруг в декабре приглашают в Ленинград. Я собрался и поехал, даже начальство в известность не поставил», – вспоминает Алексей Заборный.

Надежда Кошеверова (слева) и Алексей Заборный (справа) на съёмочной площадке.
Надежда Кошеверова (слева) и Алексей Заборный (справа) на съёмочной площадке.
Фото из личного архива

Показал себя

Все павильонные съёмки (в королевских хоромах и Кощеевом дворце) проходили под Ленинградом. Первое, что Заборного удивило в Питере, – встретили его на перроне, подали машину и отвезли в гостиницу. Он, актёр провинциального театра, к такому сервису был непривычен.

В гостинице его сначала поселили в одну комнату с другими статистами. Сама Кошеверова потом велела переселить в отдельный номер (Алексей Владимирович до сих пор вспоминает этот её очередной вскрик: «Что? Актёра со статистами? Быстро переселить!»). А он удивился в очередной раз: знаменитый режиссёр, а заботится о каком-то там актёре из какого-то Белгорода.

Но хорошее настроение длилось недолго. Вышел покурить в коридор – и там будущие коллеги по съёмкам продемонстрировали неприязнь.

«Никто даже прикурить не дал. Только один парень – судя по всему, из новичков – тихо сказал: «Не жди тут поддержки, твою роль обещали кому-то другому, они будут тебя клевать», – вспоминает Заборный. – «Нет, – сказал я ему. – Склевать Заборного у них не выйдет!» И решил, что непременно найду способ показать себя. И это случилось практически сразу на съёмочной площадке. Я стою справа от Кощея, а все его придворные – внизу на площадке, в богатых одеждах и украшениях. И тут оператор говорит: «У Алексея ничего нет на пальцах, нужно какое-то тёмное пятно, наденьте на него что-нибудь!»

Помощник режиссёра показала на всю разодетую свиту, сказала: «Выбирай!» Вот тут Заборный и оторвался: это, говорит, хочу, это, это и это! И всё, на что показывал, снимали с питерских актёров и отдавали Заборному.

«С тех пор эта зазнавшаяся братия решила, что со мной лучше дружить. Но я с ними дружить совсем не хотел, просто противно было», – резюмировал артист.

Алексей Заборный в роли начальника Кощеевой охраны.
Алексей Заборный в роли начальника Кощеевой охраны.
Кадр из фильма

Заработать в массовке

Съёмки в массовых сценах многим артистам помогали справляться с финансовыми трудностями.

«Массовка – неплохой заработок. Если нет актёрского образования, платили по три рубля за съёмочный день, а мне – целых 14 рублей 20 копеек – потому что профессиональный актёр, – смеётся Алексей Владимирович. – Вместе с коллегами по актёрскому цеху снялись в эпизодах ещё нескольких фильмов. Потом, когда уезжал, пригласили сниматься ещё в каком-то фильме, но у меня случилось, как в анекдоте. Приходит к массовику-затейнику голливудский продюсер:

– Здравствуйте. Мы вас случайно увидели на одном городском празднике. Вы нам очень подходите для нового блокбастера, хотим снять вас в главной роли.
– Ну можно…
– Ваш гонорар – 5 миллионов доларов, но вы же непрофессиональный актёр, поэтому гонорар такой маленький…
– Ну да, неплохо.
– Съёмки будут проходить в декабре и январе.
– Неее, не могу, у меня же ёлки!»

Главную роль своей жизни – роль Деда Мороза – актёр Заборный оставить не мог. Пришлось возвращаться домой, на том его карьера киноактёра и закончилась. Была лишь эпизодическая роль в фильме «И завтра жить», который тоже снимали в Белгороде в 1987 году.

А когда в начале 1990-х Заборный снова решил попытать счастья на «Ленфильме», судьба подбросила актёру горькую пилюлю: его утвердили на маленькие роли аж в пяти кинокартинах, но, узнав, что актёр из другого города, роли отобрали: своим артистам было нечего есть. Из иногородних приглашали только звёзд.

Белгородский журналист Андрей Юдин снялся в роли стражника царства Кощея (слева).
Белгородский журналист Андрей Юдин снялся в роли стражника царства Кощея (слева).
Фото из личного архива

В одной гримёрке

Ещё один эпизод на всю жизнь остался в памяти белгородского актёра.

«Я жил в одноместном номере, но гримёрка была на двоих актёров. Сижу в такой роскоши ни жив ни мёртв. Вдруг слышу знакомый бас: «Надя, а на меня обуви не могли найти? Я привёз свои домашние тапочки, снимайте меня по пояс!» Я в кресло вжался: в гримёрку заходит сам Сергей Филиппов! Вежливо поздоровался, спросил:

– Ну ты откуда, дарование?
– Из Белгорода.

– А где это?
– Недалеко от Харькова… Ну Курская дуга рядом…

Тогда он понял, где находится этот незнакомый ему Белгород. Сергей Николаевич задавал много вопросов о Белгороде, о моей жизни. А я только и думал: какое же это счастье – сидеть в одной гримёрке рядом с великим артистом, общаться с ним!

Вообще съёмки в этом фильме подарили встречи с удивительными людьми – Надеждой Кошеверовой, Сергеем Филипповым, другими известными актёрами. Кошеверова была строгой, иногда даже суровой, очень любила порядок на съёмочной площадке, но отношение к актёрам было просто удивительное».

Стражники и русалки

Помощницам Водяного (его роль играл известный актёр Георгий Штиль) тоже есть что вспомнить. На роль русалок отобрали школьниц, которые занимались плаванием в бассейне «Спартак». Всё бы ничего, если бы в бассейне и снимали. Но дело было в начале ноября и в открытом водоёме.

«Девчонок потом спиртом растирали, а Штиль – он больше внутрь принимал», – смеётся Алексей Заборный.

Одна из русалок – Татьяна Соловецкая – работает инструктором по плаванию в Белгородском городском дворце детского творчества.

«Снимали в водоёме где-то под Разумным в начале ноября. Я в день съёмок утром посмотрела на градусник – минус три. Ради эпизода, который длился не более минуты, пришлось делать несколько дублей. Очень замёрзли. Зато через год, когда фильм вышел на экраны, чуть ли не вся школа пошла в кинотеатр. Даже мои одноклассники, они уже в армии служили, рассказывали потом, что ходили в кино на эту сказку», – вспоминает Татьяна.

Отрывок из «Сказки про влюблённого маляра», где в роли русалок снимались белгородские школьницы

 

Попал в кино и наш коллега – начальник аналитического отдела «Белгород-медиа» Андрей Юдин, в те годы – корреспондент областной молодёжной газеты «Ленинская смена».

«О съёмках я узнал из объявления в газете и сам себе выдал редакционное задание. Интересно было познакомиться с кинокухней, – рассказывает Андрей Валерьевич. – Собрали всех претендентов в медучилище. Смотрели, кто подойдёт. Сортировали. Выдали одеяния. Нам – стражников. С алебардами. Выглядели мы внушительно, с нами фотографировались даже работники съёмочной группы.

Помню, много общались с Николаем Стоцким, исполнителем главной роли. Он всё выспрашивал, где в Белгороде провести можно вечерний досуг. И ещё всё время в шутку за каждый шаг требовал «трюковых» (доплата за исполнение трюков). Они были примерно 25 рублей за день –  мечта актёров той поры! Мы много фотографировали. Снимки получались необычные, хоть в журнале о кино печатай.

Один из эпизодов я решил снять с мелового холма, метров пять высотой. Залез, но меня заметили ассистенты режиссёра и прогнали: я в кадре мешал. Но пару раз щёлкнуть успел. Рассказывали ещё, что где-то в районе платформы Болховец нашли болотце для Водяного, а туда накануне упала пара вагонов поезда, была авария. Приехали снимать, а там вагончики лежат… За два съёмочных дня мне тогда что-то заплатили. Сумму не помню, но она была некруглой – что-то с копейками. Ну и плюс гонорар в «Ленсмене» за материал. Впечатления остались интересные!»

  • Андрей Юдин берёт интервью у членов съёмочной группы.

  • Статья в областной молодёжной газете «Ленинская смена»

Белгородские пейзажи на века запечатлены в «Сказке про влюблённого маляра».

«Леса зелёные, луга заливные, прямо Швейцария!» – так описал свои первые впечатления после просмотра фильма Алексей Заборный.

И добрая сказка о том, что настоящая любовь преодолеет все преграды, а настоящий друг – это тот, кто всегда поступает честно, даже когда это ему не выгодно, тоже останется на века.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×