04.12.2016, Воскресенье 17:22
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
12 августа 2016 г. 15:21:11

«БелПресса» рассказывает, как начинали застраивать южный микрорайон – Харгору

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Как Белгород шагнул на гору
Жилые дома на Харгоре, 1978 год. Фото из госархива новейшей истории Белгородской области

Где эта улица, где этот дом, здесь порой не могут подсказать даже местные жители. А уж большинство гостей нашего города от запутанной географии, плотной застройки и узких дворов Харгоры и вовсе впадают в ступор. Тут сходят с ума навигаторы, заставляя хозяев делать круг за кругом в поисках нужного адреса. А между тем задумывался микрорайон вовсе не таким дремучим.

Парк и три микрорайона

Впервые о проекте расширения города на юг написала газета «Ленинская смена». В номере за 5 декабря 1961 года вышла небольшая заметка об утверждённом плане застройки Харгоры.

По замыслу архитекторов, на пригорке за Везёлкой должны были вырасти три микрорайона с парком в центре. Каждому микрорайону полагалось иметь по небольшому стадиону на 1,5–2 тыс. зрителей. Плюс один большой общий – на 5 тыс. человек. Жилые дома предполагалось разбавить магазинами, столовыми, тремя кинотеатрами и отдельной АТС на 5 тыс. номеров.

Было у проекта застройки и своё принципиальное новшество: дома думали строить по свободному плану.

«Это даст возможность так провести застройку кварталов, что пешеходные дорожки не будут пересекаться с транспортными путями», – утверждал автор корреспонденции, главный инженер облкоммунхоза Губарев.

Насколько теория разошлась с практикой, видно невооружённым глазом. Но мы нашли несколько интересных фактов о застройке Харгоры.

Общий вид Южного микрорайона в 1970–80-е годы
Общий вид Южного микрорайона в 1970–80-е годы
Фото из госархива новейшей истории Белгородской области

Первый 109-квартирный

Планы планами, а непосредственная застройка Харгоры началась лишь во второй половине 1960-х годов. В феврале 1966-го градостроительный совет при главном архитекторе Белгорода рассмотрел вопросы, связанные с застройкой нового микрорайона.

Подготовку к строительству решили начать не затягивая. Первым делом строители распланировали площади и соорудили подземные коммуникации. И уже в ноябре 1966-го два бульдозериста треста «Белгородпромстрой», Фёдор Беседин и Николай Лебедев, устроили соревнование на скоростное рытьё котлована под 109-квартирный жилой дом, которому предстояло стать первым в новом, Южном микрорайоне.

Вслед за бульдозеристами пришли каменщики, а потом и монтажники. За первым домом появился второй, третий. Вскоре на поросшем травой пригорке стали обозначатся границы первых улиц.

Улица Губкина на Харгоре, 1981 год.
Улица Губкина на Харгоре, 1981 год.
Фото из госархива новейшей истории Белгородской области

В честь революционеров и академиков

Спустя полтора года, в середине 1968 года, в новом микрорайоне счёт пошёл уже не на дома, а на новые улицы. Одной из первых присвоили имя бывшего машиниста депо станции Белгород, являвшегося активным участником борьбы за установление советской власти в городе, – Петра Костюкова.

Начало улице положил 119-квартирный крупнопанельный жилой дом № 2, построенный рабочими СУ «Жилстрой-3» всё того же треста «Белгородпромстрой». Первыми его новосёлами стали сами строители.

Если забежать немного вперёд, то через каких‑то восемь лет, в начале 1977-го, на Харгоре уже появились «академические» улицы – Губкина и Королёва и «геройско-танкистская» Шаландина. Выросли первые новостройки на бульваре Первого Салюта. Их, в частности, заселили рабочие и служащие завода металлоконструкций и других предприятий и учреждений облцентра.

 

Улица 5 Августа, 1980-е.
Улица 5 Августа, 1980-е.
Фото Павла Кривцова, из госархива новейшей истории Белгородской области

Пути открыты

В начале 1970-х годов в Белгород приехали харьковские мостостроители. Их задачей было соорудить путепровод через железную дорогу Белгород – Сумы. Движение по нему открылось в начале 1972-го. Благодаря мосту улучшилась транспортная связь между Южным микрорайоном и центром города.

По нему двинулись автобусы, а вскоре пришёл черёд троллейбусов. Движение по седьмому маршруту открылось в начале 1977 года. Новый участок был сложным из‑за движения по двум путепроводам и подъёма на Харгору. На маршрут ставили только водителей 1-го и 2-го классов, а по улице Щорса с её многочисленными перекрёстками «рогатые» и вовсе двигались на минимальной скорости.

Специально для седьмого маршрута троллейбусное управление заказало на заводе десять новых ЗИУ-9. Но пока они не дошли, на линию 1 февраля 1977-го выпустили семь старых. Спустя полгода, в июне, на Харгору стала ездить и восьмёрка.

Ещё один железобетонный мост через Северский Донец – появился в районе Михайловского шоссе в 1974 году. Его также строили харьковские мостостроители. Длина моста равнялась 60, а ширина – 16 м.

В 1976-м со строительством газопровода со стороны посёлка Майского в Южный микрорайон пришёл газ. Понимая, что от голубого топлива во многом зависит развитие молодого микрорайона, белгородские газовики совершили, казалось бы, невозможное: построили новую 19-километровую магистраль за рекордные 10 месяцев (вдвое быстрее нормативных сроков).

И, наконец, хорошо известный белгородцам пешеходный мост, соединяющий Харгору с центром, появился в Белгороде лишь в конце 1980-х. Первую его половину достроили в августе 1989 года. Сооружали мост сразу несколько организаций: КМАэлектромонтаж, Белгородстальконструкция и бригада СУ-5 треста «Белгородстрой».

Дорога на Харьковскую гору, 1978 год.
Дорога на Харьковскую гору, 1978 год.
Фото из госархива новейшей истории Белгородской области

Тут учиться…

Новому микрорайону требовались детсады, школы и высшие учебные заведения – и они не замедлили появиться. В 1970 году на Харгоре началось строительство технологического института. Подготовительные работы доверили студенческим стройотрядам. В августе молодёжь вовсю копала траншеи под фундамент корпуса химико-технологического факультета.

В 1960–70-х появилось несколько новых школ. Их строительство продолжилось и в 1980-х. Например, школа № 40, открывшаяся к новому, 1982 учебному году, могла похвастаться целым спортивным комплексом, состоящим из бассейна, двух спортзалов, стадиона с трибунами, баскетбольной и комплексной спортплощадками. На строительство этого учебного заведения государство потратило тогда более 1,8 млн рублей.

Ещё больше – 2,2 млн рублей – стоила возведённая в 1989 году школа № 43. В комплексе с ней были построены бассейн, теплица и спортзал (на тот момент самый просторный в областном центре). Последней, в 1993-м, свою школу № 47 получили дети микрорайона Салют.

 

Магазин «Океан», 1982 год.
Магазин «Океан», 1982 год.
Фото из госархива новейшей истории Белгородской области

…здесь – лечиться

Южному микрорайону требовались и медицинские учреждения. В 1978 году на Харгоре открылась новая поликлиника, рассчитанная на 50 тыс. жителей (1 300 посещений в смену). В ней трудились 40 врачей и 60 средних медицинских работников.

А в конце 1984 года на Харьковской горе отстроились пять из 13 корпусов больничного комплекса-городка. Проект горбольницы № 2, разработанный институтом Гипроздрав, был новаторскими и оригинальным: все медицинские корпуса городка соединяли тёплые переходы, а в поликлинике было отделение для сдачи и консервирования крови. Правда, заработала поликлиника лишь в августе 1989-го.

Стройка обошлась государству почти в 8 млн рублей, а работы выполнялись строителями СУ-8 треста «Белгородстрой» с долевым участием завода «Энергомаш» и витаминного комбината.

…там – купаться, покупать и развлекаться

Большой плавательный бассейн жители Харгоры получили лишь в 1980 году. До этого местные пловцы концентрировались в «Спартаке» и теснились в небольших школьных бассейнах. Новый бассейн, расположившийся рядом со школой № 36, имел две чаши: небольшую и неглубокую для малышей, и вторую, 25-метровую, – для детей постарше и взрослых.

Под парк, названный Южным, в микрорайоне отвели 7 га земли. Архитекторы планировали разместить здесь детский городок, разнообразные аттракционы и площадку с игровыми автоматами. В августе 1981 года тут появилось колесо обозрения, с которого можно было полюбоваться панорамой города и его новостройками. В середине 1990-х колесо демонтировали, сейчас рядом с этим местом находится деревянная церковь.

 

Колесо обозрения в Южном парке.
Колесо обозрения в Южном парке.
Фото из госархива Белгородской области

Спустя пару лет, в феврале 1983-го, рядом с парком открылся Дворец спорта «Космос». Его трибуны были рассчитаны на 2 тыс. зрителей. Но главное – здесь была первая в Белгородской области арена с искусственным льдом. Кроме того, Дворец спорта был универсальным: здесь можно было проводить не только спортивные соревнования и тренировки, но и (после небольшой реконструкции арены) – массовые мероприятия типа митингов, конференций и концертов.

Но самым долгожданным и долгостройным оказался кинотеатр. Запланированный к строительству одновременно с остальными ключевыми культмассовыми объектами Харгоры, он открылся лишь в начале 1989 года. Но такой кинотеатр стоило подождать. Огромный (на 1 300 зрителей), четырёхзальный, с возможностью демонстрации стереофильмов (очки для них ограниченными партиями поставлялись из ГДР).

Кстати, название кинотеатру – «Русич» – дали горожане. По областному радио объявили конкурс, затем лучшие из предложенных вариантов названия обсудили в горисполкоме и горкоме партии и выбрали самый удачный. Первыми зрителями, кстати, стали строители, возводившие здание кинотеатра.

Открывались на Харгоре и магазины: многочисленные продуктовые, специализированные – «Океан» (на Костюкова, 1976-й ) и «Птица» (на проспекте Ватутина, 1986-й). А в предперестроечные времена (1990-й) на улице Спортивной появился целый комплекс общественного питания «Лель». В него входили ресторан, бар и магазин «Кулинария».

Кстати

Телевышка на Харгоре появилась гораздо раньше, чем началась застройка Южного микрорайона, – в 1959 году.

Об окончании первого этапа её строительства в своём воскресном выпуске от 14 июня написала «Белгородская правда». В газете сообщалось, что ползучий кран, с помощью которого производилось наращивание телевышки, достиг запланированной отметки 183 м.

 

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи сотрудников Государственного архива новейшей истории Белгородской области 

 


для комментариев используется HyperComments