Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 января 2016, 14:44
 Елена Байтингер 4051

Истории о дизайне, рассказанные в темноте

В Белгороде с 15 по 22 января проходят ночи дизайна

Истории о дизайне, рассказанные в темноте Фото Владимира Юрченко
  • Елена Байтингер
  • Статья

Центр инноваций и творчества Белгородского технологического университета выставку-перформанс проводит впервые. Почему ночью? «Потому что предусмотрено много визуальных, световых эффектов, атмосферность и камерность, – поясняет куратор и директор центра Виктор Бабаев. – Ночь – время молодёжи: она идёт не в клуб – мы зовём их на культурное мероприятие».

Выставка-перформанс

Зал погружён в полумрак. Представить, что происходит вокруг, пока нет никакой возможности – даже пробираться к своим местам приходится в потёмках. Зрители замерли в ожидании. Минута – и сбоку угадывается свет: замелькали экраны словно парящих в воздухе телевизоров. Показывают чайные церемонии: чопорную английскую, утончённую японскую. Изображения дублируются, перескакивают из ящика в ящик, которые поочередно гаснут и снова просыпаются. Внимание публики привлекают к одному из самых обыденных на свете предметов – чашке. Используемая каждый день, для обывателя она является просто функциональным предметом, однако рассматриваемая в контексте культуры, в которой она используется, чашка оказывается носителем определённого смысла, связанного с этой культурой, осознаём мы это или нет. «Вещь в культуре» – вот лейтмотив Ночи дизайна.

И подхватывает его молодёжный театр «Спичка». На мини-сцене разыгрывается настоящая драма, одним из участников которой становится ещё один простой и повседневный предмет – стул: он помогает актёрам (Галина Ким и Иван Селин) рассказать свою историю. О чём? Поясняет постановщик перформанса, режиссёр «Спички» Оксана Половинкина:

«Идеи две: первая в том, что в мире вещей вещи всего лишь вещи, а какое-то значение, статус или ценность им придаёт сам человек. Вторая заключается в том, что вещи и предметы, независимо от их утилитарности и долговечности, рано или поздно меняются, устаревают, становятся экспонатами. Нетленной остаётся только любовь человека к человеку во всех её проявлениях: это то, что по-настоящему ценно и не поддаётся ни моде, ни стилю».

Впечатлением о перформансе с «БелПрессой» поделился один из первых посетителей Ночи дизайна – главный архитектор Белгородской области Виталий Перцев:

«В Москве и Санкт-Петербурге я видел подобные вещи, а в Белгороде наблюдать подобное мне не приходилось. Очень приятно, что наши молодые таланты начинают самовыражаться в новой форме, в новых видах творчества. История о равнодушии, о взаимодействии – так я расшифровал перформанс… Мне кажется, что организаторы нашли очень удачный формат мероприятия – это никого не оставит равнодушным».

Путеводитель по выставке

Так начинается Ночь. А впереди – путешествие по экспозиции: зрителям предлагают последовательно пройти через четыре зоны, каждая из которых имеет собственный лозунг и отсылает к четырём тенденциям в развитии предметного дизайна и именам, ставшим для них ключевыми. В 1990 году в своём исследовании эти тенденции обозначил искусствовед, историк искусства Александр Лаврентьев (к слову – внук знаменитого художника, фотографа, конструктивиста Александра Родченко), назвав их геометрической, органической, метафорической и технонаучной.

Включают свет – и посетители оказываются в мире чётких геометрических форм, линий и плоскостей: это первая зона, посвящённая эстетике абстрактного искусства. Лозунгом её стали слова «Всё есть игра чистых форм». В центре – инсталляция «Пьедестал авангарду»: установленный под наклоном синий стул, под сиденьем которого можно рассмотреть надпись «Не преклоняйся – я всего лишь вещь». Это одновременно отсылка к проекту памятника III Интернационалу Татлина, привет супрематизму Малевича (как основным символам эпохи чистых форм), а также ироничный ответ голландскому дизайнеру и архитектору Герриту Ритвельду – представителю творческой группы «Стиль», разработавшей художественное направление неопластицизма. В 1918-м Ритвельд создаёт знаменитый красно-синий стул, который произвёл фурор на выставке в Высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии, а позже – ещё ряд ставших культовыми объектов (стулья «Берлин» (1923), «Зигзаг» (1930), «Стелмен» (1963) и др.) Сегодня они находятся в крупнейших музеях мира, а на Ночи дизайна представлены, разумеется, лишь в качестве иллюстрации (плакаты).

«Пафос вселенского обновления, заложенный проектом Татлина, сочетается здесь и с удивительным смысловым драматизмом: монумент более всего напоминает Вавилонскую башню, причём представленную в момент наклона, то есть начавшегося разрушения, что передаёт художественный символ революции, устремлённый в будущее – в будущее предметного дизайна. Именно поэтому во главе композиции находится стул как символ единицы предметного дизайна», – так объясняют суть инсталляции её авторы.

Освещается вторая зона. Её лозунг – «Всё есть органическое продолжение живого». Законы чёткой геометрии здесь больше не работают и математически выверенная модель мира уступает место органической, наполненной пластичными и подвижными формами, подсмотренными у живой природы. Как, к примеру, в работе голландского дизайнера Marieka Ratsma и американского архитектора Kostika Spaho, которые напечатали на 3D-принтере туфли, вдохновившись образом птичьего черепа. Белгородские дизайнеры переход к новому видению форм выразили в инсталляции «Белая»:

«Натяжение полотен равно напряжению мышечных тканей перед очередным шагом в преобразованный предметный мир человека – творца, тщетно ищущего внутреннюю гармонию через изменение материальной составляющей своей жизни. Белый цвет – цвет прозрения и очищения. В контексте данной экспозиции помогает передать настроение, с которым был совершён переход во взглядах талантливой и созидающей интеллигенции рассматриваемой эпохи».

Но зрителей уже зовут дальше – в третью зону, постулирующую, что «Всё есть игра культурных смыслов». А прочтение смысла будет зависеть от того, с какой позиции смотреть на вещь. В буквальном смысле этого слова: понять, что перед тобой находится, можно только став на указанную на полу точку. И тогда то, что издали казалось набором разрозненных элементов, сложится в целое – человеческую фигуру. Разглядеть её сразу мешает поток мыслей (протянутые по периметру белые нити). Но есть среди них одна (красная нить), которая укажет правильный путь.

Играть с культурными смыслами предлагали также у инсталляции «Стулья-слоны» (отсылка к известной картине «Слоны» Сальвадора Дали). И вот как поясняют её значение авторы:

«Стулья-слоны» – наше виденье символа эпохи метафорического формообразования. Стул как единица предметного дизайна шагает на своих ногах-ходулях на сей раз в рассвет уже новой эпохи, в которой вещам дозволена роль персонажей (а не просто вещей!) с саркастической ухмылкой играющих в игры с бессознательным их создателя (человека)».

 

Эта инсталляция стала, пожалуй, самым популярным на выставке объектом для селфи. И вот вооружённых гаджетом посетителей уже логично провожают в четвёртую зону, лозунг которой «Всё есть информационный процесс». Здесь собрали главным образом наследие легендарного Дитера Рамса, дизайнера фирмы Brown.

«Идеи Brown как прообраз использовал тот же Стив Джобс для создания айфона, – рассказывает Виктор Бабаев. – Если вы запустите калькулятор в первом айфоне, то увидите, что это брауновский калькулятор. Так грамотное использование прообразов прошлого даёт крутые успехи в будущем».

За стеклом – инсталляция «Инфоячейка», рядом строчат 3D-принтеры, с помощью которых она была изготовлена. Да и сами принтеры уже наполовину состоят из деталей, которые напечатаны на таком же 3D-принтере. Сегодня они основные инструменты в работе дизайнеров Центра инноваций и творчества, а в будущем, уверен Бабаев, и каждого человека:

«Цифровое производство, я думаю, со временем превратится в эру непотребления. То есть мы все научимся создавать себе все нужные предметы сами. Эти принтеры через несколько лет, как сенсорные телефоны, будут стоять у вас дома и печатать, например, подставку для зубных щёток. Для этого не нужно быть инженером: есть облачные ресурсы, куда пользователи миллионами сливают модели и качают их оттуда. Просто выбираете нужную и печатаете. Раньше было модно говорить – это фабричное. Сейчас модно говорить – это домашнее».

Вывод

Увидеть, что же делают с помощью 3D-принтеров (и не только) дизайнеры  Центра инноваций и творчества, можно в пятой зоне «Вывод», которая замыкает экспозицию. Виктор Бабаев признаётся: всё, о чём рассказывали первые четыре зоны, – это как раз те идеи, которые вдохновляют на творчество и поиски его лично и всю команду инженеров центра. Переосмысливая наследие художников ХХ столетия, они экспериментируют с материалами и технологиями и пробуют создавать собственные арт-объекты.

К примеру, масштабная ульеобразная инсталляция в углу – творение дизайнера Олега Бородатова. Она сделана из пластика, раскроенного лазером, и собрана по частям как конструктор в единое целое.

«По сути, мы могли бы вырезать это ножницами, но на это потребовалось бы больше времени. Мы хотим показать, что не всё упирается в 3D-принтеры: можно использовать другие материалы и возможности и создавать крутые объёмные фигуры», – говорит Бабаев.

Рядом – коллекция светильников (авторы – В. Бабаев, А. Клочков и В. Ростовская), первый опыт работы группы центра в области предметного дизайна. Светильники успели засветиться на Первом канале в программе «Фазенда», а также около года экспонировались в Музее дизайна и прикладного искусства в Москве.

«Это один из хороших примеров отечественного дизайна. Его не так много, – считает Бабаев. – Эти светильники сегодня – готовый продукт. И кажется, что сделать их очень просто. Но это не так. Созданию вещи предшествует около 300 технологических процессов».

Под потолком подвешена «девушка-волна» (wave-girl) – инсталляция, созданная на заказ Владой Ростовской и Олегом Бородатовым.

«Заказчик выявил желание видеть красиво сложенную женскую фигуру, а мы уже разработали яркий и выгодный для неё образ, – говорит Влада. – Она напечатана из пластика на 3D-принтерах, то есть изготавливалась по фрагментам, а потом собиралась и склеивалась».

Эти и другие работы инженеров и дизайнеров центра можно увидеть в рамках Ночи дизайна до 22 января (заранее записавшись в группе мероприятия в «ВКонтакте»). Но и в другие дни в центре рады посетителям. Более того, их приглашают попробовать себя в создании подобных арт-объектов и даже присоединиться к команде инженеров:

«Чтобы делать инновации – нужны кадры. А кадры нужно искать, – говорит Бабаев. – Поэтому нужно создавать ивенты, как Ночь дизайна, которые бы давали молодым людям творческий разгруз, чтобы они могли тут пообщаться и познакомиться. Мы привлекали молодёжь для подготовки пробной выставки и уже нашли несколько очень классных, толковых, умеющих, знающих ребят с руками, которые не боятся работать».

Кроме того, раз в две недели в центре проводят «Глоток кислорода» – неформальные творческие встречи (в формате лекций или бесед (о дизайне, робототехнике, инжиниринге), кинопросмотров, театральных представлений). Они бесплатны, и посетить их может любой желающий.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×