Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 мая 2016, 17:54
 Ольга Муштаева 5228

Испытание для четвероклассника

«БелПресса» разбиралась, чего ожидать самым маленьким выпускникам от всероссийских проверочных работ

Испытание для четвероклассника В Шуховском лицее. Фото Вадима Заблоцкого
  • Ольга Муштаева
  • Статья

ЕГЭ – для одиннадцатиклассников, ОГЭ – для девятиклассников, и с нынешнего года ВПР (всероссийские проверочные работы) – для четвероклассников. Середина мая для самых маленьких выпускников выдастся жаркой: 11 мая четвероклассники напиcали диктант, 13-го – вторую часть работы по русскому языку, 17-го сдадут математику и 19-го – окружающий мир. Тем временем обеспокоенные родители (некоторые из них до сих пор ошибочно называют новшество ЕГЭ) не совсем понимают, зачем нужны проверочные работы и повлияют ли они на переход их чад в пятый класс.

Слово родителям

«Сынишка пришёл и говорит: «Мама, мы будем ЕГЭ сдавать». Подумала, маленький ещё, напутал что-то. Но на всякий случай всё же учительнице позвонила. Она: «Не беспокойтесь, соберу всех родителей – расскажу». Сама переживаю: «Ну что они ещё там придумали?» Старшая дочь без проблем в пятый класс перешла, не помню, чтобы для них устраивали какие-то серьёзные проверки. А тут что ни день, то что-то новенькое, – рассказывает Ольга, попросившая не называть свою фамилию, аргументируя: – Вдруг лишнего наговорю, а нам ещё учиться».

Вспоминает, перед родительским собранием каждый высказал недовольство: «Выбрали три предмета, что теперь все силы бросят на их изучение, школе ведь нужны хорошие показатели, так что пусть другие дисциплины страдают?», «Опять решили проверить, как учат наших детей учителя?», «А о психологическом состоянии детей кто-нибудь подумал?».

«В моём случае, можно сказать, больше я волнуюсь, чем сын. Он особо за оценками не гонится, но есть же дети, которые трепетно относятся к каждой оценке. Каково будет им? Любая контрольная – стресс», – размышляет Ольга.

Действительно, несладко придётся школьникам, трепетно относящимся к оценкам.

«Моя дочь – круглая отличница. Получить для неё четвёрку – целая трагедия. Перед каждой контрольной я пытаюсь ей объяснить, что она всё знает, у неё всё получится, на крайний случай говорю: оценки – не самое главное. Но она так сильно переживает, что я просто не знаю, что поделать. Вбила себе в голову, что нужна пятёрка, и точка. Как ни объясняй, как ни успокаивай – она жутко боится. Поэтому положительно оценить работы не могу, ведь для моей дочери они станут очередной стрессовой ситуацией», – поделилась своими опасениями мама четвероклассницы из областного центра Светлана.

Но стоит ли так переживать из-за нововведения? Разберёмся.

В Шуховском лицее.
В Шуховском лицее.
Фото Вадима Заблоцкого

В департаменте поясняют

Негативное отношение к ВПР родила банальная путаница: родители ошибочно отождествили их с ЕГЭ. 

«Единого государственного экзамена для выпускников начальной школы не будет. С нынешнего учебного года в четвёртых классах началась апробация всероссийских проверочных работ (ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру. В штатный режим эта независимая оценка по плану должна войти в 2017/2018 учебном году. Всероссийские проверочные работы – это годовые контрольные работы, которые раньше традиционно проводились в школах и к которым привыкли и ученики, и педагоги, с одной лишь разницей – правила и контрольно-измерительные материалы для всех школ страны будут едиными», – пояснила первый замначальника департамента образования области Ольга Медведева.

По словам Ольги Ильиничны, писать проверочные работы выпускники начальной школы будут в своей школе, в своём классе под присмотром учителя. В этом году работы проверят в школе. По критериям, рекомендованным Рособрнадзором.

Единый вектор

Но если это традиционная контрольная, почему нельзя оставить всё по-прежнему? Так сказать, одним выстрелом – двух зайцев: родители перестанут возмущаться, дети – волноваться.

«Сегодня одна из обязанностей школы – проводить внутреннюю оценку качества образования. Но эта оценка не способна обеспечить единство образовательного пространства на территории РФ. Каждая школа в этом вопросе придерживается своих правил, своей специфики. Нужно что-то другое, что задавало бы единый вектор, нужен определяющий для всех ориентир. Этим другим на завершающем этапе обучения в начальной школе в четвёртых классах и стали всероссийские проверочные работы», – говорит начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования области Николай Рухленко.

По его словам, стандартизированная контрольная работа позволит оценить школе и конкретному учителю, на каком уровне находится класс и тот или иной ученик.

«Однозначно то, что польза от ВПР при их объективности и полной самостоятельности ребёнка будет большая. Результаты будут полезны для родителей: они помогут определить, какие сильные стороны ребёнка в дальнейшем надо развивать, а какие пробелы устранять. В то же время школа в своём распоряжении будет иметь очень ценный материал для того, чтобы продумать пути совершенствования преподавания учебных предметов», – отмечает Николай Рухленко.

В Шуховском лицее.
В Шуховском лицее.
Фото Вадима Заблоцкого

Диктант возвращается

Для сдачи русского языка в этом году выделили два дня. По дню на каждую часть: первая – диктант с заданиями по грамматике, вторая – работа с предложенным текстом, которая покажет, осознанно ли школьники воспринимают прочитанное, как владеют русским литературным языком.

«Правильно, что в школу в качестве контрольного средства возвращается диктант. Именно он является основным показателем грамотности ученика. На какое-то время он оказался отодвинутым в преподавании русского языка на второй план, что, конечно, незаслуженно», – размышляет Рухленко.

Под прицелом камер

Но вот вопрос: не появится ли у педагогов соблазн сфальсифицировать результаты такой проверки знаний детей (для подстраховки: вдруг по ним потом решат оценить работу педагогов?). Наверное, поэтому, комментируя нововведение в декабре прошлого года, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов настоятельно попросил педагогов не подсказывать ученикам, оказывая им тем самым медвежью услугу.

«Если в школе все дети получат пятёрки, то мы будем смотреть, действительно ли там сильные ученики или же экзамены проходят необъективно», – отметил тогда глава федеральной службы.

Поэтому проведение ВПР, как и ЕГЭ, постараются сделать максимально прозрачным. Во время написания контрольной (а отводится на неё 45 минут) в аудитории будет находиться работающий в этом классе учитель и организатор. Кроме того, в каждую школу муниципалитет направит своего уполномоченного представителя. Планируется задействовать и системы видеонаблюдения.

«У учителя не будет никакой возможности помочь ребёнку, подсказать. Но не стоит нагнетать никаких страстей вокруг видеонаблюдения. Главное, чтобы взрослые не передавали свои страхи детям, они к этому относятся совершенно спокойно», – уверяет Николай Рухленко.

В этом году Рособрнадзор не рекомендует ставить четвероклассникам низкие отметки.

«Безусловно, отдельные ученики могут не справиться с ВПР. Такое возможно, но не стоит воспринимать это как трагедию, а задуматься стоит. Родителям в таком случае нужно будет дать определённые советы и рекомендации, а школе и учителям нужно будет скорректировать на будущее образовательный процесс. Поскольку ВПР в этом году проводятся в режиме апробации, то их результаты никак не будут влиять на процедуру перевода ребёнка на следующий уровень общего образования – в пятый класс. Перевод должен осуществляться по результатам учёбы ребёнка на протяжении всего учебного года», – поясняет Николай Рухленко.

 

В Шуховском лицее.
В Шуховском лицее.
Фото Вадима Заблоцкого

Мнение психолога

Бытует мнение, что ВПР станут некой подготовкой к предстоящим испытаниям в старших классах. Но не рановато ли в четвёртом классе начинать готовить детей к ЕГЭ, усаживая их под камеры видеонаблюдения?

Спросим у кандидата психологических наук, заведующей кафедрой психологии факультета дошкольного, начального и специального образования БелГУ Валентины Гребневой.

«Всякое начинание имеет определённый смысл, цель. В чём смысл такой проверки знаний в четвёртом классе, пока непонятно. Нужны серьёзные научные исследования, чтобы доказать целесообразность данной затеи. Насколько мне известно, таких исследований пока нет. Но очевиден тот факт, что огромная армия молодых, работоспособных людей (учителей, родителей) тратит огромное количество энергии на сдачу детьми ЕГЭ в девятом, одиннадцатом классах. Не правильнее бы направить силы и умы взрослых на более продуктивные и благие цели? Может, тогда мы станем жить лучше, а наши дети будут расти более счастливыми и здоровыми?

Однозначно, готовить ребёнка к ЕГЭ нужно не только и не столько информационно, сколько психологически. Как это сделать? Просто ребёнок должен знать, кому и для чего это нужно. Если это будет нужно ему самому, то от таких испытаний будет только польза. К сожалению, в реальной ситуации испытание наших детей на интеллектуальную прочность нужно только взрослым.

Что касается видеонаблюдения, то современные дети не чувствительны к нему. Видеокамеры для них – обычное дело. Четвероклассников они могут только отвлекать. Однако жажда взрослых всё и вся контролировать с детства будет приучать ребёнка не доверять, подозревать, контролировать… Нужно не детей контролировать, а учиться у них быть людьми, пока ещё есть у кого учиться. Мне как психологу важнее увидеть на видеозаписи факт помощи другому во время ЕГЭ. Из помогающего вырастет Человек.

Однако как родитель я буду учить ребёнка ни в коем случае не делать этого под страхом провала на ЕГЭ. Педагог-наблюдатель за такой акт дружелюбия должен наказать ребёнка. Мы через страх учим детей думать только о себе».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×