• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
20 мая 2015 г. 11:30:08

Две «пятёрки» БГИИК

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Искусство – вечно
Современное здание БГИИК. Фото из архива БГИИК

Совсем скоро Белгородский государственный институт искусств и культуры отметит своё пятидесятипятилетие. «ОнОнас» проследил, как со временем менялся облик первого и единственного «культурного» вуза региона.

Как корабль назовёте…

За время своего существования нынешний БГИИК менял название шесть раз, эволюционируя от культурно-просветительного училища до института искусств и культуры.

Год 1960-й, май. В Белгороде открывается культпросветучилище.

Экспериментальный набор абитуриентов провели всего по трём специальностям: в дефиците были руководители самодеятельных хоров, театров и народных коллективов.

Год 1990-й. Учебное заведение с тридцатилетней историей, выпустившее за эти годы более пяти тысяч студентов, становится Белгородским училищем культуры.

1995 год — училище культуры одним из первых в стране получает статус среднего профессионального заведения нового типа и переименовывается в Белгородский колледж культуры и искусств.

2000 год — В Белгороде впервые объявляет набор Белгородский государственный институт культуры.

2006 год — вуз переименовывают в предпоследний раз, на смену институту культуры приходит Белгородский государственный институт культуры и искусств.

1 января 2012 года — небольшая перестановка букв в аббревиатуре — из БГИКИ в БГИИК — и в Белгородской области появляется единственный в своём роде образовательный комплекс, основанный на модели этнокультурного образования, с шестью разноплановыми факультетами.

Что нам чтоит дом построить

Вступительные экзамены первого набора студентов в 1960 году прошли в Доме культуры железнодорожников. Здесь же наряду с городской школой № 12, кинотеатром «Челюскин», летним театром «Октябрь» в парке и полулегендарной «Родиной» проходили и учебные занятия.

Лилия Зарайская, первая заведующая отделением хореографии, открывшимся в 1961 году, спустя три десятилетия перебралась в США. В письме, присланном в редакцию газеты «Смена» в 2011 году, она вспоминает: «Вначале было, конечно же, трудно. Отделение не имело ни одного специально оборудованного класса, но огромное желание студентов познать танец, его красоту преодолевало всё, в том числе и неудобства. Классическими станками служили спинки стульев, танцевальным классом — фойе старого кинотеатра «Челюскин».

С марта 1963 года культпросветучилище размещалось в здании бывшего кинотеатра, куда «прописалось» после переезда Белгородского драмтеатра. Доцент кафедры искусства народного пения факультета музыкального творчества Людмила Волкова спустя годы отмечает:

«Бывший драмтеатр хорошо переоборудовали для духовых аудиторий, для индивидуальных занятий. Здание само по себе небольшое было, но тёплое, уютное. Нас-то было всего-навсего… Но работали все вместе, один за всех и все за одного».

Почти 20 лет спустя, в 1982 год у, училище переместилось в отстроенное новое здание по улице Королёва, 7. В распоряжении студентов и преподавателей оказалось более тридцати учебных классов и кабинетов, столовая на 120 мест, актовый зал, способный вместить две сотни человек, и даже лифт, впоследствии отключённый.

Cегодня студенты БГИИК обучаются на трёх площадках: ул. Королёва, 7, пр-т Гражданский, 55, ул. Губкина, 53 и живут в комфортабельном общежитии на 530 мест.

  • Ректор БГИИК Ирина Игнатова.

  • Первое здание культпросветучилища.

  • Старый (слева) и новый (справа) логотипы БГИИК.

Лирохвост и 50 оттенков красного

Тогда же, в восьмидесятых, культпросветучилище обзавелось собственным логотипом — скрипичным ключом на красном фоне. Чья это была задумка — сегодня неизвестно. Зато о нынешнем логотипе почти всё можно узнать у одного из его разработчиков — декана факультета дизайна БГИИК Зои Чёрной.

«Новый логотип вуза появился в 2009 году как курсовая работа. Его автором стал наш студент Максим Писаренко. За основу мы взяли… птицу-лиру, лирохвоста. Почему именно его? Лира — сама по себе символ культуры. А птица эта умеет и петь, и танцевать, и подражать услышанным звукам. Кроме этого, у неё очень яркий внешний облик — она красива с точки зрения дизайна», — рассказывает Зоя Чёрная.

И если лирохвост, обитающий в Австралии и Танзании, к русской народной культуре не имеет прямого отношения, то локальный цвет логотипа, так называемая «малина» (не кумачовый, алый или красный!), в наших традициях отождествляют с восходом и закатом солнца.

Защищайтесь, господа!

Выездными защитами дипломных проектов сегодня в БГИИК могут похвастаться, например, выпускники факультета дизайна, ежегодно представляющие свои работы на суд заинтересованных коллег и потенциальных работодателей на различных городских арт-площадках, и пятикурсники факультета режиссуры, актёрского искусства и хореографии, чей дипломный спектакль «Эхо войны» обещают показать во всех учебных заведениях областного центра.

Ни один выпуск не обходится без публичной защиты, эта традиция берёт начало с первых лет существования вуза. С дипломными спектаклями колесили не только по Белгороду, но по всем районам области. Многие студенты, вспоминает Людмила Волкова, после отличной презентации дипломной работы где-нибудь в Ракитянском или Валуйском районе, получали приглашения на работу.

Недаром преподаватели

Людмила Волкова пришла в культпросветучилище в далёком 1960 году и работает здесь до сих пор. Её соратницы по преподавательскому ремеслу Ольга Гламазда и Юлия Шенцева работают в институте культуры недавно, преподают дисциплины на кафедре искусства народного пения вместе с Людмилой Яковлевной. Ольга трудится в вузе три года, Юлия пришла на работу в феврале. Молодые специалисты, совсем недавно окончившие вуз, теперь рассказывают о том, каково ощущать себя преподавателем.

«Когда ты студент, отношения с преподавателями у тебя другие. Когда выходишь на уровень преподавателя, к изменившемуся статусу привыкнуть сложно. В отношении с коллегами мы всегда чувствуем себя студентами. Даже если пройдёт пять или десять лет, они всегда будут для нас преподавателями».

Редакция выражает благодарность пресс-службе Белгородского государственного института искусств и культуры за помощь в подготовке публикации.


для комментариев используется HyperComments