Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 декабря 2015, 14:15
 Катерина Шаронова 4774

Искусство с русским характером

Русский музей предоставил для экспонирования в Белгороде 65 живописных полотен

Искусство с русским характером На выставке «Три века русского искусства». Фото Владимира Юрченко
  • Катерина Шаронова
  • Статья

Живопись, скульптура, графика, фотографии – более 400 тысяч экспонатов содержит в своих фондовых недрах Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), крупнейшее хранилище нашего национального наследия. И впервые его сокровища представляют в Белгороде – в художественном музее открыли уникальную выставку «Веков связующая нить. Три века русской живописи».

От классики до авангарда

«Три века русской живописи» (речь, конечно, о художественных эпохах) построена по классическому хронологическому принципу: картины сгруппированы по времени создания: конец XVIII – начало XX века, кроме картины «Царевич Дмитрий» неизвестного автора (относится к 1-й половине XVIII столетия). А также по принадлежности к тому или иному художественному течению – классицизм, романтизм, реализм, академизм и салон, неоклассицизм, авангардизм или жанру. Пейзажи: «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста» Фёдора Алексеева, «Вид на Казанский собор» Максима Воробьёва, «Мордвиновские дубы» Ивана Шишкина, «Деревня. Вечер» Исаака Левитана, «Вешний поток» Игоря Грабаря. Портреты: «Портрет художника Николая Алексеевича Майкова (1794–1873)» Василия Тропинина, «Девушка в платке» Алексея Венецианова, «Портрет писателя Григория Петровича Данилевского (1829–1890)» Ивана Крамского, «Портрет Владимира Васильевича Стасова (1824–1906), художественного и музыкального критика» Ильи Репина. Натюрморты: «Цветы» Константина Маковского, «Яблоки» Кузьмы Петрова-Водкина. Марины: «Ладонежское озеро» Архипа Куинджи. Историческая («Богоматерь с младенцем» Фёдора Бруни) и жанровая живопись («Поздравление молодых в доме помещика» Григория Мясоедова). В общем, демонстрирует становление русской живописной школы. И, разумеется, в картинных сюжетах, героях, образах предстаёт история России.

«Когда мы работали над концепцией выставки, то ставили своей целью показать логику развития русского искусства в дореволюционный период наиболее полно. Передвижники (Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Илья Репин, Иван Шишкин, Владимир Маковский, Николай Ярошенко, Абрам Архипов), Общество выставок художественных произведений (Юлий Клевер). «Мир искусства» (Александр Бенуа, Кузьма Петров-Водкин, Константин Сомов), «Голубая роза» (Сергей Судейкин, «Утро» Николая Крымова), Союз русских художников (Игорь Грабарь, Константин Коровин, Абрам Архипов, Иосиф Браз, Леонард Туржанский), «Бубновый валет» (Наталья Гончарова, Илья Машков) – самые яркие творческие объединения представлены несколькими именами. Но вы понимаете, что исчерпывающей подобная экспозиция быть не может. Только их совокупность в течение определённого периода создаст более полную панораму. И мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с художественным музеем. Этот проект – тема для дальнейших размышлений, как нам дальше выстраивать выставочную работу в Белгороде», – рассказывает Павел Климов, куратор выставки, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея.

– Павел Юрьевич, что ещё составляет концептуальную особенность «Трёх веков русской живописи»?

– Здесь вы встретите имена мастеров, известных всем. Но выставка интересна и тем, что в неё вошли работы художников выдающихся, но подзабытых в советское время по причине их невовлечённости в идеологический процесс. Как правило, это представители салонного, академического направления: они писали красивые картины для украшения интерьеров, работали по принципу «искусство для искусства»: Карл Вениг («Русская девушка»), Руфин Судковский («Штиль»), Иосиф Крачковский («Фиалки из Ниццы»), Константин Маковский («Цветы»). Их работы обладают очень высокими художественными качествами. Созерцая их, вы получите эстетическое наслаждение.

– «Три века русской живописи» существовала как передвижная выставка Русского музея или создана специально для показа в Белгороде?

– Передвижная выставка предполагает неизменный состав. А многие из тех экспозиций, что делаем мы, хотя и проходят под одним названием, разные по содержанию. И для Белгорода подготовлен проект с совершенно оригинальным составом. Подобный не демонстрировали ни в одном городе. Ещё один нюанс. Все картины перед показом проходят реставрационную профилактику, но есть такие, которые нуждаются в серьёзной реставрации. Скажем, «Закат» Юлия Клевера. Эта вещь пребывала в достаточно плохом состоянии, и её специально возродили к этой выставке. Кроме сотрудников музея и теперь жителей Белгорода, её никто не видел на протяжении многих десятилетий.

– Живопись вы дополнили образцами декоративно-прикладного искусства – женскими головными уборами, традиционными для российских губерний на рубеже XIX–XX столетий: повязка, кокошники, шёлковые платки. Из чего вы исходили, принимая такое решение?

– На своих площадках мы показываем комплексные выставки: наряду с произведениями живописи демонстрируем графику, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), современные инсталляции. Сопровождаем экспозицию видеорядом, используя самое современное оборудование. В данном случае выставка живописная, но мы всё-таки решили дать несколько произведений ДПИ. И именно те, что корреспондируют с изображениями, которые увидит зритель. Приглядитесь – и вы найдёте их в облачении персонажей (к примеру, кокошник и «Русская девушка» Карла Венига).

 

  • Куратор выставки Павел Климов.

Власть, бизнес, искусство – успех триединства

Этот грандиозный проект стал возможен благодаря поддержке компании «Металлоинвест», взявшей на себя все расходы по организации выставки. При посредничестве Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры Белгородской области «Наследие».

«Подобные экспозиции требуют больших финансовых вложений. И только в результате сотрудничества руководства области и бизнеса их и можно формировать. Это крайне важно, поскольку одна из главных наших задач – эстетическое просвещение жителей регионов от Калининграда до Дальнего Востока. Кроме того, мы прикладываем много усилий, чтобы как можно полнее представить свои богатства, ведь такие гиганты, как наш музей, на своих площадках могут показывать около 3–5 % из них», – комментирует Климов.

Прецедент декабрьских арт-открытий «Металлоинвест» создал в 2013-м – тогда впервые была организована масштабная выставка «В кругу семьи» из фондов московского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Спустя год компания преподнесла новый подарок – выставку «Екатерина II. Путь к трону. У истоков российского Просвещения» из собрания Государственного исторического музея (Москва). Наконец, впервые в нашем городе – шедевры Русского музея.

«Одним из основных направлений нашего партнёрства с Белгородским краем мы видим развитие культурных проектов. И воплощаем их в рамках совместно принятого с руководством области соглашения. «Три века русской живописи» – один из них. Стоимость каждой из представленных работ высока. Понятно, что высока и сумма, потраченная на их перевозку, страховку, экспонирование (она составила около 3 млн рублей). Но мы считаем, что возможность белгородцев увидеть произведения такого уровня в своём городе, безусловно, стоит того. Нам важно показать горожанам то искусство, что составляет гордость России. Тем более у вас есть все условия – редкое для регионов, потрясающее пространство художественного музея», – рассказала Юлия Мазанова, директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест».

Экспозиция «Три века русского искусства» продлится до 13 марта.

Выставку проводят в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!»


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×