• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
28 января 2016 г. 11:49:07

Что нужно знать, чтобы не наделать ошибок при поиске работы

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Ищите – и устроитесь

Свободный рынок труда в стране последние лет двадцать. Людей, которые с гордостью бы показывали единственную за всю жизнь запись в трудовой книжке, почти нет. Белые, серые, синие, голубые воротнички варятся в котле свободного рынка, перемещаясь из компании в компанию. И тем не менее многие ещё не осознают, что поиск работы – это не процесс, растянутый во времени, а целенаправленная работа на результат.

Половина успеха

«До сих пор присутствует такое заблуждение, что найти работу можно только по знакомым. Я в рекрутинге уже десять лет, и могу ответственно констатировать: компании, которые хотят найти специалиста, никогда не будут искать его по знакомым, – говорит менеджер по подбору персонала Белгородского рекрутингового агентства Ольга Дорофеева. Здесь всем желающим совершенно бесплатно помогают и словом, и делом. – Приходит к примеру, газоэлектросварщик 6-го разряда, но написать резюме не может. Мы садимся с ним и заполняем, распечатываем, рассказываем ему, как действовать дальше. Недавно приходила профессиональная ткачиха. В объявлениях не нашла вакансий, с Интернетом не дружит. Вместе нашли вакансию на сайте. Некоторые люди стесняются звонить, тогда я набираю номер, договариваюсь для них о встрече».

Грамотно составленное резюме, где лаконично и чётко сформулированы цели, профессиональные навыки и указаны «живые» контактные данные, – уже половина успеха. Идеальных резюме единицы, а глупых ошибок десятки. Каждый промах может закрыть для соискателя двери работодателя.

В числе самых распространённых ошибок в резюме – откровенно дурацкая фотография. Соискатели ищут работу бухгалтера или менеджера, а пишут работодателям, как любимой бабушке, отправляя фото с пляжа в купальнике, на фоне любимого красного ковра или даже на диване с любимой кошечкой.

«Чем прикреплять такие фотографии, лучше вообще отправлять резюме без фото, – считает Ольга Дорофеева. – Не менее часто соискатели в своих резюме указывают «мёртвые» телефоны, и мы не можем найти человека. Вроде бы банально, но ещё раз скажу, что нужны контакты, по которым реально дозвониться до человека».

Коротко о себе

Сообщая потенциальному работодателю о своих навыках, соискатели часто копируют должностную инструкцию из Интернета. В итоге должностные обязанности есть, а чем реально занимался человек – непонятно, и резюме отправляется в корзину. Поэтому обязательно сообщите, чем вы занимались и, главное, каких результатов достигли – завершили важный проект, заключили выгодную сделку...

Наша собеседница рассказывает о посещении студенческой ярмарки вакансий, где искали бухгалтеров в строительную компанию за 12 тыс. рублей, но с возможностью обучения:

«Там было больше ста выпускников, я говорила со всеми, на собеседование после ярмарки вакансий пришли пять человек, на работу взяли двоих, а через полгода зарплата у них была уже 18 тысяч, и девушки очень уверенно вели по три участка в строительной компании, – приводит она пример. – И другие студенты придут к нам через год-два, отработав продавцами-консультантами, но как специалисты они уже будут сильно проигрывать тем, кто за это время наработал опыт по специальности».

Только не это

Графу «Личные качества» особенно любят те, кому нечего написать в графе «Опыт работы». Здесь же заливайся соловьём о своих достоинствах хоть на пять страниц. Исследователи из SuperJob не поленились опросить 500 HR-менеджеров о том, какие слова в резюме соискателей не вызывают у них ничего, кроме раздражения. Итак, в порядке убывания: коммуникабельность, стрессоустойчивость, просьба не звонить, легкообучаемость, слова «хочу-люблю-имею», из личных качеств «всё умею, всё могу» и «много денег» в графе о зарплатных ожиданиях.

«Не надо слепо копировать дежурные фразы. К примеру, идёт человек на позицию оператора, который должен молча сидеть, уткнувшись в компьютер, а пишет, что он коммуникабельный – зачем он компании? Или пишет, что стрессоустойчив. А почему он так решил? Я могу проверить его стрессоустойчивость, помолчав пять минут, за это время «стрессоустойчивый» кандидат может буквально известись от неизвестности», – продолжает Ольга Дорофеева.

«Мои недостатки» – в этой графе тоже много словоблудия. Указывая её в резюме, соискатель сам загоняет себя в угол: и себе не навредить, и работодателю не наврать. Профессиональные рекрутеры вообще опускают эти моменты, а соискатели выкручиваются, выставляя недостатки достоинствами: «Считаю своим недостатком излишнюю требовательность к себе, излишнюю обязательность, я трудоголик». Хотя такой подход работодатель может расценить как подхалимаж.

Две страницы

Обратная сторона написания резюме – излишние подробности. Зачем работодателю знать, где родился соискатель, какой у него номер квартиры или поимённый состав членов его семьи? Не нужен подробный пересказ о своих увлечениях и всех навыках, вплоть до умения строчить на швейной машинке.

«Не имеет смысла делать резюме больше двух страниц, указывая навыки, не относящиеся к должности, на которую претендует соискатель, – рекомендует HR-менеджер. – Скажем, программисты при составлении резюме указывают все программы, в которых они работают, и тогда, конечно, резюме может быть длинным, это оправданно. Но если вы рядовой опытный пользователь ПК, не нужно писать, что вы умеете пользоваться пакетом вордовских программ».

Не стоит начинать рассказ об опыте работы 25-летней давности, который никак не относится к сегодняшней вакансии, высока вероятность, что кадровик не дочитает до третьего листа, где вы пишете о последнем месте работы.

Графа «Награды и достижения» тоже, бывает, растягивается на несколько страниц. Даже если у вас на полках нет места для очередного кубка, а стены в грамотах от пола до потолка, это совсем не означает, что любая должность ваша.

«Если вы идёте на позицию исполнителя, незачем показывать свои амбиции, доказывая, что вы звезда, – говорит Ольга Дорофеева. – Работодателю нужен исполнитель, и показывая свои амбиции, вы рискуете получить обратный эффект».

Плюс письмо

К резюме должно прилагаться сопроводительное письмо. Это не просто модная тенденция, а необходимость. При его наличии вероятность того, что на ваше резюме обратят внимание, гораздо выше, ведь при массовой рассылке резюме вообще может попасть в спам. Кстати, о массовости. Наивно и даже глупо рассылать резюме сразу по нескольким адресам, а сопроводительное письмо начинать со слов «Я хочу работать только в вашей компании».

«Если вы устраиваетесь в конкретную компанию, попробуйте выяснить, кто принимает решение по сотрудникам, и тогда начинайте письмо с персонального обращения, а затем коротко напишите, почему вы хотите на эту вакансию и что знаете о компании», – советует Ольга Дорофеева.

Кто молодец? Я молодец!

Ура, из десятка, а может, сотни соискателей позвонили именно вам и тут…

«Сегодня у нас записались на собеседование десять человек, а пришли – двое, и такое происходит ежедневно. Больше половины людей не приходят на собеседование, – продолжает Дорофеева. – Никогда нельзя отказываться от встречи в предложенное время. Если вы говорите: «Я ищу работу полгода, но сегодня прийти не могу, потому что у меня дела», – вам просто не нужна работа».

Опаздывать на встречу – моветон. Специалист выделяет для этого конкретное время и не может ждать вас бесконечно. Показательный, точнее, непоказательный пример, когда девушки приходят на собеседование на помощника руководителя в повседневной или пляжной одежде. Очень зря. Заявляя себя как возможное лицо компании, и приходить надо в том виде, в котором планируете работать: опрятная деловая одежда и никакого яркого парфюма.

В ходе беседы рекрутеры советуют тактично преподносить информацию о предыдущем месте работы и никогда не отзываться о ней негативно, поскольку потенциальный руководитель сразу примеряет эту ситуацию на себя.

«Мы даём простые советы, но они из практики, поэтому действительно работают, – говорит Ольга Дорофеева. – Узнать, с чего начать поиск работы, можно не только у нас в агентстве, мы начинаем серию бесплатных обучающих тренингов для студентов и соискателей. Ближайшее мероприятие «Есть ли жизнь после диплома и как найти работу» пройдёт 5 февраля на площадке бизнес-пространства «Контакт».

Найти хорошую работу – это как удачно выйти замуж/жениться: вместе и навсегда, понимание с полуслова, контакт с полувзгляда... Такая гармония скорее из области фантастики, но ведь это не значит, что не нужно пробовать.



Полезные советы

  • Часто соискатели начинают поиск работы с покупки газеты с объявлениями. Но в газете, как правило, печатают объявления на довольно ограниченный спектр специальностей, в основном по рабочим профессиям. Топовых позиций и ИТР в газете вы не найдёте. Такие вакансии либо на специализированных интернет-ресурсах, либо на сайтах самих компаний.
  • Резюме в виде таблицы крайне неудобно, поскольку очень много времени уходит на поиск нужной информации. Лучше, если вы составите обыкновенный вордовский документ, где напишете основную информацию: фамилия, имя, отчество, образование, чем занимаетесь и на какую вакансию претендуете.
  • Собираясь на собеседование, не поленитесь узнать о компании. Нередко работодатель начинает с вопроса: «Что вы о нас знаете?». Большая разница между «найти работу» и «найти работу именно у нас».

для комментариев используется HyperComments