• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
27 апреля 2016 г. 16:37:33

Митрополит Белгородский и Старооскольский рассказал о новых храмах, отношении к сектантам и татуировкам

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Иоанн онлайн
Митрополит Иоанн во время визита в НИУ «БелГУ»

26 апреля владыка ответил на вопросы верующих, которые они в течение нескольких дней присылали через Интернет. Пасхальная пресс-конференция стала уже традиционной, но в этом году её впервые транслировали на всех епархиальных интернет-ресурсах.

Новые храмы и проекты

Разговор с журналистами касался самых разных тем. Одна из них – строительство новых храмов в Белгороде. Епархия вместе с мэрией рассматривает вопрос о строительстве храма в честь Царственных страстотерпцев. Он будет располагаться на Крейде и откроется к 2018 году. Сейчас службы в этом районе проходят в приспособленном помещении, которое находится в комплексе для автомобилей. В связи с большим количеством верующих планируется расширить и храм-часовню Ксении Петербургской на улице Макаренко. К нему сделают небольшую пристройку, где будут регулярно совершать богослужения.

Владыка также рассказал, что в этом году в Белгороде на улице Николая Чумичова откроется ещё один православный детский сад. Там будет около 50 мест. Работы должны завершить к 1 июля.

В Волоконовском районе по инициативе детей тех, кто погиб при ликвидации чернобыльской аварии, появится храм и мемориал, посвящённый чернобыльцам. Местом, хранящим память об этой трагедии, должен стать и строящийся сейчас в Старом Осколе храм Георгия Победоносца.

Директор госархива Белгородской области Павел Субботин спросил у владыки о создании общеепархиального церковно-исторического музея, где можно было бы получить цельную и ясную картину истории епархии от основания до наших дней, о её связи с жизнью государства. Митрополит отнёсся к этой идее с большим одобрением:

«В прошлом месяце я рассматривал возможность открытия экспозиции по новомученикам в нашем духовно-просветительском центре в честь святителя Иоасафа, епископа Белгородского. И там оказалось мало места. Конечно, мы думаем, как всё это организовать. Несомненно, необходимо помещение, которое могло бы вместить в себя экспозиции и фонды. Мы поставим перед собой такую задачу, и я попрошу помощи у губернатора, чтобы объединить все экспозиции и небольшие музеи, посвящённые истории епархии, в единый духовно-исторический центр».

На социально-теологическом факультете БелГУ в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария оборудована специальная аудитория, в старинном здании бывшей женской гимназии также восстанавливают часовню в честь мученицы Евгении. А на старооскольском театре в этом году разместят памятную доску, что ранее там находились духовное училище и храм.

От ЕГЭ до папы Римского

Много вопросов касались злободневных и активно обсуждаемых в обществе тем. Например, Единого государственного экзамена.

«Русская школа была лучшей в мире. Это касается и дореволюционной школы, и того, что взяла советская и продолжила. А сегодняшняя реформа образования во многом для меня не понятна. Я не понимаю, когда вывешивают календарь «До ЕГЭ осталось 150 дней». Ну почему дети должны нервничать и переживать, что ЕГЭ заставляет их испытывать перегрузки? Слышишь объявление: «Готовим к ЕГЭ». У нас школа должна готовить. Нет, специальные конторы за определённую плату натаскивают для того, чтобы заполнить эти таблицы. Это будет способствовать творческому развитию личности или загонит человека в рамки и будет удобно чиновникам от образования, которые ведут свою статистику и управляют финансами совершенно не думая о детях?» – поделился мнением владыка.

Выразил он и своё отношение к закону о защите чувств верующих:

«Представьте себе: нам нужно остановить действия сектантов, и мы начинаем говорить о том, что сектанты ведут себя неподобающим образом и их учение неправильно. В какой-то момент они могут подать на нас в суд за то, что мы оскорбляем их чувства верующих, что мы нарушаем этот закон. Это одна сторона.

А вот ситуация, которая была недавно в Белгороде. На Всемирный день православной молодёжи мы пригласили группу «25/17». У них в тексте есть слова «грехи ему простил пьяный поп». И мы присутствовали в зале при этом. Меня это не смутило, потому что в жизни бывают такие случаи, и моё дело бороться с этим. Нашёлся некто Селищев, который выдал себя за председателя какого-то мифического молодёжного объединения, написал в прокуратуру. Прокуратура тут же отреагировала, прислала запрос: как Белгородская митрополия организовала концерт, который оскорблял чувства верующих?

Я сразу вспомнил случай, когда Владимир Жириновский написал на меня письмо в прокуратуру, где обвинял в агитации во время выборов. Он зашёл в храм и обнаружил газету, где мы были сфотографированы с Евгением Степановичем Савченко. Он на меня в прокуратуру написал, что надо разобраться с Поповым Сергеем Леонидовичем (имя митрополита в миру – прим. ред.). Я получаю письмо из прокуратуры: «Архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну. Прошу разобраться с Поповым С. Л.». Я думаю: как я буду с собой разбираться? Написал, что вызвал Сергея Леонидовича, было разъяснено, как надо поступать и соблюдать законность проводимых действий. Одно дело, когда есть явное кощунство и люди не скрывают ненависти к религиозным чувствам того или иного человека, но когда закон используется в политических целях или из непонятных мотивов, как заказ какой-то, – это грубейшее моральное преступление».

Положительно митрополит оценил встречу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском, о которой негативно высказывались даже некоторые православные:

«Если не будет диалога между христианами, то в наше время всё больше и больше агрессивных исламских и псевдоисламских объединений будут нападать на христиан, а мы разъединены и никак не можем вместе защищаться и противостоять этому нападению».

Миссионеры и святые

Митрополит рассказал и о миссионерской деятельности белгородцев. В духовной семинарии были подготовлены священнослужители для Индонезии. В мае сюда для обучения прибудут четыре студента с Филиппин. Семинаристы участвуют в миссии в Таиланде и Вьетнаме. Выпускники служат в Кабуле и Тегеране.

Один из вопросов коснулся канонизации почитаемых белгородских старцев: схиархимандрита Григория Давыдова и архимандрита Серафима Тяпочкина.

«Сейчас переданы многие архивы, около 46 тыс. томов разных дел рассекречены, и мы надеемся, что в этих делаем найдём ответы на вопросы, которые задаются комиссией по канонизации архимандрита Серафима Тяпочкина. В его личном деле по непонятным причинам были изъяты несколько страниц, и это является неким препятствием для канонизации, потому что дела, связанные с исповедничеством, рассматриваются тщательно. Но отца Серафима мы канонизируем не как новомученика, а как праведника наших дней. Та любовь, которую он источал, до сих пор действует. И многие исцеляются на его могилке. И надеемся, что это будет учтено. Что касается схиархимандрита Григория Давыдова, то тут процесс только начался. Есть определённая процедура, которую нужно пройти», – рассказал владыка.

Ему задали вопрос и возможной канонизации императора Павла.

«Несомненно, это очень интересный император. При нём были упорядочены междусословные отношения, отменены многие зверские наказания. И вопрос о канонизации стоял перед революцией. Но сейчас такой активности нет, и я не знаю, совершится ли это, хотя с большим почтением отношусь к личности императора», – отметил митрополит.

Крещение, татуировки и книги

Но в целом жители области задавали очень разные вопросы. Владыка удивился, услышав об установленном тарифе на крещение в одном из городских храмов, и рассказал, что в Белгороде крестить должны бесплатно. Отдельно коснулся вопроса о неприветливых работниках, которых можно встретить в храмах.

«Церковь воспринимают через тех, кто находится в церковных лавках. И, к сожалению, бывает так, что в них люди седовласые, которые абсолютно не воцерковлены, но очень активны. Эту активность они, может быть, обрели на комсомольских стройках или где-то ещё. И усвоили стереотип поведения: если к ним пришли, то им уже чем-то обязаны. Я всячески пытаюсь настроить настоятелей храмов на то, что должна быть приветливость. У нас в каждом храме есть дежурный священник, в его обязанности входит помочь человеку, утешить, пастырски окормлять», – рассказал митрополит, призвав в случае необходимости задавать вопросы именно священнослужителям, а не работникам лавок.

Спросили митрополита и об отношении к татуировкам.

«Если мы обратимся к Священному писанию, то в книге Левит сказано: не делай никаких надрезов и никаких писаний на теле своём в память об умершем. В языческих традициях, когда близкий умирал, то делали некую пометку на теле: татуировку или ножом резали. Когда пришло христианство, то апостол Павел говорил: «Святите Господа и в душах ваших, и в телесах ваших». После Преображения Христова тело стало играть важную роль – это не просто материальная субстанция, в которой содержится душа. Уродовать своё тело – грех», – рассказал владыка.

Отвечая на вопрос о последней прочитанной отечественной книге и просмотренном отечественном фильме, он назвал «Обитель» Захара Прилепина и рассказал, что сейчас читает роман «Лавр» Евгения Водолазкина, которого бы хотел как-нибудь пригласить выступить в митрополичьей гостиной.

Из отечественных фильмов митрополит положительно оценил сериалы «Пепел» и «Ленинград 46».


для комментариев используется HyperComments