Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 июля 2014, 17:08
 Анна Кущенко 4771

Инженер, солдат и врач

Уроженцы яблочного края храбро сражались на последней войне великой империи

Инженер, солдат и врач Проводы на фронт Корочанского пехотного полка
  • Анна Кущенко
  • Статья

28 июля 1914 года началась Первая мировая война, о которой в советские годы говорить было почти не принято. Во второй половине XX века события тех военных лет оказались почти забытыми. Возможно, поэтому в наших музеях сохранилось не так много материалов, посвящённых этой теме. Но кое-что найти всё-таки удалось. Корреспондент «Белгородских известий» за сведениями о героях и событиях столетней давности отправилась в Корочу.

Приют для беженцев

В Корочанском районном историко-краеведческом музее есть три экспоната времён Первой мировой войны. Это шашка, фляжка и винтовка Мосина, принятая на вооружение Российской императорской армии в 1891 году. Все эти вещи были переданы из школьного музея. Но никаких сведений, рассказывающих, откуда они там появились, не сохранилось. Есть в фондах краеведческого музея и памятная фотография, запечатлевшая проводы на фронт Корочанского пехотного полка.

Шашка, фляжка и винтовка Мосина.
Шашка, фляжка и винтовка Мосина.
Фото из архива Корочанского историко-краеведческого музея

В военные годы Корочанская земская управа обеспечивала поставку сушёных фруктов для армии. С началом Первой мировой сотни тысяч людей начали перемещаться с запада на восток, уходя из приграничных губерний Российской империи. Людей, убегающих от войны, нужно было обеспечить кровом, питанием и работой.

В августе 1915-го предводителю дворянства Корочанского уезда, генерал-майору Николаю Маслову пришла телеграмма от управляющего Курской губернией. В ней говорилось, что губерния назначена для водворения русин, галичан и немцев-колонистов. На совещании представителям земства и города предстояло обсудить, сколько беженцев может принять уезд, смогут ли они рассчитывать на предоставление работы и сколько средств для этого понадобится. Николай Маслов созвал в Короче совещание при уездной управе. Пункт приёма беженцев решили устроить на станции Прохоровка Южных железных дорог. В первое время планировалось принять до 200 человек. А средства для организации приёма беженцев должны были ассигновать городская и земская управы. Но уже через некоторое время на экстренном уездном земском собрании было определено, что в селениях Корочанского уезда можно разместить около 1 500 беженцев или 375 семейств. От железнодорожной станции их планировалось развозить на подводах.

И вот уже в сентябре в слободу Алексеевку приехали первые 60 человек. Их разместили в общественном магазине. Остальные беженцы прибыли 21, 22 и 23 сентября. Люди, приехавшие в конце сентября, размещались в здании женской школы и образцового училища. На 9 ноября 1915-го по квартирам в уезде было размещено уже 4 475 беженцев.

Инженер и солдат

Но не только этим Короча вписала свою страницу в историю Первой мировой. Уроженцы Корочанского уезда достойно проявили себя на фронте. Одним из них был русский военный инженер Константин Величко. Он показал себя с лучшей стороны ещё во время Русско-японской войны, когда его назначили генералом для особых поручений при командующем силами на Дальнем Востоке Алексее Куропаткине. Величко разрабатывал проект укреплений Ляояна, Кавлитцунской позиции на реке Ляохэ, Инкоу, Ташичао, Хайчена, Айсандцянской и Ляндясяньской позиции, Телина, Мукдена и Харбина.

Военный инженер Константин Величко.
Военный инженер Константин Величко.
Фото из архива Корочанского историко-краеведческого музея

Когда началась Первая мировая война, Константин Иванович поступил в распоряжение главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта. Ему довелось побывать в должности начальника инженеров 11-й армии, которая вела осаду Перемышля, а также начальника инженеров Юго-Западного фронта. Именно Величко предложил новую форму инженерного оборудования местности для наступления – «инженерные плацдармы». Впервые такой плацдарм создали при подготовке Брусиловского прорыва.

Ещё один корочанец, участвовавший в Первой мировой, – Александр Мирошников, на военную службу он был призван в 1914 году. В Галиции Александр Карпович попал под газовую атаку немцев и получил серьёзные ранения. В 1916-м приехал в Петроград и поступил на Путиловский завод. Участвовал в захвате Зимнего дворца в октябре 1917 года.

Мирошников проявил себя и в годы Великой Отечественной войны. Он находился в блокадном Ленинграде, работал на Кировском заводе, доставлял продовольствие для города и фронта, вёз оружие и боеприпасы по ледовой «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Через 12 лет после окончания войны ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. В честь Мирошникова названа одна из улиц в селе Алексеевка.

Подвиг военных врачей

Помощь раненым в Первой мировой оказывали и врачи-корочанцы. По решению Курского губернского земства на базе Корочанской больницы создали военно-полевой хирургический госпиталь. Вскоре под началом Артура Белявского госпиталь выехал на Западный фронт в Белоруссию. В его составе трудились такие врачи, как С. Шаталов, А. Стрижаковский, М. Мигулин, А. Чаплыгин, Н. Шульгин, А. Дмитриенко-Рождественский, М. Морозов, И. Сидоров и медицинские сёстры Е. Бударная и Е. Стешенко.

Ну а какой корочанец не знает о замечательном хирурге Сергее Миротворцеве? Сергей Романович прошёл пять войн и внёс огромный вклад в военно-полевую хирургию.

Сергей Миротворцев.
Сергей Миротворцев.
Фото из архива Корочанского историко-краеведческого музея

Его родители – Роман Львович и Александра Ивановна – приехали в Корочу после рождения сына. Роман Львович стал директором мужской гимназии. Юного Серёжу тянет к лесоводству и садоводству. В шестом классе он поступает на курсы плодоводства и огородничества, а дома сооружает теплицу. Казалось бы, он избрал себе профессиональный путь.

Но всё меняется, когда в Корочу приезжает хирург Василий Лесовой. Будучи в гостях у Миротворцевых, он зовёт Сергея к себе в больницу посмотреть на операцию. Миротворцева до глубины души поразило увиденное. Однако документы он подал всё же в Московскую сельхозакадемию. Туда его не приняли, и тогда Сергей Миротворцев становится студентом медицинского факультета Харьковского университета.

В период Первой мировой войны Миротворцев публикует статьи с рекомендациями по лечению различных ранений и организации медслужбы. С группой профессоров Саратовского университета он решает отправиться в центр военных действий в качестве консультантов. Сергей Романович одним из первых выезжает на Западный фронт в качестве хирурга-консультанта Красного Креста.

Уже в первые месяцы службы за организацию переправы госпиталя через Вислу его отметили боевым орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами. Позже он становится главным хирургом и помощником главноуполномоченного Красного Креста. На этом посту Сергей Романович трудился до Февральской революции.

Сергей Миротворцев за работой.
Сергей Миротворцев за работой.
Фото из архива Корочанского историко-краеведческого музея

Миротворцев обосновал первоочерёдность проведения операций при ранениях черепа, мозга, груди и живота, исследовал методы борьбы с шоком на передовых позициях, занимался переливанием крови во фронтовых условиях, комплексным лечением раненых, разработал метод пересадки мочеточника, получивший большое распространение в хирургии. Но всё это уже события иных лет.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×