• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
17 ноября 2016 г. 16:59:09

Почему на спектаклях Алексеевского народного театра зрители никогда не скучают

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Интуиция Ливады
Надежда и Евгений Ливада. Фото из семейного архива

Наша беседа закончилась, и, прощаясь, я протянула руку Евгению Ливаде, режиссёру Алексеевского народного театра. И только после того, как моя рука одиноко повисла в воздухе, я спохватилась, что общаюсь-то с незрячим человеком. И дело не только в том, что Евгений Ливада удивительно чувствует собеседника, живой мимикой, энергичными жестами, эмоциональной речью поддерживая разговор.

Жизнь инвалида первой группы по зрению всегда наполнена чередой событий: каждый новый спектакль – явление в культурной жизни Алексеевского района. Как автор и исполнитель песен, Ливада в этом году стал лауреатом международной премии «Филантроп». Событий и планов на будущее столько, что в разговоре просто забываешь про проблемы Евгения со зрением.

Интуиция

Евгений в детстве неплохо стрелял и даже занимался боксом, правда, удивляясь про себя, что соперника сбоку почему‑то не видит. Точку поставила армейская медкомиссия, признав призывника непригодным к службе из‑за проб-лемы со зрением. Оно стало быстро ухудшаться, и десять лет назад Евгений почти ослеп. Но катастрофой это не считает.

«У меня ушло зрение, но взамен развилась интуиция. Я перестал различать детали, не вижу лиц, но по интонации могу определить, что за человек общается со мной», – говорит Ливада.

— А разве этого достаточно для режиссуры?

— В каждой пьесе есть тема, проблема, из которой складывается сюжет, и каждый персонаж на эту тему работает. И мне надо выстроить спектакль так, чтобы передать своё отношение к этой теме и добиться того, чтобы было зрелищно и зритель не скучал, – объясняет Евгений.

Подтверждением этому является тот факт, что Алексеевский народный театр за новаторские и оригинальные режиссёрские решения неоднократно становился лауреатом областного конкурса любительских театров имени М. С. Щепкина.

Театр

В своё время перед Евгением стоял выбор: обучаться режиссуре профессионального или любительского театра. Он выбрал любительский. И организовал в Алексеевке молодёжную театральную студию.

«Мы жили в своём доме, и когда по вес-не родители разводили птицу, там обязательно находился один убогий птенец, которого я выхаживал и очень радовался, когда он вырастал, – вспоминает Евгений. – И как же сейчас мне нравится, когда приходят девочки-мальчики, которые и слова не произнесут, не заикаясь. И когда кругом все утверждают, что их близко к сцене подпускать нельзя, они через некоторое время показывают себя, и это здорово».

За первый же спектакль молодёжной студии «Алёнушкино счастье» коллектив получил звание народного. Правда, режиссёру иногда бывает досадно, когда его задумки, которые требуют актёрского воплощения, самодеятельным актёрам недоступны. Хотя в одном из спектак-лей молодёжной студии неумение держаться на сцене Евгений удачно обыграл.

«Я взял повесть Васильева «А завтра была война», только что опубликованную в журнале «Юность», и написал по ней сценарий, где статичность ребят обыгрывалась как статичность фотографического снимка», – говорит Евгений.

О спектакле писали столичные критики, увидевшие его на театральном фестивале в Белгороде, пригласили показать столичным зрителям. Но на поездку в Москву в районном бюджете денег не нашлось.

По причине финансовой ограниченности молодёжная группа «обходится» местными подмостками. Сказки для детей, литературно-художественные композиции – юным актёрам есть где развернуться, театральный коллектив неоднократно становился лауреатом районного смотра талантливой молодёжи.

Евгений Ливада.
Евгений Ливада.
Фото Юрия Коренько

Роли

В новом спектакле, который должен быть по правилам работы любительского театра сдан раз в полгода, ролей на всех не хватает, поэтому одну и ту же роль играют несколько человек по очереди. И в небольшом репетиционном помещении постоянно люди.

«Кто‑то приезжает с вахты, кто‑то работает посменно, поэтому репетируем всё время»,– говорит Евгений.

Многие актеры пришли в театр ещё в детстве. Школьница Лена Голикова, повзрослев, привела на подмостки мужа, а теперь уже и сына. Александр Цивенко случайно заглянул в театр с друзьями и не расстаётся с ним уже 20 лет. Столько же лет в театре и Юрий Курганский. 30 лет назад вышел на сцену в роли молодогвардейца Владимир Гудков.

И каждый привносит в эту театральную семью что‑то своё, и как в хорошей семье, увлечение одного становится увлечением общим. Юрий Тришин пришёл в театр 35 лет назад, увлёкся туризмом и увлёк всех театралов походами, туристическими песнями. Грушинский фестиваль, «Воронцовская Русь», «Оскольская лира», «Нежегольская тропа», «Батька Дон», «Калитвянский причал» – отовсюду Ливада привозит грамоты и награды. Песни собственного сочинения под гитару – ещё одно увлечение Евгения.

Премия

В этом году Евгений Ливада стал лауреатом международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства в подноминации поэзия. Вручили премию в Москве.

«Я не считаю себя ни поэтом, ни музыкантом, – говорит он. – Просто перед этим пошла обойма стихов, которые мне понравились, и я их представил на суд жюри. Строчки приходили даже ночью, приходилось вставать и набирать».

Он не пользуется азбукой Брайля, набирает по памяти, сам выкладывает стихи в Интернете на специальные сайты и, вооружившись огромной лупой, отвечает своим рецензентам, обсуждает чужое творчество или вступает в диалоги. Его стихи публиковались в поэтических сборниках.
А вот на церемонии вручения премии он удивил присутствующих, когда начал читать детские стихи. Слегка уставшая от философских откровений публика оживилась и приняла его на ура.

«Я только недавно стал писать детские стихи, но, выступая в школах и библиотеках, понял по реакции детей, что они им нравятся», – говорит Евгений Ливада.

Вместе

Со своей женой Надеждой, выпускницей Белгородского института культуры, Евгений Ливада в 1990-е годы играл в одном спектак-ле, где по ходу действа героям надо было поцеловаться. И тот первый театральный поцелуй стал основой долгого и прочного союза.

Что может быть лучше, когда у мужа режиссёра и жена – режиссёр? Всё, что делается в театре, обсуждают и делят на двоих, хотя на Надежде Ливаде – постановка детских спектаклей, которые с восторгом принимает юная алексеевская публика. Кроме того, все поездки мужа на фестивали, участие в заседаниях поэтического клуба «Крылья» не могут обойтись без неё, ведь она – глаза мужа.

«А вот какой хороший спектакль мы нашли и будем его ставить, – весь в эмоциях Евгений, а Надежда тихо кивает головой, соглашаясь с ним».

Когда тебя поддерживают родные, когда твоя работа – это и твоё увлечение, когда ты не спишь по ночам, потому что в голову приходят такие нужные строчки стихов, твоя жизнь настолько наполнена, что о твоей инвалидности не помнит уже никто, даже заезжие журналисты.


для комментариев используется HyperComments