• 63,68 ↓
  • 67,62 ↓
  • 2,49 ↓
3 ноября 2015 г. 15:03:40

Почему Шуховский лицей вошёл в топ-500 лучших школ России

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Инкубатор талантов
Владислав Кононенко. Фото Вадима Заблоцкого

«Пожалуйста, в 38-й лицей на бульваре 1-го Салюта», – по привычке уточняем водителю. Ошибочка. Он теперь Шуховский. Но об этом чуть позже. Лицей входит в топ-500 лучших школ России. Плюс победы в отдельных номинациях топ-100: первая – лучшая школа физико-математического, вторая – оборонно-спортивного, третья – социально-гуманитарного, четвёртая – социально-экономического профилей. А ещё это лидер по развитию талантов учеников. За что даётся столько званий? Узнаем у школьных «шуховцев».

Выборы президента

Избирательная комиссия, бюллетени, урна… – вот где выращивают будущий электорат.

«В выборах участвуют девять кандидатов, 9-10-е классы. Одиннадцатиклассники не баллотируются. Выпускникам и так забот хватает, – комментирует в перерыве между выдачей бюллетеней председатель избирательной комиссии, одиннадцатиклассница Лада Соболь. – Выборы президента – не просто традиция. Он представляет мнение всех школьников, отстаивает их интересы, принимает участие во всех официальных мероприятиях лицея».

Записав в явочный лист подошедшую тройку старшеклассников, продолжает:

«Явка высокая. Около 80% уже проголосовало. Самый активный электорат – младшие классы».

Всевидящее око

Второклашки аккуратно выводят на альбомных листах цветными карандашами. Учитель начальных классов Надежда Фурцева показывает нам электронный журнал.

«Пишешь тему урока, тут же прописываешь домашнее задание, вставляешь необходимые файлы, пишешь комментарии. Родители заходят и видят всё. Могут сканировать и добавлять достижения своих детей», – поясняет Надежда Викторовна.

Так спешил на переменку, что забыл записать домашнее задание? Не беда. В журнале всё записано. Подвижным малышам хорошая напоминалка. Со старшеклассниками посложнее: оценки не скроешь, пропуск урока тоже. Всевидящее око выдаст. Потому, наверное, новшество родители восприняли на ура.

Приоритет – олимпиада

Заглянули к директору Александру Зарубину расспросить о победе, о новом статусе лицея, шефство над которым взял БГТУ им. В.Г. Шухова. Забегая вперёд, скажем: новшества (черчение, курс нанотехнологий, студия робототехники) пригодятся решившим поступать в технические вузы.


«В конкурсе в основном учитывались результаты участия в региональных и заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников и государственная итоговая аттестация девятых классов, – пояснил Александр Зарубин. – Выделили отдельные номинации. Признаюсь, некоторые для нас стали неожиданными. Развитие талантов учеников? Не совсем пока что понятно, по каким критериям оценивали. Но раз выделили – основания есть. Будем уточнять, за что именно».

Разберёмся. Приоритет – олимпиада. Всё логично: лицеисты в прошлом году завоевали на муниципальном этапе 113 призовых мест, то есть 56% так называемого качества участия. Говоря обыденно, больше половины участников стали призёрами и победителями. На регионе взяли 28 мест, на всероссийском этапе – девять.

«При поступлении в вуз учитывается не только ЕГЭ, но зачастую и те результаты, которые они показывают на олимпиадах. Многие выпускники этим правом пользуются», – подчёркивает директор Шуховского лицея.

Заглядывают в будущее

Обычная школа, работаем по тем же нормативам, что и все, учителя получают такую же заработную плату, скромно говорят в лицее. Обычная, да не очень. С нового учебного года лицей – нетиповое образовательное учреждение.

«Сейчас совместно с учредителями мы разрабатываем локальный акт, который будет регламентировать правила комплектования лицея. Скорее всего, это будет некий конкурс достижений, ведь в основе результата лежит высокая конкурентная среда», – комментирует директор Шуховского лицея.

Заглядывают здесь в будущее на несколько лет вперёд. Какую профессию выберут для себя лицеисты? Преуспеют ли в ней?

«Награды, медали, статуэтки… Это, конечно, хорошо. Но самое главное, чтобы наш школьник нашёл себя в жизни, был конкурентоспособным и успешным, – говорит Александр Зарубин. – Что для этого делать? Уже в девятом классе нужно помочь детям понять, чего они хотят в жизни. Поэтому мы сейчас активно ведём работу по взаимодействию так называемой линейки: лицей – университет – предприятие».

Отсюда вытекает активная работа с БГТУ им. В.Г. Шухова. И, конечно же, лицеисты оценивают возможность дальнейшего трудоустройства. Скажете, рано? В самый раз. Чтобы не тешить себя несбыточными мечтами.

Индивидуальный маршрут

Не начнёшь в 10-м классе профильно изучать тот или иной предмет – пожалеешь при поступлении в вуз. Поэтому в лицее сделали ставку на индивидуальный образовательный маршрут. В старшей школе лицеисты могут выбрать себе любой набор предметов для профильного обучения.

«Это некоторая разновидность стандартного профильного обучения. К примеру, возьмём химию, информатику, биологию. Профильный класс не всегда получается набрать, выход – сформировать группу», – отмечает Александр Зарубин.

В реальности получается удобно: школьники не расстаются с одноклассниками. Разве только они чуть реже видятся на уроках: отсидев на нескольких общих для всех, расходятся дальше по профилям.

И даже дом умный

Отличники, спортсмены, исследователи… – с кем ни заговоришь в школьном коридоре, каждый где-то преуспел. Знакомимся. Шестиклассник Владислав Кононенко занял первое место на областном конкурсе «Start-up юный предприниматель».

«Я изучаю экономику и бизнес с пятого класса. Провёл маркетинговое исследование и решил, чем хочу заниматься в будущем. Ставку делаю на кондитерскую фабрику», – с недетской рассудительностью говорит Влад.

А кто эти серьёзные мальчишки? Четвероклашки Лёша Панченко и Миша Чашин собирают робота-пятиминутку. Название говорит само за себя – пяти минут достаточно, чтобы запрограммировать датчик касания, расстояния и звука. Робот «Сумо» должен вытолкнуть своего противника за пределы игрового поля. А до этого собирали со своими преподавателями «Умный дом». В нём всё срабатывает автоматически. Подходишь к дому – загорается свет, к сушилке – она включается…

Учитель физики Михаил Ладных.
Учитель физики Михаил Ладных.
Фото Вадима Заблоцкого

Учить, играя

Выборы президента лицея подошли к концу.

«Внимательнее пересчитываем. Разрыв небольшой: в несколько голосов», – слышится из класса, где заседает избирательная комиссия.

У Крынина Романа – 119 голосов. У Максима Шляева – 129.

«Ирина Павловна, с отрывом в 10 голосов лидирует Максим!»

«Ещё раз проверьте», – напутствует Ирина Павловна.

Ирина Корзун – заслуженный учитель РФ. Преподаёт историю, обществознание и право методом интерактивного обучения. Ни один урок не обходится без игровых элементов. Сегодня – дебаты, завтра – «аквариум» (ролевая игра, в которой школьники делятся на группы и поочерёдно рассказывают друг другу изученный материал).

«Есть у детей такая особенность – они лучше слушают друг друга, нежели учителя. Поэтому ты должен их направлять, подсказывать, а они – проявлять свою самостоятельность. Это самый действенный способ вызвать интерес к любому предмету», – отмечает Ирина Корзун.

И ни года не было, чтобы она не подготовила призёров и победителей всероссийских олимпиад. К примеру, в 2014-2015-м дебютировала десятиклассница Саша Алёхина: по обществознанию стала абсолютным победителем, а по праву взяла «бронзу».

Физкультурно-математический

«У нас лицей с углублённым изучением естественных наук. Но кто сказал, что физкультуру и спорт нельзя совмещать с наукой? – размышляет учитель физкультуры Владимир Шеханин, попутно демонстрируя нам несметное количество кубков и медалей. – У нас даже физмат расшифровывают как физкультурно-математический. Дети разносторонне развитые. Иначе была бы вся стена уставлена кубками и медалями?»

Недавно команда 8 «а» класса привезла из Анапы, с Всероссийских президентских состязаний, «золото» в плавательной эстафете и «серебро» в плавании.

«В городской спартакиаде школьников шесть лет подряд остаёмся непобеждёнными. А за историю существования лицея подготовили шесть призёров Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Найдёте где-нибудь по области лучший результат? Нет! – уверяет Владимир Шеханин. – Всем занимаемся: мини-футбол, спортивное ориентирование, туризм, баскетбол, волейбол, пулевая стрельба…»

«А с девчонками 10-11-х классов занимаемся по программе Слуцкер фитнесом и аэробикой, – подхватывает рассказ коллеги Елена Боровская. – Надо же как-то уходить от стандартных уроков…»


для комментариев используется HyperComments