Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 марта 2016, 19:17
 Наталья Почернина 3915

«Играем! Разрешает Бог!»

В Белгородской митрополии состоялся вечер искусств, приуроченный к 55-летию учреждения Всемирного дня театра

«Играем! Разрешает Бог!» Фото Ольги Воркуль
  • Наталья Почернина
  • Статья

Всемирный день театра отмечается 27 марта. Он был установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра и проводится ежегодно под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Искусство возделывания души

Традиционная встреча в митрополичьей гостиной состоялась задолго до праздника театра – 10 марта. Зато в разгар масленичной недели совсем не грех и песни петь, и стихи читать, и музыкой слух услаждать! И рассуждать о родстве понятий «культ» и «культура», которые, как известно, восходят к латинскому глаголу colere, что означает «возделывать».

Открывая театральный вечер, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн как раз и отдал должное искусству театра в возделывании души человеческой:

«Это искусство, которое делает нас лучше, ведёт нас к небу. Театр обладает замечательным качеством: он забирает наши проблемы, а отдаёт нам любовь».

Фото Ольги Воркуль

Эпохи и люди русского театра

Искусство театра в митрополии было представлено в разных аспектах. Сотрудники Белгородского государственного художественного музея подготовили ретроспективную выставку выдающихся сценографов области. Заслуженные художники России Григорий Гритчин, Александр Мамонтов, Марат Парахненко, художник Нина Мельникова – все они являются выпускниками театрально-декорационного факультета Харьковского художественного института. Именно они стояли у истоков становления традиций местной сценографии, сотрудничали с Белгородским драматическим театром. Посетители выставки ознакомились с эскизами декораций к спектаклям Белгородской драмы прошлых лет и неосуществлённым постановкам, оценили индивидуальный творческий подход каждого мастера к образному решению сценического произведения.

Выставку книг и периодики «Эпохи и люди на русской сцене» развернули в фойе митрополии сотрудники Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. Среди экспонатов есть настоящие раритеты: альбом «Наши петербургские артисты», изданный в 1896 году и собравший 300 актёрских портретов, и альманах пьес А. П. Чехова, выпущенный в 1914 году.

Фото Ольги Воркуль

«Хлеб отца моего»

Концертная программа гостиной началась с премьеры композиции для солиста, хора и ансамбля «Хлеб отца моего». История её рождения во многом промыслительна, как сказал митрополит Иоанн. В январской гостиной поэтесса Наталья Дроздова читала стихотворение «Возвращение». В нём рефреном звучит поэтическая строка «Хлеб отца моего ем», отсылающая читателя к евангельской истории.

Под впечатлением от стихотворения, в котором образ земного отца соединяется с образом Отца небесного, владыка написал музыку к нему. А премьера песни состоялась после кончины отца митрополита, известного иркутского писателя, сценариста, журналиста Леонида Мончинского, и прозвучала как реквием по нему. Реквием, в котором традиции духовного хорового пения сочетаются с ярким драматизмом рóкового вокала и аккомпанемента.

Автор стихотворения Наталья Дроздова на вечере в митрополии прочла произведение с театральным названием и философским содержанием – «Конец спектакля».

Фото Ольги Воркуль

Борислав Струлёв и все, все, все

Гостем программы стал и любимец белгородской публики – виолончелист и культуртрегер Борислав Струлёв. Только что триумфально завершился V Международный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья», и своим шлейфом он прошумел и в митрополичьей гостиной.

Борислав Струлёв и его жена – скрипачка Анна Боровик, старшая сестра Анны – тоже скрипачка и руководитель камерного оркестра Mezzo Music белгородской филармонии Наталья Боровик, её муж – тромбонист Василий Иващук плюс Тимур Халиуллин, исполнявший в этот вечер партию фортепиано, подарили слушателям проникновенные мгновения божественной музыки Баха, Шуберта, Массне, Масканьи, Шостаковича.

Особенно внимательно, с чувством гордости за всю свою творческую семью внимали музыке гости вечера: начальник департамента финансов и бюджетной политики области Владимир Боровик и его супруга.

Фото Ольги Воркуль

Театр грешный и святой

После музыкальной прелюдии обратились наконец к театру.

«Отец Дионисий обещал, что будет ругать театр и будет хвалить его. Он обещал, что… В общем, что обещал, то сейчас и даст», – предваряя следующее выступление, сказал ведущий программы, настоятель Смоленского собора, протоиерей Павел (Вейнгольд).

Заведующий библиотекой Московской духовной академии, игумен Дионисий основательно, с цитатами из святоотеческой литературы, препарировал театральное искусство, исследовал его природу, задавался вопросами о театре в жизни и жизни в театре.

«С позиций святых отцов церкви меня надо давно отлучить, – с улыбкой прокомментировал выступление игумена митрополит Иоанн. – Но я благодарен отцу Дионисию за этот исторический экскурс: он показывает, какой путь прошло богословие в отношении к театру».

И выражая своё отношение к главному гостю вечера – коллективу БГАДТ имени М. С. Щепкина, вручил художественному руководителю театра Виталию Слободчуку архиерейскую грамоту в благословение за усердные труды во славу Белгородской митрополии.

«Наш театр находит себя в тех великих идеях, которые заложены в великой литературе, – заметил в своём ответном слове худрук щепкинцев. – И, думаю, это не противно Богу. Есть храм Божий, и мы приходим в него молиться. А есть храм светский, храм искусства. Именно так люди называют театр. Мы можем говорить с нашими зрителями на любые темы, но всегда даём ему выход к свету, к добру, к человечности».

И в подтверждение слов своего лидера артисты Белгородской драмы мощно и страстно обращали в зал монологи своих героев – Сатина («На дне» М. Горького, народный артист РФ Виталий Стариков), Брандахлыста («Куклы» В. Беляковича, артист Дмитрий Гарнов), сеньора Пигмалиона («Куклы» В. Беляковича, заслуженный артист РФ Иван Кириллов), защищая человеческое в человеке, утверждая театр живых и больших чувств. А когда с мест поднялись другие артисты и, выйдя к сцене, прочитали стихотворение Валентина Гафта с финальной строкой «Играем! Разрешает Бог!», зал разразился аплодисментами.

На десерт артисты Белгородской драмы приготовили несколько вокальных номеров. «Колыбельная» Дж. Гершвина и ария Марии Магдалины из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера (Алёна Беседа), романс Чарноты А. Розенбаума (Дмитрий Беседа), «Моя душечка» А. Дюбюка (Надежда Пахоменко и Илья Штейнмиллер), «Блоха» М. Мусоргского (Илья Штейнмиллер) – драматические актёры с блеском продемонстрировали артистизм и глубокое проникновение в характер и смысл исполняемых произведений.

Следующая встреча в митрополичьей гостиной будет посвящена теме Великого поста в произведениях искусства.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×