Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 февраля 2016, 11:20
 Алексей Севриков 4193

Идёт коза рогатая

Как «ОнОнас» играл в крепостное право

Идёт коза рогатая Фото Вадима Заблоцкого
  • Алексей Севриков
  • Статья

Крестьяне в России стали свободными 3 марта 1861 года, то есть 155 лет назад. Я хотел поговорить с очевидцами тех событий, но почему-то не получилось. В итоге закрепостился сам – подался в Яковлевский район, на козью ферму к «помещикам» Кривенковым.

Чёрное дело

Мой крепостной предок и представить не мог, в какие тепличные условия попадёт его потомок. Новёхонький корпус с отоплением, вентиляцией и ночным освещением, с заготовленным сеном и овсом, с автоматизированной раздачей корма… Рай для крестьянина, пусть и зависимого. А ещё я посмел предупредить хозяев, что толку от меня как от козла молока – и никто за дерзость не высек. В этом месте предок махнул рукой, вытер грязной рукой пот со лба и продолжил убирать навоз.

Козы, завидев нездешнего холопа, кинулись знакомиться. Им хватило минуты, чтобы расстегнуть все мои карманы, развязать шнурки и почти выудить из рук телефон – негоже, дескать, холопу с гаджетами расхаживать. Любопытная Варвара по сравнению с этими животными – мисс равнодушие. Кривенковы говорят: им только дай что-нибудь оторвать, откусить, облизать – везде голову засунут. Проводку грызут, краны поилок запросто открывают – только успевай изолировать.

При этом милейшие существа! Ласку любят не меньше кошек, разве что вместо урчания издают довольное «ме-ме-ме». Человеку остаётся «ми-ми-ми» – особенно в обществе новорождённых козлят. В этой обители умиления, праздно шатающегося, меня застала хозяйка.

«Придётся запачкаться», – вошла в роль суровой барыни Наталья Кривенкова и вручила биркователь.

Штуку, напоминающую степлер, только вместо скобок в ней острыми иголочками выложен трёхзначный номер. Иголочки надо смазать чёрной тушью и... вонзить в ухо трёхдневному козлёнку.

Высокорослый, мощный барин Евгений Кривенков держит невинную жертву, а я трясущимися руками делаю чёрное, но необходимое для промышленной фермы дело. Парнокопытный малец вскрикивает, я морщусь и, как того требует экзекуция, втираю в образовавшиеся дырочки остатки туши. Простите, козлики № 627 и 629, меня заставили. А вот на козочку, как ни заставляли, рука не поднялась: женщина всё-таки.

  • Этому козлёнку три дня от роду.

  • Такие трёхзначные номера на ухе получают все козлята, растущие на ферме.

Обезроживание

Процедура биркования нужна, чтобы следить за генетической линией. Основных целей две: получать здоровое потомство (преимущественно женского пола, так как всё затевается во имя молока) и выводить по возможности комолых животных, то есть безрогих. Рога – это повышенный травматизм. В борьбе за доминирование, в процессе кормёжки или элементарно заигравшись рогатые козы (и козлы) наносят друг другу увечья – вплоть до того, что и живот могут нечаянно вспороть.

Поэтому на современных хозяйствах рога прижигают. Да-да, тоже в младенчестве – до десятого дня от роду.

«Лучше бы ещё парочку пробирковал», – думал я, обстригая шерсть вокруг формирующихся рожек ничего не подозревающего пушистика.

Рядом накалялся электрокаутер. Доделав стрижку, я сослался на отсутствие опыта и ограничился придерживанием прижигаемого за попу. «Клеймил» Евгений. Раз, два, три, четыре… На каждый рог – десять секунд. Электрокаутер в руках мастера слегка покручивается, дабы навсегда отсечь приток кровеносных сосудов к нежеланным костным образованиям. Стоит ли говорить, что в эти мгновения чувствует детёныш?

Правда, козлята быстро успокаиваются. Телесную рану заживляет впрыск из специального баллончика с надписью «Вторая кожа супер», а душевную – хозяева, которые завели традицию хотя бы минуту-другую нежиться с перенёсшим болезненную операцию животным.

«Жалко, конечно, но прижигание – оптимальный способ. В некоторых хозяйствах рога скальпелем вырезают, и это в разы мучительнее», – поясняет Наталья.

  • «Лучше бы ещё парочку пробирковал», – думал я, обстригая шерсть вокруг формирующихся рожек ничего не подозревающего пушистика.

  • Электрокаутер и та самая «вторая кожа супер».

  • Доделав стрижку, я сослался на отсутствие опыта и ограничился придерживанием прижигаемого за попу.

Салон красоты

Больно больше не будет. Вторая часть крепостного дня наполняется делами поспокойнее. Проверяем самочувствие стада. Есть козы, помеченные цветными кляксами, – за ними следит ветеринар. Одна прихрамывает – что-то не так с суставом, у другой – сопли, надо определяться с лечением. Случаи единичные, но запускать нельзя. Особое внимание – отсеку будущих мам. К сожалению (или к счастью), окота я не застал.

Осматриваем копыта. Они периодически загибаются, забиваются перегнившей соломой и прочей бякой. Как минимум животным становится неудобно ходить, как максимум – развиваются болезни. Решение – педикюр. Аккуратно валим козу на бок, я держу рога, Евгений обрезает и вычищает проблемные места. Барышня спокойна и даже, кажется, прибалдела. Тем временем в импровизированный салон красоты выстраивается хаотичная очередь – меня облизывают, прихватывают за волосы и бодают. Любя.

Самую резвую бодунью – Снежинку – увожу на дойку. Дойка здесь три раза в день – в 7:00, 13:30 и 21:00. Если в сказке про семерых козлят течёт молочко по вымечку, из вымечка по копытечку, из копытечка во сыру землю, то на ферме – из вымечка в доильный аппарат. В среднем одна коза даёт три литра в день.

  • Если в сказке молочко течёт из вымечка по копытечку, то на ферме – сразу в доильный аппарат.

  • Крепостной логично вознаграждается бутылочкой бесподобного молока и наливается новой силой.

Любить Билла

Крепостной логично вознаграждается бутылочкой бесподобного молока и наливается новой силой. Моё последнее испытание зовут Билл.

«Сразу слышно, что мужик», – намекает Наталья на исходящий от козла резкий запах.

Билли – главный местный осеменитель, живёт отдельно от всех, молод, обаятелен, покоряет лучших козочек стильной хипстерской бородой.

Сегодня у парня выходной, но на завтра у него запланировано свидание с новой девушкой (а то и двумя).

– Надо бы прибраться, – хриплым брутальным голосом как бы говорит Билли.

– Не беспокойся, бро, через десять минут ты не узнаешь свою хату, – как бы отвечаю я бодрыми взмахами вил.

  • «Не беспокойся, бро, через десять минут ты не узнаешь свою хату», – как бы отвечаю я бодрыми взмахами вил.

Всё. Поклон хозяевам – и свобода! Выхожу на неё с мыслью о том, что не стоит обзывать людей козлами. Посмотрите на фотографии: разве обидно быть таким?


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×