Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 июля 2017, 10:33
 Алексей Стопичев 2701

И на конфликтах тоже можно обучать. Почему школа должна развивать в детях критическое мышление

И на конфликтах тоже можно обучать. Почему школа должна развивать в детях критическое мышление Директор школы Михаил Шейченко с учениками. Фото Юрия Коренько
  • Алексей Стопичев

В прошлом году Белгородскую школу № 17 возглавил кандидат технических наук Михаил Шейченко. Что нового сумел привнести в жизнь общеобразовательного заведения молодой учёный (а Михаилу всего 31 год)? И почему он выбрал такую жизненную стезю?

Сплав знаний и опыта

«Хотя я и кандидат технических наук, но чтобы работать директором, мне пришлось пройти профессиональную переподготовку по специальности «Менеджмент в образовании», – рассказывает Михаил Шейченко. – Сейчас руководители образовательных учреждений не должны иметь педагогического образования. Либо государственное муниципальное управление, либо менеджмент в образовании. Такие требования законодательства».

— Вы считаете такое нововведение правильным?

— Спорный момент. Есть много плюсов. Есть много минусов. Но сейчас, по сути, руководитель школы больше хозяйственник. Вникать в аспекты и нюансы образовательного процесса просто не успеваешь физически. Для этого есть заместители.

— До этого вы работали заместителем директора по воспитательной работе…

— Но в другой школе. И накопил багаж знаний и навыков. Знаю школу изнутри. Но в каждой свои нюансы. Я это понял, когда перешёл в 17 ю школу. В каждой школе своя специфика. Ты детей учишь. И сам всему учишься. Непростой процесс.

Из чего этот мир

— Какие увлечения перешли из детства во взрослую жизнь?

— Чтение. Люблю подвижные виды спорта. Занимался волейболом в школе. Играли во все виды подвижных игр. Во дворе с друзьями.

— То есть в вашем детстве не было компьютерных игр и гаджетов?

— Не было. Это было детство, когда с друзьями выходишь во двор и придумываешь себе игры. И меньше всего хотелось, чтобы во время игры мама звала тебя домой. Сейчас совершенно другое время. И я не могу сказать, что современные дети не были бы довольны тем ритмом, в котором жили мы. Но требования к безопасности поменялись, информационная доступность выше в разы – всё это внесло свои коррективы: у современных детей другие интересы и потребности, а возможности родителей поменялись. Им проще сейчас дать гаджет ребёнку, чтобы тот сам занимался, чем выйти с ним на спортплощадку. Это не означает, что ребёнку надо докучать и во всём его контролировать, но показать детям, из чего состоит этот мир, нужно обязательно. Мне повезло: и мама, и папа были в этом заинтересованы.

В семье учили труду

— Расскажите о вашей семье.

— У меня два старших брата. Василий – менеджер в частной компании. Александр – спасатель. Папа Сергей Владимирович строителем был. Мама Елена Викторовна работает в налоговой службе. Родители старались создавать хорошие условия для меня и братьев, уделяли время, были совместные поездки на дачу. Родители приучали нас к труду. Учили, чтобы мы преодолевали сложности и проблемы и всё доводили до конца. Проблему увидел – решай. Не получается – обращайся за помощью. Но доводи до конца.

Дети есть дети…

— Есть ли разница между сегодняшним поколением и вашим? И чего больше – отличий или сходства?

— Сходства, безусловно, больше. Дети есть дети: они любознательны, для них всё новое. Они пришли в этот мир и всё постигают, впитывают, как губка. Просто у нас условия были другие. Но если проводить параллель между моим поколением и сегодняшним, вся разница в том, что у них есть другие возможности: гаджеты, доступ в Интернет. Если раньше, чтобы что‑то узнать, нам приходилось идти в библиотеку и проводить время в поисках информации, то сейчас найти любую информацию очень легко.

Но вопрос в том, что дети не хотят искать, потребляют только первое, что попалось. И это приводит к тому, что у них не развивается критическое мышление: увидели информацию – приняли на веру и не хотят её проверять. И задача современной школы – развить в детях именно критическое мышление, чтобы они к каждой информации подходили с вопросом: «А правда ли это?» – и докапывались до сути.

Обучать даже на конфликтах

— Какова роль учителя в современной школе?

— Не менее значимая, чем и раньше. Хотя сейчас такого мощного авторитета, как в советское время, у учителя нет. Можно долго рассуждать, хорошо это или плохо, но это данность, и мы должны работать в этих условиях и брать от этого максимум. А брать есть из чего. Учитель должен перестраиваться, он должен заинтересовать. Сейчас учитель не является истиной в первой инстанции, и это данность, но в этом тоже есть плюсы. Задача учителя сейчас направлять детей в поиске информации.

Есть дети, которые считают, что если учитель сказал, то это правда, но есть сомневающиеся. И если информация учителя не соответствует информации в Сети, уже начинается конфликт: а где же правда? И на этих конфликтах тоже можно обучать. Предлагать разобраться и найти истину. Это занимает много времени и не всегда формат уроков позволяет поработать в этом направлении. А может иногда и педагог не готов. Или дети. Но я уверен – такие задачи нужно ставить.

ЕГЭ

— Единый государственный экзамен. Тема злободневная. Ваше отношение к нему?

— В ЕГЭ больше плюсов, чем минусов. Выбирая предметы для сдачи, ученик имеет возможность поступать в любой вуз страны. Это уравнивает всех школьников. Это прекрасно и замечательно. Если есть целеустремлённость и усидчивость, то сдашь эти экзамены.

Семья и школа должны быть заодно

— Воспитание – прерогатива семьи или школа должна принимать в этом участие?

— Образование – это процесс и обучения, и воспитания. Об этом написано в федеральном законе, и так оно есть на самом деле. Школа с позиции воспитания – это учреждение, которое реализует государственную политику. Школа – это микросоциум и модель страны. И исключить из процесса воспитания школу невозможно, потому что ребёнок находится в школе подавляющую часть своего времени.

Исключить из процесса воспитания семью тоже невозможно. ­Семья закладывает основы воспитания. Семья – это дорогие и близкие люди. Семья на первом месте. Но процесс успешного воспитания, как я уже говорил, это процесс совместной деятельности семьи и школы. По‑другому быть не может. Необходимо вырабатывать единство требований с целью привития ребёнку принятых норм и правил поведения, внешнего вида, отношения к окружающему миру.

Залог успеха

— Новое и старое поколение преподавателей. Как уживаются? Чем отличаются?

— У педагога должна быть одна-единственная цель: развитие каждого ребёнка. Вне зависимости от того, сколько лет педагогу. Если брать конкретные отличия, то опытные педагоги очень ревностно относятся к замечаниям и рекомендациям. Это нормально. У них есть наработки, огромный багаж знаний и опыта. Но если им правильно преподнести, они будут только благодарны, и работать станут эффективнее. Не все, но многие.

Что касается молодых педагогов, то у некоторых есть большая ошибка: они пытаются с детьми быть на равных, при этом жертвуя авторитетом. В школе всё зависит от личности учителя. Если это личность сильная, творческая и компетентная, то дети будут к такому учителю тянуться вне зависимости от его возраста.

— Насколько важно совершенствоваться учителю?

— Это основное, это залог успеха. Первое правило и требование к педагогу – непрерывное самосовершенствование.

Семейная газета

— Что читали в детстве и что любите читать вообще?

— Если брать книги, то самая любимая – это Гарри Поттер. Тема дружбы раскрыта в этой книге доступно, показательно и ярко. Дружба, семейные ценности, любовь. И привлекательность автора в том, что она такие важные темы подняла с помощью волшебства и сказки. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова очень нравится. Но ещё в школьные годы очень любил читать прессу. Я книгам предпочитал газеты почему‑то. Моя семья выписывала «Белгородскую правду». Она всегда была нашей семейной газетой. И когда в 1997 году праздновали 80 лет, я думал, наступит же время, когда газете будет 100 лет. И в этом году это время наступило. Чему я очень рад.


Справка

Шейченко Михаил Сергеевич родился 31 октября 1985 года в Белгороде. Учился в первой гимназии по 2002 год. В 2008 году окончил БГТУ имени В.Г. Шухова. В 2011 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. С 2009 года работает в сфере образования. Начинал с должности старшего вожатого в гимназии № 1 Белгорода. С 2010 года там же был заместителем директора по воспитательной работе. В 2016 году назначен на должность директора школы № 17 Белгорода.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×