Третье рождение
Конец XIX века. В Российской империи создают хоровое общество, прекрасно понимая, что обращение к своим богатейшим традициям и потенциалу (а русское музыкальное искусство выросло из хорового пения, народного и церковного) ведёт к развитию. Во второй раз общество возрождают в Советском Союзе – и наша страна начинает доминировать в развитии хорового исполнительства. А в 1987-м его преобразуют во Всероссийское музыкальное. Как показало время, этот весьма опрометчивый шаг способствовал кризису в образовании и культуре.
Через двадцать пять лет забвения хоровое общество возродили в третий раз. В феврале минувшего года. Возглавил ВХО народный артист России Валерий Гергиев. Для выдающегося дирижёра это стало одной из первоочередных задач: «Я всё больше и больше задумывался о том, как помочь молодёжи и детворе не отдалиться от музыки, а прийти к ней» (РИА «Новости»).
Уже в начале апреля отделение ВХО появилось и в Белгородской области. Его председателем стал референт губернатора – заслуженный деятель искусств России Иван Трунов. Между тем по поручению главы региона Евгения Савченко он уже обдумывал идею развития профессионального хорового музыкального искусства. Областным правительством утверждён проект «Развитие массового хорового исполнительства в Белгородской области».
«Раньше в школах пели. Потом стали относиться к урокам пения как к чему-то неважному. В то время как пение раскрывает творческие способности каждого ребёнка, делает его более чувствительным, милосердным, сопричастным тому обществу, в котором он живёт. И, конечно, наша основная задача – развитие детского и юношеского хорового пения. Помните, композитор Дмитрий Кабалевский говорил: «Запоёт школа – запоёт народ»? Вот почему это так важно. Хоровое общество как раз для этого и создано. Будем возрождать и церковное, и светское, и академическое пение. Хоры создадут и в школах, и в институтах, и на предприятиях…» – объясняет Иван Григорьевич.
Хоровые ассамблеи
Рождественский фестиваль – совместная инициатива митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и Ивана Трунова. Проводят его в рамках упомянутого проекта.
Какие именно коллективы выступят на фестивале, решил Иван Григорьевич. За несколько месяцев до события он ездил по районам и прослушивал местных певчих.
«Нам было из чего выбрать – мы получили очень много заявок на участие. Стремясь к возрождению хорового искусства и к тому, чтобы оно стало массовым, мы не забываем о его художественном уровне», – комментирует Трунов.
Профессиональные, студенческие, любительские... – перед публикой предстали достаточно разные коллективы. Одни из них – на пути к идеалу, другие уже приблизились к нему. Но все достойные. Каждый из них напоминает превосходно настроенный инструмент, многокрасочный и многотембровый. Только необычной и гораздо более сложной природы. Он оживает от взмаха руки регента. И диковинный голос каждого из хористов вступает, воплощая общий замысел, согласно своей роли. И в этих, казалось бы, стеснённых условиях рождается чистое искусство, свободное и прекрасное.
Семь лучших
Пение хора а капелла звучит трогательно и удивительно красиво. Особенно, когда хористы исполняют рождественские песнопения. Слушая хрустальную музыку Рождества, ты словно греешься у чудесного камелька, где для всех хватит места.
«Дева днесь Пресущественного рождает…», – Кондак Рождества Христова проникновенно запел Митрополичий хора Белгородской православной духовной семинарии. Он образован в 1996-м и участвует во многих мероприятиях, но главное – во всех богослужениях митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. Управляет им отец Николай (Кацы).
В Божественной литургии поёт и народный коллектив – Камерный хор Центра народного творчества Краснояружского района (регент – заслуженный работник культуры России Анатолий Ковальчук). Но духовная музыка – только часть их обширного репертуара. Певчие вступили с «Под Твою милость» Гавриила Ломакина, а продолжили русской народной песней «Ах ты, степь широкая» в обработке Давида Печникова и украинской «Гей, ви стрiльцы, сiчовiи» в обработке Миколы Леонтовича. Основанный в 1995-м он быстро обрёл успех. Его наибольшая гордость – победа на Всеукраинском фестивале народного творчества.
Народному коллективу – Академическому хору кафедры хорового дирижирования Белгородского государственного института искусств и культуры под управлением заслуженного работника культуры России Александра Головина – тем более есть чем гордиться. За более чем полувековую историю (существует с 1956-го) он становился многократным лауреатом престижных конкурсов, певческих фестивалей в России, Болгарии, Украине, Польше, Чехии… К слову, это первый коллектив, который в 2002-м представлял Россию на крупнейшем польском форуме – XII фестивале сакральной музыки. И победил. Именно после его выступления к аплодисментам добавились и крики «браво». Композиция «Молодые голоса» Сергея Терханова – разложенная на множество голосов – в их исполнении звучала изумительно (концертмейстер – Елена Белоусова). Кстати, это гимн одноимённого нижегородского Международного хорового фестиваля.
Двадцать лет со дня появления в этом году отпразднует народный коллектив – Камерный хор Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова под управлением заслуженного работника культуры России Вадима Шувалова. Концертмейстер – Людмила Фришберг. Многоголосица хора воспела святость Иоасафа Белгородского («Молитва Иоасафа» Вадима Шувалова), обратилась к несколько мрачной музыке польского композитора Кароля Проснака («Море»), а после исполнила лёгкий и весёлый фрагмент «Как тут усидеть» из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина и совсем задорную «Вдоль по Питерской» в обработке Александра Занорина.
Архиерейский хор кафедрального Спасо-Преображенского собора возник в 1990-м, когда собор возвратили Русской Православной церкви. Регент – матушка Елена (Кравец). Хор неоднократно принимал участие в патриарших богослужениях, в том числе и в Успенском соборе Кремля. Удивительные голоса его певчих поразили всех – и рождественский концерт «Слава во вышних Богу» Дмитрия Бортнянского, и «Черноглазая казачка» Матвея Блантера, и украинская народная щедровка «В зелёном лесу». Последняя особо запомнилась сольной партией Марии Рудавиной.
Концерт для хора «В молитвах неусыпающую Богородицу…» Сергея Рахманинова – сложную, но невероятно красивую музыку исполнил Камерный хор «Рождество» губкинского Дворца культуры «Форум». Концертмейстер – Лариса Семенихина. Коллектив успешно развивается с 1991-го. А руководит им Наталья Алексеева.
Камерный хор Белгородской государственной филармонии существует двадцать два года. Елена Алексеева стала его главным дирижёром в 2003-м. Отечественная и зарубежная музыка, обработки народных песен, транскрипции старинных русских романсов, эстрадная лирика, джаз… – репертуар коллектива крайне многообразен. Высокий профессиональный уровень и близкое прочувствованное приятие исполняемого делают его певчих постоянными участниками крупных филармонических проектов не только Белгорода, но и Воронежа и Курска. «Небо и земля, небо и земля ныне торжествуют. Ангели служат, ангели служат рождённому Царю...» – торжественными русскими колядками «Коляда пришла» и «Небо и земля» Камерный хор БГФ завершил «Рождественские хоровые ассамблеи». Первый Фестиваль хоровой музыки, но который, как обещали, станет ежегодным.