Фестиваль идей
Именно народной культуре как средству реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, посвятили областной фестиваль педагогических идей специалистов социально-реабилитационных учреждений.
Чтобы поделиться идеями и опытом работы, в Белгород съехались психологи, воспитатели, инструкторы по труду и педагоги – всего в нашем регионе работают 14 реабилитационных центров.
«Подобные встречи проходят ежеквартально. На базе нашего учреждения создано методическое отделение, которое разрабатывает, изучает и внедряет инновационные формы работы. Создано оно для того, чтобы более эффективно работать по профилактике семейного неблагополучия», – рассказывает директор областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, хозяйка фестиваля Светлана Тетерятник.
Сегодня в областном реабилитационном центре находятся 36 детей, всего же в уходящем году реабилитацию в нём проходили 145 юных белгородцев. Каждому из воспитанников пришлось пройти через серьёзные испытания: у одних погибли родители, у других начали пить, потеряли работу…
«Все наши учреждения уделяют много внимания работе не только с детьми, но и с их родителями. Чтобы вернуть ребёнка в родную семью, нужно работать непосредственно с семьёй. У каждого учреждения накоплен богатейший опыт, создана копилка, знаниями из которой специалисты и делятся на подобных фестивалях», – рассказал заместитель начальника отдела семьи и опеки областного управления социальной защиты населения Виталий Костин.
Благодаря такой работе в нашей области практически 80 % детей возвращаются в биологические семьи. Это хороший показатель, который говорит о профессионализме сотрудников реабилитационных центров. У них получается не только вернуть ребёнку детство, но и помочь родителям заново начать строить отношения со своими детьми.
Хороводы
«Хоровод – это движение. Люди испокон веков водили хороводы, и это было необычное хождение по кругу, это была уникальная психотехника наших предков. Когда люди становились в хоровод и брались за руки – положительная, мощнейшая энергия помогала человеку восстановить все его силы», – говорит воспитатель областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Валентина Малащенко.
На занятиях Валентина Васильевна водит с детьми хороводы, и, по её словам, этот древний обрядовый танец помогает детям забыть обо всём плохом: они начинают улыбаться и радоваться жизни. На фестивале она представила свою уникальную разработку на тему «Народные хороводные игры в воспитании несовершеннолетних, находящихся трудной жизненной ситуации».
«Это как раз то, что нужно моим деткам. Нужно водить с ними хороводы – это поможет научить их жить в коллективе», – пояснила Валентина Малащенко.
Кукла Соня
«Общественная жизнь наших предков была очень интересной и насыщенной. Ни один человек не оставался в стороне. Ему попросту этого не давали. Каждый был в коллективе и, говоря современным языком, был социализирован», – говорит воспитатель областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Лариса Антонова.
Одной из форм социализации детей были куклы. До 5 лет ребёнку кукол делали мама, папа, бабушка, дедушка, а после 5 лет малыш делал их сам. Ребёнок вкладывал всю свою фантазию и усердие, чтобы сделать куколку и показать её братьям, сёстрам или друзьями и, конечно же, получить их одобрение.
«У нас в приёмном отделении часто появляются детки, очень маленькие, они очень боятся спать одни, их мучают кошмары, какие-то недобрые мысли. Чтобы этого не было, можно вместе с ними изготовить куклу Соню. Эта кукла быстро делается, её не нужно шить», – говорит Лариса Антонова.
Куклу Соню в давние времена делали родители ещё до рождения малыша и клали её в колыбель, чтобы появившийся на свет младенец крепко спал и его не мучила бессонница. Сейчас же Соня – это кукла-оберег, которую каждый малыш может сделать для себя и положить к себе в кроватку. Главное сделать так, чтобы ребёнок поверил в то, что Соня отгоняет все невзгоды и проблем со сном не будет.
Павловопосадские платки
Особое место среди социально-реабилитационных центров области занимает центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
«Большинство из наших детей не получают дополнительного образования. Ребята не имеют возможности посетить музей, театр, учебные заведения. Поэтому одна из задач педагогов – воспитать внутренний потенциал ребёнка, чтобы у него появилось желание жить и познавать мир, – рассказывает инструктор по труду Светлана Малышева. – Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь».
Дети с ограниченными возможностями здоровья проходят в центре реабилитацию несколько недель. За это время они успевают не только поправить своё здоровье, но и узнать много нового о своей стране.
Мотивы народных орнаментов, городецкая роспись, хохлома, гжель, дымковская игрушка, Русь богатырская, история павловопосадского платка – это лишь одни из немногих тем, которые на уроках труда изучают юные белгородцы. Кроме того что дети узнают много нового, по каждой теме они изготавливают красочные работы своими руками.
Коляда и Масленица
Татьяна Малыхина, специалист социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района, приобщает своих воспитанников к истокам народной культуры через календарно-праздничные обряды.
«Очень многое идёт из семьи. Мы с вами, уже взрослые люди, соблюдаем какие-то свои обряды и традиции, которые передали нам наши мамы, им, соответственно, наши бабушки. Детки, которые к нам поступают, к сожалению, не знают, что такое семейные корни, – говорит Малыхина. – Мы очень хотим, чтобы наши дети выросли достойными людьми, чтобы они поняли ценность семьи и традиций. Это важно для того, чтобы их дети, как это часто бывает, не попали в реабилитационные центры. Мы хотим прервать эту цепочку и показать, что же такое истинная семья».
Педагоги центра отмечают, что наибольшую ценность представляют старинные праздники и обряды, которые живы до сих пор и стали неотъемлемой частью богатой русской культуры и истории. Самые любимые детьми праздники – Масленица и Коляда. Во время Масленичной недели дети с педагогами пекут блины по старинным рецептам, а для колядования разучивают звонкие частушки, стихи и песни.
«Мы не просто разучиваем колядки, мы стараемся найти те, которые были традиционными для нашей местности. Мы расспрашиваем старожил – бабушки и дедушки всегда с радостью идут нам навстречу», – говорит Татьяна Малыхина.
Вот, к примеру, такую колядку, распространённую в посёлке Разумное, отыскали увлечённые воспитанники реабилитационного центра:
«Коляда, Коляда, я у мамушки одна.
С меня не пытайте, Коляде давайте.
Коляд, коляд, колядница,
С добрым маком паляница.
А без маку не така,
Давай, тетка, пятака.
А ты, дядька, гроши,
Чтоб были хороши.
А ты, баба, колбасу,
А то хату разнесу.
Не вынесешь пирога –
То корову за рога!»
Всеми обрядами и праздниками педагоги центра подводят детей к мыслям о нравственности, духовности. Многие ребята всерьёз начинают говорить о вере и приходят к желанию принять крещение.