• 56,07 ↓
  • 63,01 ↑
  • 2,13 ↓
27 апреля 2017 г. 14:43:17

Старинные предметы одежды расскажут об истории края больше, чем статья в энциклопедии

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Холодайка, корсетка и зипун. Зачем в Валуйках хотят воссоздать местный народный костюм
Директор валуйского Дома ремёсел Ольга Иванова. Фото Вадима Заблоцкого

Продуманный до мелочей крой, ровные – будто машинные – швы, цветы и листья крестиком на одежде, сшитой полторы сотни лет назад, свидетельствуют о высоком уровне рукодельного мастерства валуйских женщин.

Рубаха матери Ватутина

«Когда год назад я начала собирать информацию по валуйскому народному костюму, не думала, что это окажется так трудно. Главная сложность в том, что его как такового не существовало. В наш край приезжали люди из разных мест и привносили свою культуру, свои детали одежды», – поясняет директор валуйского Дома ремёсел Ольга Иванова.

В руках у неё – пухлая папка с вырезками и перепечатками тематических статей, старыми фотографиями прабабушек и прадедушек нынешних валуйчан. А на стенах швейной мастерской развешены домотканые льняные и конопляные рубахи и юбки, добытые в поездках-экспедициях по сёлам Валуйского района.

«Очень хотелось отразить наш региональный компонент в современной коллекции костюмов. Создать её, используя старинные техники и ремёсла», – поясняет Ольга Петровна, которая, ко всему прочему, возглавляет местный театр моды «Дария».

Первые шаги в этом направлении мастерица с помощницей Ларисой Загорной уже сделали: несколько манекенов одеты в костюмы, кропотливо скопированные с оригинальных образцов. А впереди сложная, но интересная задача: сшить копии рубашек матери Николая Ватутина, хранящиеся в музее прославленного генерала, жилета, найденного в селе Насоново, и жилета-корсетки из краеведческого музея посёлка Уразово.

Крой старинных костюмов был продуман до мелочей.
Крой старинных костюмов был продуман до мелочей.
Фото Вадима Заблоцкого

Праздничный лён

Информацию о характерных деталях старого валуйского костюма мастерица почерпнула в экспедициях. Также она обращалась в библиотеки, исторические и краеведческие музеи Валуйского района, Белгорода и даже Санкт-Петербурга.

Ольга Петровна разобралась, из каких тканей в родном районе шили одежду.

«Оказалось, из конопляной и льняной. Одежда из первой была будничной, а из второй шили только праздничную», – подчёркивает директор Дома ремёсел.

Домотканые вещи изначально были однотонными, их отбеливали щёлоком (раствором древесной золы в воде) и при желании красили природными красителями. Позже, когда появилось ткацкое производство, делали цветную ткань или набивали рисунок.

«Не выбрасывались никакие, даже самые маленькие обрезки. Они шли, например, на пояса для юбок или ластовицы. Из старых вещей вырезали целые куски и тоже пускали в дело», – поясняет Ольга Петровна. И в доказательство показывает старую юбку, подшитую изнутри для прочности разнокалиберными и разноцветными лоскутами ткани.

Крой старинных костюмов тоже был продуман до мелочей таким образом, чтобы вещь носилась как можно дольше.

«Внутрь пояса на юбке вставлялась верёвочка – она называлась матуза, или ушкор, – позволявшая регулировать обхват талии. Женщина могла полнеть или худеть и при этом носить свою старую одежду. Я сейчас буду отшивать костюмы для наших фольклорных коллективов и позаимствую этот удобный способ», – хвастается Иванова.

Ольга Иванова по крупицам воссоздаёт детали валуйского народного костюма.
Ольга Иванова по крупицам воссоздаёт детали валуйского народного костюма.
Фото Вадима Заблоцкого

Были и другие хитрости при пошиве одежды. Например, нижнюю часть домотканых рубашек – подставу – делали более грубой. Когда она истрёпывалась, её просто отпарывали и пришивали новое полотно. Таким образом, в первозданном виде сохранялся только стан – верх рубахи. Да и то не совсем: пожелтевшие ластовицы – четырёхугольные вставки подмышками – тоже меняли по мере необходимости.

Кстати, дошедшие до нашего времени предметы одежды свидетельствуют и о телосложении валуйчанок прошлых времён. Судя по узким горловинам рубах и размеру манжет, были они гораздо субтильнее современных женщин.

Свекровин гаман

На праздник девушки прошлых веков надевали белую вышитую рубаху, фартук-заполок и красную юбку.

«Раньше наши женщины свою одежду сами создавали: пряли, ткали, шили, украшали, вышивали. На свадьбу девушка обязательно дарила жениху собственноручно сшитую рубаху-косоворотку», – рассказывает Ольга Петровна.

Костюм женщины говорил о её возрасте и статусе. Незамужние девушки и молодые женщины поверх платья могли носить жилетку или жилетку-корсетку. Она была любого цвета, но после 40 лет – только чёрного. Замужним полагалось надевать фартук (заполок, завес, запоньку) и обязательно платочек на голову.

Жительницы села Мандрово нашивали на юбки атласные ленты. И чем богаче была девушка, тем больше лент было на её юбке (но максимально – три ленты).

Головным убором замужних валуйчанок был платок, под который в некоторых сёлах надевали повойник (собранный на темени мелкими складками платок, затягивавшийся на затылке с помощью тесёмки). И только девушки, жившие в сёлах в сторону Алексеевки (например, в Мандрово и Насоново), носили повойники как самостоятельный головной убор.

Каждый цвет, используемый в вышивке, выбирали неслучайно.
Каждый цвет, используемый в вышивке, выбирали неслучайно.
Фото Вадима Заблоцкого

Молодёжь и дамы постарше носили на поясе карманы – гаманы. Девушки в них хранили семечки, старшее поколение – ключи от дома.

«Свекрови невесткам ключи не давали. Потому что не полагалось молодой женщине хранить у себя такую важную вещь», – смеётся Ольга Петровна.

Своей главной экспедиционной находкой директор Дома ремёсел считает старый женский наряд, который ей показала жительница Уразово Ольга Пащенко. Принадлежал он её свекрови, а может, и женщине из семьи ещё более старшего поколения.

А ещё Ольге Петровне удалось сделать копию с настоящей холодайки, хранящейся в местном историко-художественном музее.

«Холодайка надевалась поверх рубахи. Рубаха – это летний вариант, а осенью-весной костюм утеплялся при помощи холодайки, жилетки, зипуна», – рассказывает Ольга Петровна.

Зипун шили из ткани чёрного цвета и украшали по углам тесьмой. Каждая женщина старалась расшить свой зипун лентами поярче, чтобы выглядел он наряднее и богаче. Символом женского благосостояния были и репсовые шали. Пока Ольга Петровна знает о них лишь понаслышке, но очень надеется найти хоть одну во время своих экспедиций по сёлам.

Союз земли и солнца

Отдельного рассказа заслуживает валуйская вышивка. Ею украшали праздничные белые рубахи, чаще всего – на рукавах.

«Узоры на одежде были чёрно-красные, хотя в соседней Украине в вышивке присутствует зелёный цвет. У нас же разноцветье было только на рушниках и подушках. Валуйский орнамент всегда растительный – листья, цветы – в отличие от геометричного белгородского», – поясняет директор Дома ремёсел.

Женская рубаха.
Женская рубаха.
Фото Вадима Заблоцкого

Чёрный цвет в вышивке символизирует землю, плодородный валуйский чернозём, красный – тепло, солнце, огонь, любовь. А вместе они означают вечный союз земли и солнца.

«Я разговаривала с пожилыми людьми, и они признавались, что люди в сёлах тогда жили очень бедно. В качестве украшения девушки носили ракушки из местных рек. Пуговицы на одежду пришивались разнокалиберные – какие были», – говорит Иванова.

По рассказам местных бабушек, обувь белого цвета тоже была роскошью. Но деревенские модницы придумали выход: они просто опускали ноги в густой раствор мела, сушили и в таком виде ходили на вечерние гуляния.

Модная ретроспектива

Собранная по крупицам информация о валуйском народном костюме не пропадёт зря.

«Мы с детьми из студии «Дария» после её изучения будем создавать стилизованную под старину коллекцию. Сейчас уже потихоньку разрабатываем эскизы. Обязательно используем в работе нашу валуйскую вышивку», – делится планами руководительница студии.

Фото Вадима Заблоцкого

Подход к проекту у неё самый серьёзный. Например, ткань для некоторых моделей коллекции, возможно, удастся сделать старым дедовским способом: мастер резьбы по дереву из Дома ремёсел восстановил настоящий ткацкий станок и сейчас одна из сотрудниц его осваивает.

«На показе от модели к модели с помощью театральной постановки мы будем осовременивать народный костюм. И в финале покажем креативную модель», – мечтает Ольга Петровна.

Работа по восстановлению валуйского народного костюма является частью районного проекта «Возрождение истоков культуры», запущенного в 2016 году. По словам начальника районного управления культуры Юлии Злобиной, активно развивается и второе направление проекта – фольклорное:

«Мы подняли наши старые записи концертов народного творчества и учим валуйскую песню. Она особенная, с выкриком. Сейчас на территории района создано шесть фольклорных коллективов – детских и взрослых».

На вопрос, зачем всем этим нужно заниматься, у Ольги Ивановой имеется простой ответ:

«Восстанавливаем наш народный костюм, ремёсла и песни – восстанавливаем историю края. А это ведь очень важно: помнить свою историю, знать истоки».


для комментариев используется HyperComments