• 59,23 ↓
  • 69,80 ↑
  • 2,18 ↓
27 декабря 2016 г. 11:18:08

Как новооскольская школьница ищет ингредиенты для таблетки от старости

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Химия долголетия
Галина Голованова. Фото Вадима Заблоцкого

Исследовательскую работу 11-классницы Ирины Доценко о свойствах биологически активных составляющих растений отметили на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке».

Яркие антоцианы

Можно ли если не отменить старение, то хотя бы замедлить его? Над этим вопросом много веков бьются учёные разных стран, привлекая к его решению одарённую молодёжь. Несколько лет назад к работе над созданием гипотетической таблетки от старости присоединились ученики новооскольской городской школы № 1 с углублённым изучением отдельных предметов. В образовательном учреждении уже давно существует научное общество «Атом», руководит которым учитель химии Галина Голованова. Ученики в нём разрабатывают много интересных тем, в том числе и тему влияния флавоноидов (биологически активных составляющих растений. – Прим. авт.) на человека.

Ирину Доценко, которая присоединилась к сообществу три года назад, будучи ученицей восьмого класса, эта тема тоже не оставила равнодушной. Девочка выбрала для исследования перспективную группу флавоноидов-антоцианов (именно они дают плодам их яркий цвет) и под руководством Галины Яковлевны включилась в работу школьного научного общества. Причём в своём исследовании Ирина сделала акцент именно на растущих в Белгородской области растениях.

«Загрязнение окружающей среды – это опасное явление, из‑за которого растёт число аллергических заболеваний. Вот мы и задумались: а нельзя ли хотя бы частично заменить синтетические лекарства антоцианами, содержащимися в местных растениях», – пояснила школьница.

«Изабелла» для иммунитета

Чтобы подкрепить фактами такое масштабное исследование, девушке пришлось провести множество опытов в школьной химической лаборатории.

Под руководством учителя старшеклассница выделила антоцианы из растительного сырья – винограда сорта «изабелла» и черноплодной рябины, а затем исследовала их антиоксидантную активность и бактерицидные свойства.

«В привычных растениях, широко распространённых в области, содержатся антоцианы. Их бактерицидные свойства можно применять при создании лекарств против болезнетворных бактерий, устойчивых к антибиотикам, и для повышения иммунитета», – сделала вывод юная исследовательница.

Ирина Доценко.
Ирина Доценко.
Фото Вадима Заблоцкого

Ирина успешно защитила свою работу на районном уровне, затем в конце сентября – и на областном (презентацию работы Доценко оценивала комиссия, которая в итоге присудила ей первое место).

К слову, с теоретической частью работы ей очень помогла учительница, видеозапись практической части снимал отец девочки, а она составляла и оформляла презентацию.

К Всероссийскому этапу конкурса презентацию пришлось серьёзно дорабатывать. В Подмосковье, где он проходил, Ирина поехала с родителями, которые поддерживают её научные изыскания.

На защите ей задали много вопросов по проекту, причём не только члены жюри, но и другие участники секции.

«В моей секции «Медицина и здоровье» было мало школьников, в основном студенты, и даже не первокурсники. Но члены жюри отметили, что для школьного исследования моя работа выполнена на высоком уровне», – похвасталась старшеклассница.

В результате работу новооскольской школьницы «Экстракционное извлечение и исследование свойств антоцианов культурных растений, произрастающих в Белгородской области» поощрили дип­ломом II степени.

Останавливаться на достигнутом Ирина не собирается. В ближайшем будущем она вместе со своим научным руководителем Галиной Яковлевной хочет экспериментальным путём доказать, что комплексные соединение антоцианов с металлами обладают большей антиоксидантной активностью, и изучить влияние факторов окружающей среды на синтез антоцианов в растениях.

Куда пойти учиться дальше, девушка пока не решила, хотя с направлением уже определилась.

«К медицине душа лежит», – призналась она.

Любознательность надо пробуждать

Каково это – воспитывать одарённых, штучных учеников? Растить им крылья, за руку вводить в мир науки, а потом спокойно отойти в сторону и радоваться успехам?

Галине Головановой, которая 27-й год бессменно работает учителем химии в новооскольской городской школе № 1, есть что сказать по этому поводу.

«У нас школа с углублённым изучением отдельных предметов, поэтому здесь по определению мы ведём углублённые курсы и, естественно, какие‑то дополнительные занятия. Думаю, не секрет, что любознательность детей надо как‑то пробуждать. И чем больше мы расширим этот спектр знаний ученика, тем успешнее потом ребёнок будет в жизни».

«Сейчас концепция современного образования связана с тем, что мы не факты даём. Факты быстро устаревают, количество их становится необозримо огромным. Поэтому главная задача современного учителя – научить ребёнка учиться, добывать знания. Наше научное общество изначально и задумывалось для того, чтобы научить ребёнка, подготовить к самостоятельной добыче знаний. Чтобы он сумел подготовить какое‑то самое простое исследование – хотя это, конечно, громко сказано: мы ведь не можем на нашем уровне открыть что‑то такое, чтобы нам позавидовал академик Скулачёв (Владимир Скулачёв – советский и российский биохимик, доктор биологических наук. – Прим. авт.). Но научить ребёнка добыть знания, читать статьи в журналах, а не только учебник, мы можем».

Фото Вадима Заблоцкого

«Почему флавоноиды? Эту тему я предложила разрабатывать. Они красивые, детям нравится всё яркое. Ярко, связано с жизнью, с тем, что мы видим в жизни: с плодами, фруктами, растениями. Поэтому обычно это интересно и занимательно. Например, фенол по школьной программе проходят скучно. Я не имею права дать его ребёнку в руки, потому что он ядовитый, обладает массой неприятных качеств. Поэтому на следующей неделе, когда у нас фенолы начнутся по общей программе, я им дам аспирин, отвар дубовой коры, хурму – это те же самые фенолы, но они привлекут ребёнка больше, чем пробирка с непонятной жидкостью, которую я издали показываю».

Не взрывная и полезная

«У меня маленькая химбиогруппа – всего восемь человек. Этой темой (флавоноидами. – Прим. авт.) они загорелись сами, когда в школу пришло письмо с предложением от группы академика Скулачёва поделиться своими мыслями о проблеме старения. Была задумка взять интервью у разных людей – детей, взрослых, пожилых: а надо ли продлевать жизнь?»

Это был 2013 год. Ира была маленькая, но ей понравилась тема. И в прошлом году я ей предложила поучаствовать в конкурсе, подготовить свою работу. Она в эту тему погрузилась уже на уровне студентки. Стала приносить статьи: не я ей «Науку и жизнь» подсовываю, а она мне. Ребёнок вырос, она уже готовая студентка. Я свою цель работы в научном обществе вижу так: чтобы детям было меньше стрессов в институте. Всё‑таки вуз – новый мир с новыми законами, и чем раньше они с ними познакомятся, тем будет легче.

Научное сообщество собирается каждую неделю, а в этом году два раза официально в расписании стоит седьмым или восьмым уроком. Но всё равно приходят, работают.

В секции много людей, но в основном это индивидуальная работа: сегодня придут трое, завтра двое. Работы же разные. У десятого класса, например, работа по пищевым красителям.

«Должна быть какая‑то природная склонность. А моя задача – не упустить такого ребёнка, постараться не прозевать. Редко дети начинают ходить на занятия, будучи ещё в младших классах. Обычно придут раза два, увидят, что ещё ничего не понимают, и уходят. У Иры же хватило терпения. Сначала молча сидела с 8-го класса, а потом она стала разбираться и материал быстрее проходить».

«Как одарённых детей растить? А как детей учат ходить: сначала за руку, потом за платочек. Потом платочек бросаешь, и ребёнок просто идёт с ним».

В прошлом году Ира ещё на меня оглядывалась. В этом году она тоже, когда защищалась, видела, что я сижу сзади, и ей было спокойно. Конечно, экспериментальную часть мы делаем вместе. Презентацию уже она сама делала. А фильм нам её папа помогал делать. Дальше чем будем заниматься? Придут дети – будем смотреть. Сейчас две девочки загорелись пищевыми красителями, сегодня с утра меня штурмовали. Я не люблю взрывную химию, но куда деваться, профессия обязывает. А биохимия более красочная, приближенная к жизни полезная. Кто‑то свяжет свою жизнь с наукой, а кто‑то нет, но полезные знания приобретут все.


для комментариев используется HyperComments