Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 января 2015, 16:16
 Виктория Передерий 1903

Харьков – Белянка

Русско-украинские семьи в Белгородской области сохраняют любовь и взаимопонимание

Харьков – Белянка Галина и Анатолий Мининники. Фото Владимира Юрченко
  • Виктория Передерий

Когда Галина и Анатолий Мининники из села Белянка Шебекинского района узнали, что мы приехали специально, чтобы написать про них, даже руками замахали: «Что про нас рассказывать? Мы – люди обыкновенные, вон, полсела так живёт».

Если уж говорить совсем прямо, то так живёт пол-России. В поисках уникальных героев, нестандартных ситуаций, мы частенько забываем о тех, для кого пишем. Их жизнь обычно остаётся за пределами журналистского внимания. Сегодня мы решили исправить эту ситуацию. И рассказать о жизни одной простой сельской семьи.

День рождения семьи

Познакомились Галина Дмитриевна и Анатолий Яковлевич в Харькове на День Конституции. В этом году исполнился 41 год с той встречи. Девушка училась в педагогическом училище, молодой человек – в политехническом институте, будущий инженер-электрофизик. Галин брат привёл приятеля в гости, чтобы вместе отметить важный для каждого советского человека день. Семнадцатилетняя Галя набирала в коридоре картошку. Увидев симпатичного молодого человека, она от растерянности протянула ему не руку, а кастрюлю с картошкой и, ахнув, убежала на кухню.

– Ой, девчата, я влюбилась! – прошептала она подружкам, упала на стул и закрыла лицо руками.

А Анатолий растерянно топтался в коридоре, не зная, куда девать кастрюлю с картошкой. Хорошо, что подоспел брат и спас гостя от неловкого положения.

Через год Галя и Анатолий поженились. Вскоре родилась старшая дочка Наташа. Родных рядом не было. Приходилось крутиться молодым родителям самим. Впрочем, к трудностям им было не привыкать. Вырос Анатолий в маленькой деревне на Полтавщине, своей школы там не было. Каждый день в любую погоду мальчик ходил в соседнее село за шесть километров. Да и Галя –
девушка деревенская, к работе была приучена с детства.

Семье стало полегче, когда Анатолий после института стал работать ведущим инженером в закрытом конструкторском бюро. Позднее трудился Мининник на военную индустрию на заводе Малышева. Он имеет три авторских свидетельства на изобретения. Несмотря на то, что прошло столько лет, они до сих пор под грифом «секретно».

Нежданно-негаданно

Галя пошла работать в детский сад. В 1977 году у них родилась ещё одна дочка – Татьяна. Обе девочки пошли в папу – и математическим складом ума, и характером, спокойным, но упрямым. Наташа закончила школу с серебряной медалью, отучилась в Харьковском политехническом институте. Татьяна по специальности – инженер-механик, за её плечами сельскохозяйственный институт. Благодаря Наташе Галина пришла к Богу. Случилось так, что Наталья отправилась со своим молодым человеком в магазин. Час их нет, второй, третий…Сотовых телефонов тогда не было, в голову Галины поползли мысли одна страшней другой. Сама не помнит, как упала на колени перед иконой и давай повторять: лишь бы с ними всё было в порядке, лишь бы ничего не случилось и пообещала: каждое воскресенье буду ходить в церковь. Только успела проговорить эти слова – дети на пороге, живые и здоровые. Но свой обет Галина выполняет вот уже двадцать два года.

Когда Галина поняла, что беременна третьим ребёнком, её охватили сомнения. Поймут ли взрослые дочери? Не зная на что решиться, она приходила в церковь и часами стояла перед иконой, прося сама не зная о чём. Ситуация казалась неразрешимой. Выход из неё неожиданно подсказал молодой батюшка. «Женщина, радуйся, может быть, ты носишь будущего священника», – сказал он. И после этих слов Галине стало вдруг удивительно легко на сердце. Всю беременность она проходила спокойно, в хорошем настроении. Когда пришло время, Анатолий Яковлевич поехал в роддом встречать жену и… ещё одну дочку. Настенька родилась здоровым, спокойным, милым ребёнком, к огромной радости старших сестёр. Наталья через несколько месяцев выходила замуж. На семейном снимке у дверей ЗАГСа Галина держит на руках новорождённую Настеньку, её не с кем было оставить дома. Многодетной маме на тот момент было тридцать восемь лет.

Когда Насте исполнилось шесть, родители поняли, что пора что-то менять. Всю жизнь Мининники прожили в большом индустриальном городе, а душа скучала по тихим сельским улочкам, рассветному крику петуха. Сколько ни брала земли под дачу да огород Галя, всё ей казалось мало. Разве сравнятся скудные участки под Харьковом с тучными огородами её родной Белянки? Как вспомнит Галина гарбузы, размером с хорошего кабанчика, так и защемит сердце. Они решили уехать в деревню. У старших дочерей была своя жизнь, налаженный быт, работа. К тому же от Белянки до Харькова – только руку протяни. Никто не думал тринадцать лет назад, что это расстояние однажды может стать таким труднопроходимым.

Деревенская арифметика

Дом в селе Анатолий построил собственными руками, Галина и маленькая Настя ему помогали как могли. Сбылась мечта – огород пятьдесят соток, копай – не перекопаешь за день. Сразу решили Мининники заняться хозяйством, не привыкли они, работающие всю жизнь, сидеть на лавочке да семечки плевать. Завели курочек, потом – коров. С тех пор вот уже больше десяти лет они со своим молоком и сметаной. Сначала бурёнки помогли им со строительством дома – на одну пенсию его не построишь. Теперь, когда Настя учится в Белгороде, она – будущий учитель биологии и химии, коровки дают возможность помогать дочери. Стипендия у Насти повышенная, 2 400 рублей, но живёт девушка на квартире, пять тысяч в месяц возьми да выложи, ещё надо что-то есть и во что-то одеваться. Правда, и ухаживать за коровами непросто. Каждый день подъём в пять утра – надо выгонять коров в стадо. Сейчас мало кто в Белянке держит скотину, поэтому пасут хозяева своих кормилиц по очереди, чуть ли не каждую неделю. Машина силоса стоит шесть тысяч рублей. Посчитайте, сколько надо продать молока, чтобы вернуть затраты, если литр стоит пятьдесят рублей? Такая вот деревенская арифметика.

«Не объяснишь же коровам, что Новый год, им каждый день есть хочется, – улыбается Галина, – или опять же, свадьба у родственников, пока к ним доберёшься, пока назад приедешь – уже вставать пора, а ложиться, получается, и некогда. Вот мы с отцом и привыкли вечера вдвоём коротать. Дом большой строили, хотели, чтобы для всех места хватило. А видим детей редко, у них своя жизнь».

Настя – гордость не только родителей, но и всей деревни. С детства девочка пела в церковном хоре, закончила школу с золотой медалью, за её плечами – обучение по классу фортепиано. Два года подряд она получала грант как одарённый ребёнок, поступила в вуз.  

В редкие часы отдыха Мининники достают семейные альбомы. Пересматривают старые фотографии. У Натальи две дочери – Вероника и малышка Эмилия, у Татьяны – сын Алексей. Вероника всего на два года младше своей тёти Насти, девочки с детства – не разлей вода. Когда Наташа едет с семьёй на море, обязательно заезжает в Белянку за Настёной, знает, что родителям не оторваться от насущных проблем, а девочке нужно солнце.

«Хорошие они у нас, добрые, заботливые, – говорит Галина, – а что редко видимся, так жизнь такая сейчас у всех взбалмошная, непростая».

За мир

Казалось бы, где тот Киев, а где – Белянка. Однако события в Украине проехались по многим семьям, особенно таким – русско-украинским. У каждого есть свой взгляд на проблему. Из-за политических разногласий порой распадаются крепкие семейные связи. Но Мининники по этому поводу не переживают: их семейному благополучию ничего не угрожает.

«Вот, дочери как-то позвонили, эмоционально стали доказывать, дескать, все проблемы в Украине из-за России. А я им говорю: дочечки, да наш батюшка в церкви молится за мир на Украине, да разве же мы хотим войны? Ведь вы там живёте, ведь полжизни мы с отцом там провели, ведь тоже – сердце болит. И больше мы к этой теме не возвращались».

Мининники зовут детей к себе в Белянку, те пока не готовы так радикально поменять свой образ жизни. А если и решатся Наталья и Татьяна на переезд, то, наверное, когда станут постарше. Галина и Анатолий уверены: наступит момент, и земля обязательно позовёт человека к себе. Редко кому доведётся не услышать этот зов. А как услышит человек, так сразу бросит большой город с его суетой и шумом, захочет покоя и тишины. Сами Галина и Анатолий свой деревенский быт не променяют ни на какой город. Пусть устают руки от работы, пусть приходится месить грязь осенью и убирать в сарае у коров, здесь они – на своём месте. А дом – он у людей один.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×