• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
8 июня 2015 г. 16:40:05

Белгородцы могут увидеть художественно-документальную летопись Отечественной войны 1812 года

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Гроза двенадцатого года
Находки с Бородинского поля. Фото Анны Кущенко

Белгородский литературный музей представил более 200 экспонатов из фондов Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Выставку приурочили ко Дню памяти Александра Пушкина, в честь которого организовали небольшой поэтический праздник.

Совместный проект

Название выставки – «Гроза двенадцатого года» – тоже почерпнули из творчества великого поэта.

«Гроза двенадцатого года // Настала – кто тут нам помог?// Остервенение народа,// Барклай, зима иль русский бог», – писал Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Он был одним из многих литераторов, которые обращались к этим славным страницам истории. Война с Наполеоном стала обретать художественное воплощение ещё до победы, а в последующее десятилетие широко отразилась в разных видах искусства. В Бородине хранится уникальный фонд художественных произведений и дневниковых записей, изданных в XIX и XX веках. Некоторые из этих изданий помогли создателям белгородской выставки показать ход войны. Дополнили экспозицию живописные полотна, графические листы, предметы военного быта и археологии, оружие и обмундирование.

«Мы привезли выставку, которая рассказывает о том, как события рокового и славного 1812 года отразились в русской классической литературе. Именно в таком аспекте мы свою главную тему представляем впервые. Некоторые экспонаты, которые хранились в фондах и были не востребованы на других выставочных проектах, наконец-то дождались своего часа», – рассказала заведующая научно-экспозиционным и выставочным отделом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Елена Семенищева.

Она подарила Белгородскому литмузею альбом «Бородино», вышедший к 200-летию войны с Наполеоном.

Это уже второй совместный проект двух музеев.

«Мы не могли отказаться от такого заманчивого предложения, и когда увидели список предметов, то просто онемели. 206 экспонатов из фондов музея! Подобную по масштабам выставку нам привозили только в 2012 году, и это был «Стойкий оловянный солдатик» из фондов Бородинского музея», – рассказала замдиректора Белгородского литературного музея по научно-исследовательской и экспозиционной работе Наталья Буханцова.

Война и быт

Открывает экспозицию портрет нашего земляка Владимира Раевского. Тематически выставка разделена на четыре части, отражающие важнейшие события войны – переход через Неман, Бородинское сражение, пожар Москвы и трагедию на Березине.

Переход армии Наполеона через Неман, послуживший началом войны, описан в одном из произведений офицера московского ополчения Ивана Лажечникова. Посетители выставки могут увидеть его книгу, изданную в 1838 году. Вторжение 12 июня 1812 года отразилось также в гравюре Клаубера по рисунку Бажетти. Через несколько месяцев великой армии Наполеона уже не существовало.

В части, посвящённой началу войны, выставлены предметы обмундирования русского воина. Здесь можно увидеть доломан нижних чинов Ольвиопольского гусарского полка, гусарский кивер и лядунку – маленькую сумку для боеприпасов. Рядом – предметы, которые обязательно сопровождали русского офицера и были необходимы для записей – походное бюро начала XIX века, чернильница, разборные подсвечники и печатки, которыми опечатывались бумаги.

В экспозиции есть и скульптурный портрет Наполеона – уменьшенная копия бюста работы Шоде. Несколько бюстов из белого мрамора французский император вёз с собой в Россию, чтобы установить в крупных городах.

«Я лучше отпущу бороду и буду питаться хлебом в недрах Сибири, нежели допущу позор своей Родины и дорогого народа», – отвечает на предложение Наполеона заключить мир Александр I.

  • Костюм Пьера Безухова, сшитый в мастерской Большого театра.

Война в лирике и карикатуре

Генеральное сражение у Бородино состоялось 26 августа. После Наполеон назвал его битвой гигантов. В нём участвовали 132 тыс. французов и 126 тыс. русских воинов. В одной из витрин литмузея размещены боеприпасы, поднятые из земли Бородинского поля. Дальность выстрела из артиллерийских орудий составляла 1000–1200 метров в зависимости от веса ядра. На близком расстоянии шёл картечный огонь. С боеприпасами соседствуют колет офицера кавалергардского полка, офицерская шляпа и патронная сумка.

Интересно посмотреть и на копию с огромной картины баварского художника Петера фон Гесса, посетившего Бородинское поле в 1839 году. Отмечая 25-летнюю годовщину вступления русских войск в Париж, Николай I собрал в Бородине 120 тыс. регулярного войска. Были грандиозные манёвры, сам император возглавил одну из контратак русской кавалерии и так увлёкся, что ускакал в расположение «французов», которые просто не могли сопротивляться императору и таким образом «переписали историю». На живописном полотне можно увидеть раненного осколком французской гранаты Багратиона, который передаёт временное командование Петру Коновницыну. Через 17 дней выдающийся главнокомандующий скончался.

  • Гравюра «Французы, испугавшиеся козы».

  • Гравюра «Французский вороний суп».

  • издание романа, датированное 1941 годом.

Художественно-документальная летопись войны 1812 года вобрала в себя не только патетическую лирику, но и саркастические произведения. Они тоже есть на выставке – это и известная басня Крылова «Волк на псарне», и гравюры «Французский вороний суп», «Французы, испугавшиеся козы».

Отдельное место занимает женская витрина, посвящённая первой в русской армии женщине-офицеру Надежде Дуровой и основательнице Спасо-Бородинского монастыря Маргарите Тучковой.

Завершает экспозицию раздел, связанный с романом Толстого «Война и мир». Здесь посетители увидят издание романа, датированное 1941 годом, живописные и графические изображения главных героев, а также костюм Пьера Безухова, сшитый в мастерской Большого театра.

Открыть для себя славные страницы истории Отечества белгородцы могут до 12 октября.


для комментариев используется HyperComments