• 59,04 ↓
  • 69,59 ↑
  • 2,32 ↓
2 марта 2017 г. 12:09:21

Как превратить детское увлечение в научную карьеру

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Говорить о мире
Елена Попова и Артур Коноваленко. Фото предоставлено станцией юннатов

Все дети – исследователи: любознательны, открыты новому, хотят учиться. И очень здорово, когда ребёнок вовремя встречает взрослого, который ответит на его вопросы и заинтересует наукой.

Педагог-организатор

В Новооскольском районе, к огромной удаче ребят, работает станция юных натуралистов. Здесь сложился прекрасный коллектив. Об одном из его представителей – педагоге-организаторе, педагоге дополнительного образования Елене Поповой и о том, какую работу ведут её ученики, мы и расскажем.

Воспитанники Елены Николаевны регулярно побеждают во всевозможных соревнованиях, конкурсах. Но главное – все они любят и уважают природу, увлечены наукой.

Немного о нашей героине. Родом она из Севастополя. Окончила географический факультет Воронежского госуниверситета. В команду педагогов станции юных натуралистов Елена Попова пришла в 2008-м. До того работала в школе учителем географии. Замужем. Есть сын и дочь.

«Основное наше направление – естественнонаучное. С детьми помладше мы работаем по программе «Путь в науку». Собираем группу 15 человек. Они делятся на микрогруппы по два-три человека, и каждая из них разрабатывает свою тему. Получается, что у нас большое объединение, но каждый работает практически индивидуально, – говорит педагог. – Какая тема интересует детей, ту мы и разрабатываем».

Азы ботаники

Путь в науку начинается с четвёртого класса. С седьмого класса ребята переходят в секцию, которая называется «Искатели».

Со многими ребятами Елена Николаевна познакомилась в группе продлённого дня, где педагог вела занятия. Говорили об окружающем мире. Теперь ребята выросли и превратили детское увлечение в научную работу.

Тематика работ у юннатов очень широкая. Они изучают различных насекомых, исследуют оползневые ландшафты, флору, занимаются лесоведеньем – проводят оценку естественного возобновления деревьев.

Сейчас у Елены Поповой занимаются 30 ребят. Шестиклашки как раз осваивают азы ботаники.

Сосновый пилильщик

У юннатов есть ряд исследований, к которым они регулярно обращаются. Одно из них – исследование популяции рыжего соснового пилильщика в урочище Ливенская Сосна.

«Эту работу мы проделываем каждые три года. Должен быть постоянный мониторинг. Мы в 2008 году разработали методику и отслеживаем, увеличивается ли численность вредителя, уменьшается ли? Насколько это опасно для сосновых насаждений? – рассказывает педагог. – Численность вредителя стабильно высокая, но в силу различных экологических причин пока не происходит вспышки массового размножения».

В прошлом году возникла интересная тема: школьники изучали популяцию дуба черешчатого в заповедном участке «Стенки Изгорья».

«Урожайность дуба капризна. Периоды неурожайности увеличиваются, а сама урожайность в эти редкие годы уменьшается, – поясняет Елена Попова. – Мы увидели довольно тревожную картину. Скоро дуба в «Стенках Изгорья» не останется. Там останется широколиственный лес. В основном клён, липа и ясень. У дуба отсутствует подрост».

Мохообразные

Под руководством педагога дети открыли для себя бриофлору – это флора мхов, мохообразных. Подобными исследованиями мало кто занимается в регионе.

«Есть дети – настоящие энтузиасты, которым очень интересна эта тема. Мы идём по маршруту, собираем образцы. Эти образцы маленькие, их сложно рассмотреть. Нужно отрезать листочек. Чтобы сделать это, нужно взять бинокуляр и под ним уже отрезать, приготовить микропрепарат, посмотреть на световом микроскопе и уже по форме клеток, по тому, какая жилка, какой край, определить растение. Детям нравится», – говорит педагог.

Растения-вредители

Ещё одно любопытное направление работы – инвазионные виды растений. Это растения, которые благодаря человеку прижились в нетипичной для них местности и теперь вытесняют другие растения. Например, наши края облюбовали клён американский, он же ясенелистный, амброзия полыннолистная.

Так, ученик Поповой Артур Коноваленко написал научную работу «Инвазионные виды в синантропной флоре города Новый Оскол», посвящённую вредным растениям.

«Мы начинали с флоры железнодорожных насыпей, постепенно перешли на всю территорию города. Хотелось подсчитать, сколько видов, какие семейства присутствуют в Новом Осколе. Затем мы заинтересовались тем, что нашли во флоре города виды, которые угрожают биоразнообразию и являются одной из экологических проблем, – рассказывает педагог. – Мы довели до администрации города информацию о том, что пора начинать борьбу с этими видами».

Сейчас в области усиленно борются с клёном американским, амброзией, но этими двумя видами дело не ограничивается.

Коноваленко и Попова нашли в Новом Осколе 22 растения из Чёрной книги средней флоры России. Среди них тополь белый, лебеда татарская, ячмень гривастый, ослинник двулетний, золотарник канадский.

Елена Николаевна гордится своими подопечными. По словам Поповой, ученики мотивируют её к работе.

«Мои выпускники выбирают самые разные профессии. Есть экономисты, психологи, врачи, железнодорожники. Необязательно, что они станут биологами или экологами, но навыки исследовательской деятельности им пригодятся и в учёбе в вузе, и в дальнейшем в работе», – считает педагог.


для комментариев используется HyperComments