Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 ноября 2015, 19:23
 Алексей Стопичев 4987

Готовы стоять до конца

Насколько страшен «Платон» и каким его малюют бастующие белгородские дальнобойщики

Готовы стоять до конца Фото Алексея Стопичева
  • Алексей Стопичев
  • Статья

19 ноября, спустя неделю после предыдущей акции протеста, водители большегрузных автомобилей в 35 регионах снова собрались, чтобы отменить введённую накануне оплату за проезд по федеральным трассам. Теперь они обещают не уходить с места, пока их требования не выполнят.

Пользователь платит

Электронная система «Платон» позволяет взимать с грузовых автомобилей тяжелее 12 т плату за проезд по федеральным трассам. Точнее, платить надо не за проезд, а за вред, который дорожному покрытию наносит грузовик. По статистике, которую приводит Росавтодор, одна такая фура портит дорогу так же, как 40–50 тыс. легковых автомобилей.

Ведомство рассказывает: если на ремонт и постройку дорог в России тратят около 1 трлн рублей ежегодно, то ущерб от перегруженных грузовиков составляет 2,6 трлн рублей. Большую часть расходов при этом транспортными налогами и акцизами покрывают владельцы легковушек. Владельцы грузовиков тоже платят, но их всего 1,5 млн против более чем 40 млн обычных водителей.

«Получалось, что до сегодняшнего дня владельцы легковых автомобилей за свой счёт облегчают жизнь коммерческим грузоперевозчикам», – комментируют в пресс-службе Росавтодора.

Используя два этих повода – разрушение дорог и принцип справедливости, – законодатели смогли принять документ, по которому за каждый километр пути до 29 февраля 2016 года грузовик должен заплатить 1,5 рубля, а после цена вырастет до 3,06 рубля (не 3,73 рубля, как заявлялось ранее и как продолжают думать водители). То есть, пробег из Белгорода в Москву и обратно по федеральной трассе М-2 «Крым» сейчас обойдётся перевозчику в 2 004 рубля, а в дальнейшем – в 4 088,16 рубля. Не так уж и много для коммерческой компании, верно?

Фото Алексея Стопичева

Государство оправдывает введение оплаты ещё и мировым опытом, заявляя, что при этом тариф в России самый низкий: по сегодняшнему курсу у нас километр стоит 0,025 доллара, когда, например, в Белоруссии ставка – 0,16, а в Австрии доходит до 0,49.

«Все останутся голодными!»

19 ноября после проезда по городу, который собрал значительные пробки, дальнобойщики выехали на Корочанскую улицу, где и остановились по обе стороны дороги. Около полутора сотен фур выстроились на несколько километров от кольца Корочанская – Сторожевая до развязки возле посёлка Новосадовый. Самих дальнобойщиков собралось ещё больше. Во многих кабинах было по два-три человека, приезжали протестующие и на легковых машинах.

За порядком следят несколько патрулей полиции и представители Совета безопасности Белгородской области и Белгородского района. Это сделано для безопасности как бастующих, так и других горожан: сегодня в Тверской области колонну протеста протаранила фура, убив одного дальнобойщика и ранив троих. Белгородские полицейские говорят, что участники акции на Корочанской ведут себя нормально. Общественный порядок не нарушают, как не нарушают и правил дорожного движения.

Поначалу нас встретили очень агрессивно. Спрашивали, где телевидение и почему никто не хочет писать про их акцию. Кое-как разгорячённых водителей удалось успокоить. Объяснили дальнобойщикам, что никто не приехал, потому что организаторы акции не предупредили ни одну белгородскую редакцию. О забастовке стало известно, только когда весь город встал в пробках из-за колонн большегрузов.

Меня обступили несколько десятков водителей. Индивидуальный предприниматель Александр из Белгорода имеет всего одну машину. И та куплена в кредит. Для него перевозки – единственный источник доходов:

«У нас требование одно: нет «Платону». В первую очередь поднимутся цены на всё. Пострадаем не одни мы – дальнобойщики. Пострадает население. Экономика в целом. Подняли на 7 рублей топливо, сказали, что транспортный налог отменят. Топливо подняли, а налог не отменили. А сейчас ещё и «Платон» этот. По факту получается, что за одни дороги мы будем платить три раза».

– Вы считаете, что новая система оплаты проезда по федеральным трассам ударит по Вашему бизнесу?

– Не ударит, а уничтожит его! Будем закрываться. Я кредит и так еле плачу. Банк приедет и машину заберёт. Банк не спрашивает про дороги. Продать я машину никому не продам, если сейчас все кинутся фуры продавать. А у меня четверо детей, и все четверо останутся голодными!

Ещё один предприниматель, Сергей Иванов, также уверен, что с системой «Платон», взимающей деньги за проезд по федеральным трассам, бизнес рухнет:

«Минимум цену за перевозку надо на 30 % поднимать! Но её ещё 15 лет назад надо было поднять. Как мы возили [грузы в 2006 году] на Москву по 15–18 тыс. за рейс, но солярку за 7 рублей покупали, так и сейчас эта же цена [перевозок], но солярка 35 рублей стоит. И всё выросло. Запчасти. А тут ещё «Платон»! Это 15–20 тыс. рублей в месяц доплачивать. Я заказчику говорю: сделаю маршрутную карту, и посмотрим, насколько поднимается цена перевозки. Делаю карту. И объявляю, что на 1,5 тыс. рублей перевозка увеличилась. Он говорит: «Не верю» – и сам включается в «Платон». А он не работает. Я четыре дня не могу отправить машины. Даже если хочу. И «Платон» объявил, что хакеры мешают. Нехорошие мы, получаемся? Система не справляется. Если мы хакеры (вся страна), то кто «Платон»? Нужно дать соответствующим органам распоряжение, чтобы их проверили самих на экстремизм».

Видео Алексея Стопичева

 

Без договоров

Потом все говорили наперебой, и я лишь успевал поворачиваться к очередному оратору с диктофоном:

«Пусть порядок наведут, а нас от проблем избавят! Почему мы должны платить, если «Платон» не даёт никаких бумажек? Нет ни одного договора. На каком основании я ему должен деньги перечислять? У нас правовое государство? Я даже в суд не могу подать на «Платон» и разобраться, куда ушли деньги».

Ещё один предприниматель берёт инициативу в свои руки:

«Нам говорят: поддержка бизнеса, а сами начинают кошмарить. Причём именно государство. Говорят, что именно мы убиваем дороги. Посмотрите нашу дорогу новую на Харьковскую гору. Там ездят только легковые, а она убитая! Калинина улица вся убитая! Щорса! Пусть делают нормальные дороги, а потом спрашивают. Есть перегруз – спрашивайте. А я иду на пустой машине, и тоже должен заплатить».

Оператор «Платона» – ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» – разработал систему за свои деньги, а в дальнейшем будет существовать на часть собранных платежей. Из бюджета на «Платон» не тратились – и это удобно для государства. Федеральный дорожный фонд таким образом получает новый источник финансирования: берут у предпринимателей – тратят на всех. Особенность системы оплаты ещё и в том, что вносить деньги надо заблаговременно. То есть компания, обслуживающая «Платон», заранее получает маршрут следования грузовика, рассчитывает стоимость проезда и получает деньги. Отклониться от курса в этой ситуации не получится.

Забастовка 11 ноября.
Забастовка 11 ноября.
Фото Вадима Заблоцкого

Часть дальнобойщиков категорично заявили, что готовы на всё. Даже на голодовку:

– Пока не отменят «Платон», мы здесь стоять будем. Лучше сейчас поголодать, чем потом наши семьи голодать будут! Нам терять нечего, и мы будем стоять до последнего.

– Пока к вам кто-то не выйдет?

– Не надо к нам выходить. Пусть выйдет распоряжение правительства за подписью Медведева, что «Платона» не будет. И всё!

Наконец, под общее одобрение выступил ещё один дальнобойщик:

«Мы собрались, чтобы отменить «Платон», и точка! Это маразм самый натуральный. Нам любят повторять, что в Европе все платят. А я вам заявляю, что там платят только транзитные машины! Там нет такого, чтобы немцы платили у себя дома! В Америке акциз в топливе платят, и всё. Мы тоже акциз платим. И транспортный сбор платим. Возьмите калькулятор и посчитайте! У нас за эти деньги золотая дорога должна быть, а разметка – из стразов Сваровского. Нас не то что за перевозчиков – нас за людей не считают!»

Дорожная математика

Председатель Белгородской областной общественной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Тимофеев рассказал «БелПрессе», что к этой акции профсоюз никакого отношения не имеет, но водителей они понимают очень хорошо. Однако, по его мнению, это вряд ли чему-то поможет:

«Я думаю, что правительство от этой меры не откажется ни в коем случае, потому что они берут опыт зарубежных стран, а там такие платежи идут. Поэтому, будем ли мы бастовать или нет, ничего от этого не изменится. Если без тахографов и маршрутной карты водитель [получит штраф] 5 тыс., юридическое лицо – 40 тыс., а работодатель – от 200 тыс. Пробные водители всё-таки рискнули и поехали. Будем ждать, оштрафуют их или нет. На сегодняшний день нет ни приборов, ни этих карт. Ещё не знают, кому эти деньги перечислять и как этот сбор поступать будет, но уже готовы штрафовать. Система не отлажена абсолютно».

– Владимир Петрович, возмущение водителей понять можно?

– Это обоснованное возмущение, но, думаю, что по-другому не будет и мы будем платить. А всё это выльется на карман простого народа. Сейчас транспортники увеличат стоимость перевозки. Работодатели перенесут всё это в стоимость продуктов и товаров. И только из-за этого цены вырастут на 10–12 %.

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт заявляет, что на цене товаров, перевозимых грузовиками, новый платёж не отразится:

«20-тонная фура возит молоко на 100 км, и стоимость доставки 20 тыс. пакетов молока на это расстояние обходится в 3 тыс. рублей. С введением дополнительного сбора 3,06 руб./км цена доставки составит 3 306 рублей. Если литр молока в среднем стоит 60 рублей, то с новым сбором его стоимость увеличится на 1,53 копейки, и то если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок высококонкурентный».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×