04.12.2016, Воскресенье 11:14
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
9 августа 2016 г. 10:52:31

«Белгородские известия» разбирались, почему на заправках дорожает бензин

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Горючая тема
Фото Вадима Заблоцкого

Вялотекущий, но постоянный рост цен на бензин для автолюбителей как чесоточный зуд – и почесать нельзя, и не чесать невозможно. Так и с горючкой: не ездить нельзя, и заправляться с каждым разом всё дороже.

Хотя всё больше сограждан, похоже, выбирают первое: с января по май среднесуточное потребление бензина в России сократилось на 1,7 % по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в баки стали заливать не 93,9 тыс. литров в сутки, а 92,2 тыс. Такие расчёты приводит независимое агентство «Аналитика товарных рынков».

С учётом всех расходов

Отдельного масштабного исследования белгородского бензинового рынка в открытых источниках нет, но в целом ситуация у нас такая же, как и в остальной европейской части России.

Рынок Белгородской области – это шесть оптовых поставщиков и две компании, которые реализуют топливо только через сеть своих АЗС. На начало августа дизельное топливо стоило от 35,3 до 36 тыс. рублей за тонну, АИ-95 – от 46 до 46,2 тыс. рублей. Это дешевле, чем в Курске, Липецке и Воронеже, но дороже, чем в Туле. Бензин АИ-92, как и в соседних городах, в Белгороде колеблется от 43,3 до 44,05 тыс. рублей за тонну.

Эксперты фиксируют ощутимый подъём цен с конца мая и по первую декаду июня. На товарно-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге тонна АИ-92 в тот период подорожала с 38 тыс. до 41 тыс., АИ-95 – с 41 тыс. до 43,5 тыс. Вслед за биржевыми котировками вверх пополз мелкий опт и, соответственно, розница.

Но такая же картина была и в прошлом году, и каждый год. Лето – сезон отпусков, поездок и повышенного спроса на топливо. Настолько повышенного, что порой нефтеперерабатывающие заводы не справляются, а появляющийся дефицит стимулирует рост цен. Тогда в дело вступает Федеральная антимонопольная служба, озвучивая в СМИ, что ведомство не видит оснований для роста цен. Этот намёк антимонопольщиков производители должны понять. И они очень хорошо понимают: если бы розница летом точно следовала за оптом, цены подпрыгивали бы резче и били бы больнее, причём и самих продавцов. Так было в 2008–2009 годах, когда ФАС выписала многомиллиардные штрафы «большой четвёрке» (Роснефти, «Газпром нефти», «Лукойлу» и ТНК-ВР). Помогло.

«Бывают такие периоды, особенно летом, когда дешевле залить на заправке, чем закупить бензовозом на нефтебазе. Но сейчас такой ситуации нет. Наверное, 2–3 рубля разницы с литра имеют владельцы АЗС, – говорит начальник отдела продаж белгородского филиала «Башнефть-Региональные продажи» Алексей Ноженко. – Что касается ценообразования: мы не основной игрок, Роснефть занимает 50–52 % рынка региона. У нас процентов 15. Они формируют цены, а мы уже подстраиваемся под них и в зависимости от плановых задач и наличия ресурса ставим цены больше или меньше. Роснефть же, насколько мне известно, исходит от цен на НПЗ с учётом логистики и коммерческих расходов».

Фото Вадима Заблоцкого

Нефть не главное

Продавцы принимают правила игры. Возможно, формируют их производители и люди не зря сетуют на жадность нефтяников? В благостном 2008-м при цене больше 100 долларов за баррель литр бензина АИ-95 продавали меньше чем за 23 рубля. С тех пор нефть подешевела больше чем вдвое, бензин же подорожал почти пропорционально. Нефть хоть и главная в составе самого топлива, но далеко не решающая в его стоимости.

Больше половины в цене – это налоги и топливные акцизы. В том же 2008 году акциз за тонну бензина марки АИ-80 составлял 2,6 тыс. рублей, за АИ-92 и 95 – по 3,6 тыс. рублей. С тонны дизельного топлива брали тысячу. Последнее совсем не шуточное первоапрельское подорожание акцизов зафиксировало 13,1 тыс. рублей за тонну бензина IV класса, 10,1 тыс. – за бензин V класса и 5,2 тыс. рублей за тонну дизеля. Переработчики же без лишних слов перекладывают лишние затраты на покупателей. По подсчётам экономистов, в этом году автолюбители заплатят в госбюджет 90 млрд дополнительных рублей.

Ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков приводит расчёт, что 36 % в литре АИ-95 занимают НДС и акциз. Помимо этого, есть ещё налог на добычу полезных ископаемых. Если перевести проценты в рубли, то получится, что при стоимости 38,4 рубля за литр белгородские водители 21,1 рубля платят в госбюджет.

Рост цен ещё не нарушение

В Белгородском УФАС рынок бензина анализируют либо по заданию головного управления, либо по жалобе. По словам антимонопольщиков, поток жалоб был в 2008–2009 годах, сейчас же их совсем мало.

В прошлом году была всего одна, из села Красного.

«Потребитель пожаловался на повышение цены на бензин АИ-92 на одной из заправок, – рассказывает начальник отдела контроля рынков и рекламы Белгородского УФАС Ольга Сотникова. – В Красненском районе три реализатора, из них два – индивидуальные предприниматели. По итогам рассмотрения мы отказали в возбуждении дела из‑за отсутствия признаков. Ведь само по себе повышение цены на бензин – это ещё не нарушение антимонопольного законодательства. Надо установить, занимает ли продавец, который повысил цену, доминирующее положение на рынке и является ли эта повышенная цена монопольно высокой. Проще говоря, мы смотрим, что обусловило рост цены – желание получить больше прибыли или увеличившиеся затраты? Если второе, то воздействия УФАС может и не быть. Кроме того, мы должны найти товарный рынок, который схож по структуре, количеству продавцов и покупателей, но на котором нет монополиста. И посмотреть, какая там цена».

В сегменте розничной торговли бензином монополистов можно выявить только в каждом отдельно взятом районе области, поскольку в расчёт берутся границы рынка.

«К примеру, есть две АЗС рядом, и на одной из них цена повысилась, – говорит Ольга Сотникова. – Мы должны опросить покупателей, готовы ли они ехать на другую АЗС, чтобы заправиться дешевле. При этом транспортные расходы на поездку не должны превышать 10 % от стоимости купленного ими там бензина. Как правило, розничные рынки определяются границами района, поэтому мы берём их для расчёта».

Монополистов, у которых было бы больше 50 % рынка, нет ни в Белгороде, ни в Губкине, ни в Старом Осколе.

Фото Вадима Заблоцкого

Подешевеет ли

Предпосылки к этому есть. После последнего заседания биржевого комитета, которое состоялось в ФАС 30 июня, начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин озвучил журналистам позицию ведомства:

«Считаем, что рост биржевой крупнооптовой котировки себя исчерпал, потому что заводы вышли из ремонтов. У нас существуют значительные накопления запасов – порядка 1,7 млн тонн, и они выше, чем прошлогодние. Кроме этого, мы понимаем, что у нас есть резерв по мощностям, который на НПЗ недозагружен… На бирже наблюдается рост предложения. Все эти факторы говорят о том, что цена биржевой котировки должна остановить рост и мы должны уйти в боковой тренд или на снижение». 

«Небольшой рост идёт, но резких скачков нет, как это было в нулевые годы. Цена растёт в рамках разумного, и я бы не сказал, что сейчас это острая тема, – считает руководитель Белгородского УФАС Сергей Петров. – Думаю, что эта тенденция продолжится. Что касается недавнего прогноза Дмитрия Махонина, кстати, нашего земляка из Шебекинского района, о том, что цены на бензин должны снизиться, то, я думаю, это заявление больше для производителей ГСМ. Тем самым ФАС даёт им мягкий намёк. Обычно говорят, что не видят оснований для роста цен, а производители должны принять к сведению и не повышать. Это для вменяемых, ну а невменяемых наказали в 2009-м, и урок был очень хороший».

Продавцы тоже склонны прогнозировать снижение.

«Сейчас на бирже котировки по бензинам растут, и в течение месяца покупателю отгружаются цистерны с заводов. Эта цена, можно сказать, растянута примерно на 30 дней, и в перспективе продукт придёт чуть дороже, но сезон заканчивается, и осенью будет резкий спад спроса и, соответственно, будет профицит, – говорит Алексей Ноженко. – Я думаю, мелкооптовые цены немного снизятся, это ожидаемый процесс».


для комментариев используется HyperComments