• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
22 мая 2015 г. 18:30:23

Почему двигатель торговли отправили на капремонт

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Город шиворот-навыворот
Фото Вадима Заблоцкого

Главный архитектор Белгородской области Виталий Перцев рассказал, почему городские улицы превратились в фестиваль безвкусия и во что они превратятся теперь, когда власти захотели расчистить авгиевы конюшни рекламы и вывесок.

С места в партер  

Виталий Перцев 21 мая презентовал типовое положение о рекламных конструкциях. Именно в согласии с этим документом в ближайшее время будет оформляться вся реклама и вывески в регионе.
Главный архитектор начал с того, что комфорт и эстетическое восприятие жизни в городах и посёлках по большей части зависит от состояния партера. Это участок около двух этажей в высоту и 300–500 м в длину. В общем, ровно то, что видит перед собой человек во время прогулки.

«Если вы обратите внимание, всегда в наиболее гармоничных по своему состоянию городах эта зона решена на профессиональном уровне. Если мы видим плохое состояние этой среды – у нас возникает стресс», – отмечает Перцев.

В Белгороде, по его словам, с партером тоже всё совсем нехорошо.

«Мы давно видим и понимаем, что роль художника – городского дизайнера занижена. Она занижена и на законодательном уровне. Почему? Потому что нам все говорят: уберите бюрократические барьеры, нельзя увеличивать количество согласований. В итоге у нас получилось, что городская среда потихоньку с молчаливого согласия всех превратилась в бессистемно оклеенные баннерами конструкции, которые обезобразили город. Я бы сказал, что город стал похож на человека, который купил модный пиджак, вывернул его наизнанку со всеми этикетками, которые есть», – посетовал Перцев.

Списали у Москвы

В управлении архитектуры и градостроительства региона соломоновым решением сочли новый документ – типовое положения о рекламных конструкциях. Это объёмный формуляр, который содержит исчерпывающие правила размещения рекламных и информационных конструкций. Фактически это и есть новые правила игры для всех, кто занимается рекламой и размещает вывески. Они и определят, как будут выглядеть населённые пункты Белгородской области в ближайшие годы.

Виталий Перцев не стал скрывать, что основу документа составило аналогичное положение, составленное коллегами из Москвы, в которое внесли небольшие изменения с учётом специфики Белгородской области.

«У них на анализ и создание этого документа было потрачено более 200 млн рублей. Нам не по силам было бы такую работу сделать в столь короткие сроки. Нам, да и всей России, повезло, что кто-то проделал такую работу, которая позволила привести к общему знаменателю все требования к рекламным и информационным вывескам», – отметил он.

Ключевое значение в документе имеет разграничение рекламы и информационных вывесок. Рекламой считается то, что находится за пределами здания, оказывающего услуги, поэтому на фасадах других домов её больше не будет вообще ни в каком виде. Перцев считает, что ни под какими предлогами нельзя размещать даже баннеры на торцах домов, хотя сейчас прибыль от такой рекламы управляющие компании направляют на благоустройство дворов.

«Социальный вред, который приносит такая реклама, куда больший, чем приносимая польза», – отмечает архитектор.

Президент Белгородской торгово-промышленной палаты Валерий Скруг, пришедший послушать Виталия Перцева, иронично отметил: «Я думаю, там вопрос в том, что реклама порой выглядит красивее, чем сам фасад».

«Ну, мы это уже проходили. В 70–80-е годы было время, когда на место отвалившейся штукатурки вешали плакат «Миру – мир!» или «Экономика должна быть экономной!», – отметил Виталий Перцев, заявив, что он против любых лазеек и отступлений от жёстких правил.

Витринное искусство

Как уже рассказывала «БелПресса», от щитов все центральные части населённых пунктов будут очищать. В городах и посёлках остаются только сити-форматы: ситилайты, тумбы, пилларсы. Впрочем, избавят от назойливой рекламы и сложные участки магистральных дорог.

Жёстко прописаны в документе и правила расположения информационных вывесок. Это всё, что касается деятельности компаний, установленное в местах их работы. Виталий Перцев привёл в пример правила оформления витрин и фасадов.

Во-первых, вывеска не должна начинаться сразу же от границы фасада магазина или кафе – только 70 % длины занимаемого фасада. Бренд на ней должен быть не более 0,75 м. Высота букв на вывеске – 0,5 м. Если используется подложка, на которой пишутся буквы, – её высота должна не более 0,5 м, а сами буквы пишутся по законам создания шрифтового формата.

Больше никаких заклеенных витрин. Размер информационной конструкции на витрине не должен занимать более половины остекления. Вывески на самой витрине должны представлять собой полосу высотой 40 см на всю длину витрины. Внутри витрины можно размещать информационные конструкции на подвесках.

В целом всё то, что демонстрировал Виталий Перцев, похоже на оформление магазинов в центре европейских городов и отчасти напоминает оформление магазинов в СССР. Вот такие же правила с точными размерами, требованиями прописаны по каждому виду рекламы.

Это положение типовое. Дальше в течение 2015 года его должны принять все муниципалитеты Белгородской области. Только тогда оно вступит в силу и безобразные наклейки на зданиях, по словам Виталия Перцева, начнут активно убирать. Судя по всему, в каждом из районов и городов начинать будут с центральных улиц.

В Белгороде, по мнению главного архитектора региона, по рекламе порядок навели уже на 90 %, а вот с вывесками и информационными сообщениями пока мало что изменилось. Хотя сам Виталий Перцев говорит, что есть объекты, которые безо всяких чиновничьих подсказок делают рекламу и вывески по всем канонам:

«Скажем, «МегаГринн» у меня вопросов не вызывает, по Сити Моллу «Белгородский»  – их нет. «Маяк» сейчас преобразился, сразу иным стал».

Рассказав о самом положении, Виталий Перцев признал, что неприглядный облик городов одними законами не исправить, дело ещё и во вкусах тех, кто создаёт рекламу.

«Хочется, чтобы люди, которые занимаются рекламой, имели некую гражданскую позицию, со вкусом оформляли плакаты. Эта деятельность не лицензируется, и поэтому многие приходят без знания основ профессии. Обучиться работе на компьютере не достаточно. Заставьте этого дизайнера, который сделал какую-то ужасную вещь, нарисовать пейзаж, если у него нет для этого никаких способностей. Я вот к чему – рекламные фирмы должны принимать к себе людей, которые имеют профильное образование: художественное, дизайнерское, архитектурное, в конце концов», – обратился Перцев к рекламистам.

Согласование отменят?

Директор одного из старейших в Белгороде рекламных агентств «Новый берег» Борис Милокум отмечает, что введение жёстких правил оформления вывесок хорошо бы совместить с отменой согласования каждой вывески. В частности, в Белгороде их согласовывает городское управление архитектуры и градостроительства.

Виталий Перцев говорит, что по новому положению никакого согласования для вывесок, выполненных по всем правилам, быть не должно. Для этого нужно будет, чтобы при его принятии каждый муниципалитет (в данном случае администрация Белгорода) отменил бы другие процедуры, которые противоречат положению. Сам Перцев считает, что правильно оформленные вывески согласовывать не нужно, а с нарушителями теперь очень активно будут работать муниципальные службы.

Спрос рождает предложение. На безвкусицу

Руководитель фабрики рекламы «Камелот» Антон Евтушенко озвучил внутреннюю проблему рынка – лицензирования агентств нет, что позволяет множеству недобросовестных рекламных агентств работать с нарушением всех правил рынка. Его полностью поддержал директор РА «Час» Сергей Коробов:

«Есть компании, которые даже не в курсе, какие существуют законы и правила. За прошедший год мы отказали заказчикам в изготовлении того, что они хотели, примерно на 1,5–2 млн рублей. Эти заказы не соответствовали законодательству. Но через некоторое время я проезжаю по городу и вижу, что то, что они хотели, в итоге висит. У нас формируется такой менталитет: я захотел, нашёл агентство, которое не будет мне рассказывать о каких-то законах, а сделает то, что я хочу, и повесит так, как я хочу. Потом приходит контролирующая организация и выдаёт предписание о демонтаже. Они снимают вывески, и появляется мнение: вот такая наша власть, она делает всё, чтобы людям было тяжелее. Вопрос в том, что, может, стоит ввести ответственность и для агентств?» – отметил Коробов.

Его поддержали и другие представители рекламного бизнеса. Они считают, что рынок устроен так, что спрос на плохую и не соответствующую закону рекламу и вывески есть и есть те, кто готов его удовлетворять несмотря ни на что. И как с ними бороться, никто не знает, потому как ущерб-то в итоге несёт заказчик, но никак не рекламное агентство, согласившееся идти против правил.
Виталий Перцев считает, что рекламистам нужны профессиональные объединения, которые будут защищать интересы добросовестных компаний и взаимодействовать с властями. Хотя Борис Милокум приводит в пример комитет по рекламе и СМИ при Торгово-промышленной палате:

«Кто присоединяется? Как раз те, кто ведёт добросовестную деятельность. Тем, кто работает в гаражах, это 300 лет не нужно».

Главный белгородский архитектор завершил спич тем, что новые правила будут жёстко контролироваться. Да, наказывать за неправильные вывески и рекламу, судя по всему, продолжат только заказчиков, но если случаи таких наказаний станут массовыми, архитектор полагает, что заказчики предпочтут больше не рисковать и начнут-таки играть по правилам. Другого выхода ни среди рекламистов, ни среди чиновников пока никто не предложил.

Сработают ли в Белгородской области новые правила для рекламы и вывесок, судя по всему, станет понятно уже в течение этого года. Сам документ Виталий Перцев пообещал сделать публичным, как только его начнут принимать муниципалитеты.


для комментариев используется HyperComments