Мастеру, творчество которого размывает границу между публицистикой и художественной литературой посвящаем

«Пахнет весною… Минуты две стоим под берёзой. Не замечая людей, вечернюю зарю провожает скворец: трепещут воронённые в серых пятнышках крылья, не умолкает, пока красная полоса не скрывается в сырых облаках. Пахнет прелыми листьями, землёй, сыростью». Мы встречаем весну вместе с автором этих строк – Василием Песковым.

Легенде отечественной фотожурналистики, родоначальнику экологического направления в отечественной публицистике, 14 марта ему исполнилось бы  85 лет.

Помню из детства: пытались классифицировать с отцом домашнюю библиотеку. И вот у него в руках томик, который я видела впервые, – «Птицы на проводах».

Книга Василия Пескова – удивительного журналиста, нашего земляка. Он вёл «В мире животных»

сказал отец

Тогда я, как-то не особенно задумываясь, поставила её на одну полку с книгами Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Виталия Бианки, Джеральда Дарелла... И только в дни подготовки этого выпуска я открыла для себя феномен Пескова и поняла, насколько точно его нахождение в одном ряду с такими великими мировыми писателями, посвятившими свои произведения природе, её сущностям, её проявлениям.

Наш земляк

Василий Михайлович родился в селе Орлово Воронежской области. Но те из белгородцев, кому это имя хорошо знакомо, называют его своим земляком, ведь и сам Песков не разделял наши земли и, определяя своё «лучшее место на шарике», говорил: «Волшебная средняя полоса».

Отдельно о Белогорье Василий Михайлович не писал. Правда, упоминания, так или иначе связанные с нами, то и дело встречаются на страницах его изданий. Например, в своём материале «Моя любимая птица...» («Птицы на проводах», 1982) Песков приводит отрывок из письма белгородца Бориса Коноплина:

Я тридцать лет на тракторе. Для меня жаворонок как живой колокольчик. Весной заглушу мотор минут на пять, чтобы послушать с неба нехитрую песню. Душою эти пять минут отдыхаю. Жаворонок для нас в хлебном краю всё равно что чайка для моряков

Известно ещё, что перед смертью Василий Михайлович работал над текстами о реках, в том числе и о Тихой Сосне – одном из природных мостиков между Белгородской и Воронежской областями.

Он, подтверждает его внук Дмитрий, не один раз бывал в наших краях. Несколько раз посещал Прохоровское поле. А последний его визит к нам был в 2011-м. Тогда вместе с внуком он приезжал к нашей знаменитой мельнице у посёлка Яковлево.

  • Василий Песков возле яковлевской мельницы.

Деду кто-то сказал об этом ветряке, а он очень любил мельницы, вот мы и отправились увидеть её своими глазами вспоминает Дмитрий Песков

 

Кроме того, Песков дружил с известным фотокорреспондентом «Белгородской правды» Юрием Коренько. Вместе они совершили несколько путешествий.

 

Книги с автографом Пескова, принадлежащие Юрию Коренько.
Книги с автографом Пескова, принадлежащие Юрию Коренько.

Философ природы

Так называл Пескова Николай Дроздов. А ещё он считал Василия Михайловича своим учителем по «более глубокому восприятию закономерностей отношения человека и природы».

Именно Песков предложил Дроздову стать его соведущим программы «В мире животных» (в 1977-м). Кстати, сам вёл её с апреля 1968-го и до 1990-го, концентрируясь на взаимоотношениях природы и человека, той ответственности, которая лежит на каждом из нас перед «зелёным миром».

Видео заставки «В мире животных»

Звучащие тексты

Тексты Василия Пескова чудесны в своей простоте, в лаконизме. Столько в них силы мысли человеческой, чувства. Мы представляем вам фрагмент из очерка «Красная книга» («Птицы на проводах», 1982) Василия Пескова, который записали в зимнем ботаническом саду НИУ «БелГУ. Читает Маргарита Астапова – участница объединения «Экожурналистика» при Белгородском областном эколого-биологическом центре.

Маргарита Астапова читает текст Василия Пескова.

Книжная полка

Пять лет назад при Белгородском областном детском эколого-биологическом центре появилось уникальное объединение «Экожурналистика» для школьников 5–11-х классов. Всё случилось благодаря Ларисе Шаповаловой, которая, приняв приглашение работать в центре, сосредоточилась на экологической журналистике – начала изучать её и постепенно создала свою авторскую программу.

Я занимаюсь с детьми, обращая их к сочинениям Ивана Тургенева, Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Сергея Довлатова... Но в большей степени мы учимся у Василия Пескова. Считаю Василия Михайловича ведущим отечественным журналистом-экологом. Именно его произведения и составили основу моей программы, рассказывает Лариса Яковлевна.

 

Лариса Шаповалова рассказывает о творчестве Владимира Пескова.

В минувшем году «Экожурналистика» Шаповаловой выиграла в XII региональном конкурсе авторских дополнительных общеобразовательных программ. А ребята, которые занимаются у Ларисы Яковлевны, уже дважды становились лучшими во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (главный организатор – Министерство образования и науки РФ).

В 2012-м в его номинации «Публицистика в защиту природы и культуры» победила Виктория Чудных с журналистским расследованием «Последний угол старины» (о трагедии, связанной с проектом «Белгородское море», борьбе выдающегося белгородского поэта Александра Филатова против его воплощения и затоплении Топлинки – родного села Филатова). В 2013-м – Анастасия Бавыкина с циклом очерков о крутоложских родниках, которые превратили в свалки. Сегодня объединение аккумулирует все силы, чтобы снова достойно заявить о себе на конкурсе – Алина Сивцева представит своё журналистское расследование по проблемам ольшанского леса.

Лариса Шаповалова полагает, что создать и выдержать огромную конкуренцию ребятам помогают принципы Пескова, особенность его мировоззрения:

Глубоко мудрое понимание природы, прежде всего не умом, а сердцем. Душевность. Доброта. Та искренняя тональность, которую Василий Михайлович выбрал для своих повествований. Он учит удивляться. Вдумчиво относиться к природе. Учит в деталях наблюдать её и вступать с ней в гармоничное взаимодействие. Учит благодарить и любить этот мир.

 

Какие же песковские тексты предпочитают участники «Экожурналистики»?

Лариса Шаповалова говорит о текстах Василия Пескова. Видео Наталии Козловой

Восстанавливаем контекстЪ

Замечательная фраза, не правда ли? Как она понятна и приятна. Как ёмко она выражает суть своего автора и то, что пытается для себя сформулировать каждый из нас. Песков много путешествовал. А дар Василия Михайловича позволил его читателям путешествовать вместе с ним. Отправляясь в очередное такое путешествие, открыв книгу «Альпийские встречи» (1991), читатель непременно прочтёт эти строки в предисловии к ней.

Заповедное Белогорье

Вы уже услышали фрагмент очерка «Красная книга». Это оттуда же:

Уже в прошлом веке люди поняли: с животными надо делиться пространством – оставлять им зоны покоя, где животных охранял бы закон. Так появились заповедники. Сегодня на земле их несколько сотен. Существование заповедников – свидетельство мудрости человека.

И такое пространство в Белгородской области есть. Одна из самых маленьких и самых старых особо охраняемых природных территорий России – наш заповедник «Белогорье», в который входят шесть особых территорий: «Лес на Ворскле», «Лысые горы», «Острасьевы дворы», «Стенки Изгорья», «Ямская степь» и природный парк «Ровеньский».

«Заповедная» карта Белгородской области.
«Заповедная» карта Белгородской области.
Иллюстрация Любови Турбиной

Прогулки с Песковым

В одной из своих заметок, опубликованных в его невероятно популярной рубрике «Окно в природу» (том № 10 «Река и жизнь», собр. соч.), Песков написал:

Человек обязан уступить дорогу животному, дать ему шансы спастись, выйти из сложного положения. Только при этом условии мы можем сохранить приятную для нас близость живого мира.

Добрый и мудрый, Василий Михайлович это гармоничное существование обрёл, однажды сменив оружие и охоту на фоторужьё и фотоохоту. Сегодня мы совершаем своеобразную прогулку (в основном по страницам «Шагов по росе», 1964) с удивительным автором и белгородскими фотоохотниками.

 

«Волчье логово»

Волк в Белгородском зоопарке.
Волк в Белгородском зоопарке.
Фото Александра Барышева

«Старая землянка. Брёвна осели, вход зарос крапивой. В этом оставшемся после войны убежище волчица и облюбовала себе жильё. Почуяв слежку, минувшей ночью мать перетащила волчат на новое место <...> Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет. Мягкие, незлобивые, как щенята».

 

«Мышееды» (из рубрики «Окно в природу»)

Лисичка из Белгородского зоопарка.
Лисичка из Белгородского зоопарка.
Фото Александра Барышева

«Приглядитесь зимой к следам: бежала лисица и слушала, услыхала под снегом возню мышей – сразу пружиной подпрыгнула вверх и мордой – в снег, роет лапами так, что белые брызги летят и только хвост из снега торчит. До восьмидесяти процентов пищи у лизаветы – мыши».

 

«Ломаное копыто»

Кабаны
Кабаны

«Из-под хвороста выскочил коротконогий зверь. Взъерошенная щетина, два жёлтых клыка нацелены в мою сторону. Кабан!.. Опомнился уже на берёзе. Сижу на суку без шапки, без одного валенка. Но кабан тоже немало перепугался. Нырнул в осинник, только и видел клыкастого...»

 

«Мишкина служба»

Медведь из зоопарка в Старом Осколе.
Медведь из зоопарка в Старом Осколе.
Фото Владимира Бабича

«Кормили Мишку овсяной кашей, щами, капустой, давали сахар и булки. Мишка ничем не брезговал. Усевшись, как обычно сидят на комодах плюшевые медведи, он держал булку передними лапами и старательно выковыривал зёрна изюма. Иногда Петрович приносил арбуз. Мишка, как футболист, катал его по полу, с треском загонял между ножками стульев, потом прогрызал в кожуре дырку и начинал пиршество».

 

«Заячьи острова» (из «Отечества», 1972)


Фото из архива заповедника «Белогорье»

«Зайцы, как солдаты, выстроились на дальней линии острова. Лопочут ушами, то и дело становятся столбиком и быстро-быстро, как барабанщики, двигают лапами возле носа».

 

«Осенняя песня»

Олень в зоопарке Старого Оскола.
Олень в зоопарке Старого Оскола.
Фото Владимира Бабича

«У-о-го-о!..» Это большой сильный олень ищет в осеннем лесу соперника, призывая сразиться. Есть ли ему соперник? «У-о-го-о!..» Есть! Ещё один, ещё... Мы оказались в центре лесной переклички».

 

«Сейчас они спят» (из рубрики «Окно в природу»)

Байбак в Белгородской области.
Байбак в Белгородской области.
Фото Владимира Щекалова

«При играх, однако, опасность можно и проморгать, поэтому в каждой колонии есть часовой. С возвышения он наблюдает за всем, что вокруг происходит, и почти всегда первым видит опасность. Свистит он по-разному. Самый тревожный и сильный свист означает: «Орёл!!!» И тут – ни размышлений, ни промедлений, все катятся в норы. Кто не успел, попадает в когтистые лапы – нежным сурчиным мясом орлы кормят птенцов и падают на колонию сверху, как метеоры».

 

«Рука человека»

Белка.
Белка.
Фото Владимира Щекалова

«Выньте из кармана пару орехов и постучите друг о друга. Через минуту увидите: сыплется снег с ёлок. Это не птица. С ветки на ветку на стук орехов идёт пушистый зверёк. Вот он над головой – пушистый хвост, уши с кисточками, два внимательных глаза. Протяните руку с орехами. Не раздумывая, белка прыгает в снег, смешными скачками бежит под ноги. Наклоните руку... Угощение схвачено. Зверёк сидит на сосне, с деловитым хрустом грызёт гостинец. Хорош калёный орех!»

 

«Охота с Филькой»

«Большой, профессорской осанки филин таращит на свет круглые, как два пятака, глаза и жутко щёлкает клювом. Этот разбойничий звук, наверное, заставляет трепетать обитателей леса. Они ведь не знают, что ушастый душегуб сейчас совсем безопасен и щёлкает только от злости и бессилия».

 

«Ёжик-заготовитель»

«Выбрал пень в старом саду. Залезает, свернётся и падает вниз на яблоки. А потом быстро-быстро семенит в нору».

 

«Аисты, знают, где селиться...»

«Сказочная птица. Много легенд сложено. По народному поверью, аист стережёт счастье, не подпускает беду...»

 

«Гордые и величественные» (из рубрики «Окно в природу»)

«Это о лебедях. Восстановите в памяти живописное полотно Рылова «В голубом просторе». В синем холодном небе летят лебеди. Мы видим их так, как будто летим рядом с ними. Внизу синева моря, присыпанный снегом скалистый северный островок, а близко от нас сильные, величавые птицы в мощном, неторопливом полёте – кажется, слышишь даже, как скрипят маховые перья».

 

Катерина Шаронова

для комментариев используется HyperComments