• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
14 октября 2015 г. 14:33:06

Физкультуру в школе надо преподавать так, чтобы ученики захотели стать учителями физкультуры

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Гимнастика в глубинке
Ольга Богаткова. Фото Виталия Гаркуши

У семейной четы – учителей Роговатовской школы Надежды Фёдоровны и Василия Дмитриевича Масалытиных – таких воспитанников немало. Один из самых успешных – Валерий Петрович Боев, он работает учителем физической культуры в соседнем селе Потудань.

«Валера – мой ученик, а Василий Дмитриевич был у него классным руководителем. В этом году за хорошую работу он награждён грамотой министра спорта России Виталия Мутко. Это, конечно, очень приятно, получить министерскую грамоту», – заметила Надежда Фёдоровна.

Масалытины отучились в Белгородском пединституте и  уже 30 лет преподают физру в школе. Надежда Фёдоровна сама из Воронежской области. Так получилось, что поехала поступать в Белгород. Там и познакомилась со своим будущим мужем: вместе учились на одном курсе. После окончания вуза Василий увёз Надежду в родное село Роговатое. Десять лет назад Василий Дмитриевич стал директором школы. Зато Надежда Фёдоровна раньше заработала звание почётного работника образования РФ, в 2008 году. Супруг получил такой же знак позже, в 2010 году.


Лучшие спортсмены

И среди нынешних учеников Масалытиных есть ребята, мечтающие о профессии учителя физкультуры. Один из них – девятиклассник Влад Фомин. По характеристике Надежды Фёдоровны, это самый известный спортсмен школы. За школьную команду он участвует практически во всех соревнованиях.

«Замечательный футболист, гимнаст, выиграл награды в соревнованиях допризывной молодёжи. Вообще, за команду школы выступает с пятого класса», – рассказала она.

Слово «гимнастика» в рассказе учителя заинтриговало. Об этом виде и в Старом Осколе-то давно уже забыли, неужели его культивируют в сельской школе? Все оказалось несколько проще. По словам Масалытиной, гимнастикой в Роговатовской школе занимаются в пределах учебной программы, но отдельные ученики добились в этом виде заметных успехов. Среди них и девятиклассник Влад Фомин. О своих успехах он говорит скромно: «Могу на брусьях выполнить стойку на руках, кувырок, махи в упоре, короче, всё, что надо по программе».

Брусья – любимый гимнастический снаряд Влада.

«Собираюсь поступить в старооскольский филиал БелГУ. Хочу стать учителем физкультуры. Может, удастся поработать вместе с Надеждой Фёдоровной, если она против не будет», – поделился планами мальчишка.

Надежда Масалытина.
Надежда Масалытина.
Фото Виталия Гаркуши

На уроке физкультуры по программе дети отрабатывали элементы баскетбола – ведение мяча и бросок по кольцу. Мы с фотокором, чтобы сильно не нарушать течение занятий, не стали настаивать на установке брусьев, чтобы Влад Фомин продемонстрировал свои навыки на этом снаряде. Ограничились трёмя гимнастическими матами, на которых одноклассница Влада Ольга Богаткова показала чудеса гибкости и координации. На матах она выполнила замысловатую дорожку и показала расчудесную ласточку.

Как сказала Надежда Масалытина (на снимке вверху справа), Влад и Ольга – лучшие гимнасты школы, представляют её на соревнованиях по гимнастике и не раз становились призёрами областных состязаний.

«На последних областных соревнованиях выполняла упражнения на брусьях, прыжки через коня, акробатику, – рассказала Ольга. – Кроме гимнастики мне нравится баскетбол, волейбол, лапта».

– Ты тоже собираешься стать учителем физкультуры? – спрашиваю у девочки.

– Нет, гимнастика для меня только хобби. Я с детства такая гибкая. Каждое утро делаю зарядку и обязательно включаю упражнения на гибкость. А после школы пойду учиться в Старооскольский медколледж, на стоматолога. А после хочу продолжить учёбу в институте, – рассказала Ольга.

Школа без вредных привычек

Иногда о жизни села, работе человека хорошо говорят цифры. В Роговатовской школе – 162 ученика. В этом году, по словам Масалытиной, пришло хорошее пополнение – два первых класса по 15 человек. Согласитесь, весьма убедительный интегральный показатель жизненного уровня села.

В прошлом году, говорит Надежда Фёдоровна, из 143 учеников полностью освобождённых от физкультуры в школе было всего четыре человека.

О качестве работы учителей физкультуры сегодня хорошее представление даёт комплекс ГТО. В Роговатовской школе из 143 учеников успешно сдали нормы 112 человек, из них 75 процентов – на золотой и серебряный значки. Показатель – убедительный.

Есть показатель эмоциональный, точнее, социальный. Как твёрдо заверила Надежда Масалытина, никто из детей школы вредных привычек не имеет.

Фото Виталия Гаркуши

«То есть ни один не курит, – уточнила Надежда Фёдоровна и добавила: – Вряд ли найдётся ещё такая школа, что может этим похвалиться. И это легко объясняется. Сельские дети не так избалованы, как городские, и у них есть стремление к здоровому образу жизни. Примером для них служат родители, многие из которых продолжают заниматься физкультурой, выступают в район­ной спартакиаде, играют в сельской футбольной или волейбольной команде. Немало наших учеников, поступив в техникумы, институты, благодарят за хорошую физподготовку, на неё сейчас в учебных заведениях обращают большое внимание, а наши ребята ни в чём не уступают остальным».

Спортивный зал в школе небольшой, но очень светлый и чистый. Спортинвентаря, по словам Масалытиной, достаточно, недавно получили новые гимнастические маты, баскетбольные и волейбольные мячи.

«Очень хочется иметь хотя бы одну пневматическую винтовку, ребята были бы рады. Ведь в армии навыки в стрельбе им пригодятся», – высказала пожелание учитель физкультуры.

Простой секрет успеха

Роговатовских учителей физкультуры «заставляет» работать качественно и... малокомплектность школы. Почему? Масалытина объяснила:

«Мы трижды участвовали в муниципальном этапе Президентских состязаний. Первый раз заняли третье место, а два года подряд становились победителями. На региональном этапе в 2014 году были вторыми. Для нас это большое достижение. Ведь в соревнованиях выступают ученики из одного класса – четыре мальчика и четыре девочки. Для нас, если у меня в классе 12 человек и из них надо выбрать команду, это не так просто. А когда в других школах классы большие – по 25 человек и больше, а ещё есть параллели – «а», «б», «в», то и составить команду им, как вы понимаете, намного легче. Можно выбрать лучший класс, а из него отобрать самых лучших в команду. У нас, к сожалению, такой возможности нет, обычно в Президентских состязаниях выступает практически весь класс. А это, я считаю, показатель того, что у нас детки физически развиваются хорошо».

Действительно, убедительный аргумент.

– У вас, наверное, есть какой-то семейный секрет, какая-то особенная методика физического воспитания детей? – спрашиваю у Надежды Фёдоровны.

– Да нет, никаких секретов у нас нет. Работаем, я бы сказала, как и все, по обычной школьной программе, – скромно ответила учитель. – У нас, как и всюду, проходят Дни здоровья, такие состязания, как «Папа, мама, я – спортивная семья». Ну, может, наше ноу-хау – так называемые интегрированные спортивно-литературные праздники для детей младшего возраста. Это когда изучается произведение того же Пушкина и одновременно в тему проводятся развлекательные эстафеты, они как бы вплетены в сценарий. Такие праздники готовятся с привлечением старшеклассников. А самое главное в работе учителя, независимо от того, какой он ведёт предмет, – с любовью относиться к детям. Тогда у вас всё получится. В этом, если хотите, и весь секрет.


для комментариев используется HyperComments