Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 февраля 2015, 11:58
 Ирина Селюкова 1800

Генетика – это серьёзно

Покупка скота за рубежом – дело не только дорогое, но и по многим причинам малоэффективное

Генетика – это серьёзно
  • Ирина Селюкова

Российские селяне дождались, их продукция стала востребованной. Нужно наращивать мощности, развивать производство. Сложнее всего это делать в молочном животноводстве. Одна из проблем – нехватка высокопродуктивного племенного скота.

...Да рубль перевоз

Мелкому фермеру найти десяток продуктивных тёлочек сейчас можно. Но что делать холдингам, строящим крупные молочно-товарные фермы? Скот в коровники нужно ставить сразу, а это 800-1000 голов. В России такого «опта» нет, приходится ехать в Европу или даже в Америку. За морем, как известно, телушка полушка, да рубль перевоз. Впрочем, дороговизна – это ещё не всё. За рубежом нашим животноводам продают не лучшее поголовье.

По всем канонам животное осеменяется в 14-15 месяцев от роду. В 23-24 месяца оно должно принести телёнка. Россиянам за рубежом таких животных не продают, предлагают 30-месячных. А что это значит? Значит, животное с первого-второго раза не смогли искусственно осеменить, а ведь именно искусственное осеменение позволяет контролировать генетику будущего поколения. Вот такие второсортные животные и приезжают к нам.

Породистых быков за границей тоже не купить – западные производители не хотят, чтобы российские коллеги стали их конкурентами по продаже спермопродукции. Нашим животноводам не продают даже новорождённых телят, потому что среди них вполне могут оказаться те, которые в будущем могут стать маточным стадом и будут давать лучшее потомство.

Вот такая позиция Запада, и пока Россия не возродит селекционно-генетическую науку, наши животноводы будут вынуждены покупать скот за границей. К слову, там на аукционе животное с высоким потенциалом стоит всего лишь 1700 долларов, а нам продают дороже 3000 долларов фактически полубрак.

В СССР были большие достижения в молочном животноводстве. Да, высокопродуктивных коров, дающих по 12 тысяч кг молока, тогда не имели, именно мы были родоначальниками метода искусственного осеменения, технологии беспривязного содержания животных, наши инженеры первыми создали и внедрили доильные залы «карусель» – сегодня западные производители продают это России как собственное ноу-хау.

Кстати, технологии и оборудование, которое предлагают нашим животноводам зарубежные фирмы, - это вчерашний день, то, что у них уже не пользуется спросом. Причём продавали бы по сниженным ценам, так нет, просят как за передовые образцы. Назрела необходимость возрождать отечественную селекционно-генетическую работу. Отдельное юридическое лицо эту проблему не решит, отдельный регион тоже, её можно решить только в масштабах страны. Иначе мы всегда будем отставать на три-четыре «корпуса». Надежда только на российскую науку.

В перспективе

К 2020 году Белгородская область планирует производить 180 тысяч тонн молока только за счёт строительства новых комплексов. Снова кланяться западным производителям? На этот вопрос ответил заместитель начальника департамента АПК Белгородской области – начальник управления прогрессивных технологий в животноводстве Денис Коробов.

«Селекционной науки как таковой сегодня у нас практически нет. Но есть научно обоснованные планы и разработки в области селекции – план селекционной работы на 5 лет. Племенной статус хозяйства области начали получать ещё в 2007-2008 годах. Сегодня из 60 тысяч коров регионального стада примерно 40 процентов – племенных. Привозные не все. С 2005 года завезли порядка 27 тысяч голов нетелей импортной селекции, часть уже выбраковали. Часть осталась, и в настоящее время у нас есть серьёзная база для дальнейшего наращивания потенциала, – говорит Денис Коробов. – Животные уже акклиматизировались, дали третье-четвёртое поколение. Поголовье привыкло к нашей воде, кормам. Сейчас у нас в молочном животноводстве неплохие результаты, в 2014 году мы надоили больше 6 тысяч килограммов молока от коровы. Такие показатели только во Владимирской и Московской областях ЦФО».

Предприятие, претендующее на статус селекционно-генетического центра КРС, должно иметь не менее пяти молочных и четырёх мясных пород скота. А численность быков-производителей должна составлять не менее 10 по молочному направлению и не менее трёх – по мясным породам.

«Производство молока – это сложный бизнес. В селекции, например, вложенные средства окупятся только через 10-15 лет. Процесс значительно более длительный и затратный, чем, например, в птицеводстве и свиноводстве. Два с половиной года коровы растут, их по множеству параметров – продуктивности, экстерьеру, конституции и т.д. – надо сравнивать с другими, полученными от тех же быков – это сложная и кропотливая каждодневная работа. Путь к интенсификации – использование разделённого по полу семени и трансплантация эмбрионов. У нас эти технологии остаются в научных лабораториях, а Америка и Европа внедряют их ещё с начала прошлого века в полевых условиях. Для нас – это пока будущее, но ковать его мы должны уже сегодня», – уверен начальник управления.

В качестве образцового хозяйства, заботящегося о продуктивности дойного стада, Денис Коробов назвал колхоз имени В.Я.Горина. Селекцией там занимаются около 30 лет. Начинали с симменталов, стадо было небольшое – 300-500 голов. За это время вывели собственный породный тип – Бессоновский.

По плану

Департамент АПК совместно с племенным объединением и региональным информационно-селекционным центром разработали селекционно-племенной план, по которому животноводы области работают уже пять лет. Но наши бизнесмены с предубеждением относятся к местному семени, цена которого 80-120 рублей за одну дозу, предпочитают приобретать импортное – за 300 рублей. Говорят: я заплачу больше, но у меня будет эффект и показатели как в рекламном буклете иностранных компаний.

«Чтобы эффект был и у нас, – рассуждает Денис Коробов, – необходимо налаживать эту работу на государственном уровне. Сейчас на уровне Минсельхоза принято решение создавать в России селекционно-генетические центры. Наша область – одна из семи пилотных регионов. У нас есть опыт успешной селекционной работы в свиноводстве, недавно племенное предприятие группы компаний «Агро-Белогорье» рассматривали на соответствие статусу СГЦ в свиноводстве. По мнению комиссии, предприятие соответствует всем требованиям Минсельхоза России. В ОАО «Белгородское» по племенной работе», входящее в группу компаний «Зелёная долина», селекционно-племенная работа ведётся с начала 80-х годов прошлого века. Есть материально-техническая база, опытные специалисты, необходимо подключать науку и вкладывать средства в дальнейшее развитие нашей селекции».

Те же проблемы в птицеводстве и свиноводстве: в 2004-2005 годы, когда эти отрасли только начинали развиваться в нашей области, собственных технологий не было, пришлось осваивать импортные. А покупаешь технологию – бери и породы для выращивания, откорма и т.д. Но сейчас, по словам Дениса Коробова, объёмы импортных закупок животных в свиноводстве снижаются, белгородские производители покупают в основном семя. Это гораздо дешевле, чем завозить, скажем, хрячков для дальнейшего их выращивания и использования.

Если не создать селекционно-генетический центр на территории области, считает руководитель профильного управления, то через 5-6 лет в свиноводстве могут возникнуть серьёзные проблемы. В птицеводстве всё ещё сложнее. Не всё гладко и с обеспечением отрасли ветеринарными препаратами, которые сейчас тоже почти все завозятся из-за рубежа. Но уже сегодня в регионе создаются собственные мощности по их производству.

Несмотря на множество проблем, существующих в селекционно-племенной работе, уверен Денис Коробов, все они известны и решаемы. Минсельхоз сегодня уделяет этому вопросу значительное внимание и готов финансировать возрождение отрасли. Потенциал у белгородцев есть, надо как можно быстрее начинать совместно действовать.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×