Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 ноября 2014, 10:16
 Михаил Миленов 2227

Фундамент уверенности в себе

  • Михаил Миленов

В Белгородском строительном колледже независимые эксперты оценили уровень квалификации каменщиков.

Всё – только по правилам

По давнишнему своему принципу пришёл на мероприятие заранее – ровно за час до официального старта испытаний. В учебных мастерских строительного колледжа на одной из площадок уже вовсю кипела работа. Готовилось всё необходимое для успешного проведения экзамена.

Это ведь только непосвящённому может показаться, будто работа каменщика по возведению стенки в полтора кирпича – дело простое и незатейливое: бросил на основание раствор, пристукнул кирпич сверху, да и все дела.

Молодые люди энергично помешивали учебный кладочный раствор в большущих металлических бадьях. Кирпичи уже были сложены аккуратными стопками по 107 штук в каждой.

Как потом выяснилось, каждый из участников испытаний должен уложить эти 107 кирпичей в стенку за 180 минут. Уложить, соблюдая все установленные нормы: толщина горизонтального шва 12 миллиметров, вертикального – 10 миллиметров.

Подошёл к одному из действовавших совковой лопатой пареньку.

– Для себя готовишь раствор? - спросил его.

– Нет, – ответил он, не оборачиваясь. И замолчал, будто сохраняя какую-то большущую тайну.

Из подсобного помещения вынесли необходимый каменщику рабочий инструмент – кельмы (часто мы ошибочно называем кельму мастерком), молотки-кирочки, расшивки, ковши-лопатки. Кроме того, правило с уровнем, отвес, рулетку. Принесли ещё и оцинкованные вёдра – 13 штук, по числу экзаменуемых.

Всё вроде готово, но нет: осталось подмести территорию. Чтоб, как предписано правилами, у каменщика под ногами не было никакого мусора. Девчата – учащиеся колледжа – с этой задачей успешно справились. Пол даже протёрли влажными тряпками. 

Выпускники прошли независимую оценку квалификации.
Выпускники прошли независимую оценку квалификации.
Фото Михаила Миленова

Лекция установочная

Тем временем в кабинете директора колледжа шло установочное совещание с членами квалификационной комиссии. Их знакомили с заданием экзамена, рассказывали о порядке его проведения.

Пора, кажется, пояснить, к чему же здесь, в учебных мастерских строительного колледжа (бывшего ПТУ № 5), так тщательно готовились и как всё это называется.

Понятие дуальное обучение не следует воспринимать как некую невидаль. Лично я, к примеру, получив в своё время два высших гуманитарных образования, очень сильно сожалею, что не имею за спиной никакой рабочей специальности. Такой как электросварщик, электрик или тот же каменщик, штукатур, маляр… Такие навыки, конечно же, совсем не лишними были бы даже и в повседневной жизни – хоть при ремонте квартиры, хоть при строительстве собственного загородного дома.

А в условиях глобализации экономики, усиления конкуренции, выхода предприятий на международные рынки возникает потребность не просто в квалифицированных рабочих, а в рабочих с высоким интеллектуальным потенциалом, творческими наклонностями и креативным мышлением, с высокой ответственностью и самодисциплиной. Кто бы с этим спорил!

Одним из перспективных направлений и одновременно стратегически важной технологией организации учебного процесса и является дуальная система обучения. Смысл её заключается в параллельном обучении в вузе, колледже и на предприятии.

Это и понятно: прошедшие такую школу молодые люди быстро приспосабливаются к рабочему ритму производства, тратя минимальное количество времени для адаптации, что положительно сказывается на имидже и предприятия, и учебного заведения.

Таким образом, дуальное обучение означает, что образовательная организация обеспечивает студентов теоретическими знаниями, достаточной профессиональной ориентацией и последующим трудоустройством. Обучающиеся по дуальной системе рано приобретают хорошие знания и устойчивые профессиональные приёмы и навыки работы, самостоятельность и безболезненную адаптацию к взрослой жизни, у них появляется уверенность в завтрашнем дне. В конце концов строится фундамент уверенности в себе.

Профессиональная компетентность должна соответствовать, с одной стороны, требованиям квалификационной характеристики, а с другой стороны, корпоративным требованиям предприятия. Перед колледжем и так называемым якорным работодателем ставится одна общая задача – уровень профессиональной компетенции и подготовки молодых рабочих и специалистов не должен уступать уровню работников данного предприятия, кроме того, профессиональная ориентация должна быть направлена на особенности строительного производства.

Особенностью дуальной системы в Белгородском строительном колледже является то, что теоретический цикл и формирование первичных навыков по профессии происходит в колледже, а формирование сложных и комплексных навыков – на конкретном производстве, или, точнее, на конкретном рабочем месте производственной строительной площадки.

Именно поэтому независимая квалификационная комиссия сформирована при активном участии некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация «Строители Белгородской области». В её состав вошли специалисты-эксперты ведущих строительных предприятий области. По итогам независимой оценки квалификаций выпускники получат квалификационное свидетельство Белгородской области – ценное «дополнение» к диплому о среднем профессиональном образовании строительного колледжа. По глубокому убеждению профессиональных строителей, выпускники вузов, освоившие рабочие профессии и сдавшие квалификационные экзамены специалистам предприятий, наиболее конкурентоспособны на региональном рынке труда.

Есть над чем работать

Как рассказала начальник отдела оценки и сертификации квалификаций Регионального агентства развития квалификаций Оксана Козлова, трудовые навыки на площадке демонстрировали студенты выпускных курсов Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова.

Выпускники по всем профессиям и специальностям в этом году прошли независимую оценку квалификаций. Результаты разные: по одним профессиям лучше, по другим – хуже. На отделении подготовки квалифицированных рабочих прошли независимую оценку по следующим профессиям: электросварщик (было заявлено 13 человек, прошли процедуру – 13 человек, сдали на 3-й разряд 7 человек, 4-й разряд – 2 человека, разряд не определён – 4 человека), парикмахер (заявлено 19 человек, оценили – 14 человек, сдали на 3-й разряд 7 человек, 4-й разряд – 7 человек). Каменщик (заявлено 17 человек, квалифицировали – 16 человек, сдали на 3-й разряд 12 человек, 
4-й разряд – 4 человека, разряд не определён – 4 человека), столяр строительный (заявлено 14 человек, прошли процедуру – 12 человек, сдали на 3-й разряд 11 человек), штукатур (участвовали 25 человек, прошли процедуру –21 человек, сдали на 3-й разряд 19 человек, 4-й разряд – 2 человека).

На отделении подготовки специалистов среднего звена провели независимую оценку квалификации 147 человек, сдали на 3-й и 4-й разряды 118 испытуемых.

Поскольку эта процедура проводилась в первый раз и по некоторым профессиям результаты не очень хорошие, следовательно, есть над чем работать.

Только по номерам!

Тщетно пытался выяснить, кто же зашифрован условными номерами – от первого до тринадцатого. Эти данные Оксана Владимировна предоставить категорически отказалась, сославшись на этические нормы и на нормы закона о персональных данных. Так что, переходя от одного учебно-рабочего места участников состязаний к другому, могли видеть только бейджики с порядковыми номерами.

За каждым номером виден был молодой человек. Все – рослые, крепкие парни, готовые, кажется, горы свернуть, не то что построить какую-то там стенку толщиной в полтора кирпича…

Член квалификационной комиссии Александр Берестовой – профессиональный каменщик, представитель одного из так называемых якорных строительных предприятий Белгорода.

Неспешно беседуем с ним, разглядывая первые ряды уложенных в будущие стенки кирпичей.

– Александр Васильевич, какие первые впечатления? – спрашиваю.

– Знаете, – отвечает, – впечатления сложные. Но самое хорошее впечатление производит работа участника под номером 11. Красивая кладка, аккуратная и правильная.

В добрый путь!

Протокол квалификационной комиссии по независимой оценке квалификаций от 30 октября т.г. свидетельствует о том, что все 13 участников испытаний рабочий экзамен выдержали успешно. Максимальное количество баллов – 73 – набрал участник Дмитрий Анкушин. Он выполнил работу не только правильно, но и красиво. Минимальное количество – 68 баллов, что тоже, по мнению независимых экспертов, очень неплохой результат. Все участники подтвердили своё право на получение третьего квалификационного разряда профессионального каменщика.

В добрый путь, ребята!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×