• 63,39 ↓
  • 68,25 ↓
  • 2,46 ↑
12 ноября 2014 г. 15:15:31
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Фестиваль современной музыки в Белгороде открыли симфоническим оркестром
Фото Владимира Юрченко

11 ноября в Белгородской государственной филармонии стартовал юбилейный, пятый фестиваль современной музыки. Масштабное событие ждали три года.

Начало четырёхдневного марафона – погружения в мир музыки современных композиторов ознаменовалось концертом симфонического оркестра (главный дирижёр – заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин) «Музыка мысли, силы и любви». Публике представили сочинения признанных мастеров Альфреда Шнитке и Гии Канчели и молодого питерского композитора Антона Танонова, ставшего почётным гостем фестиваля.

Первое отделение концерта-открытия посвятили Танонову. Начали с «Фьюжн-концерта» для солирующего альта и камерного оркестра, арфы, ксилофона, перкуссии, ударных инструментов и органа. В сочинении, написанном всего два года назад и посвящённом юбилею Санкт-Петербургской консерватории, композитор умело сочетает, а где-то и противопоставляет сарказм и иронию, юмор и остроту: не зря ведь поводом к созданию послужили скетчи Семёна Альтова.

Солировал в «Фьюжн-концерте» музыкант-виртуоз из Санкт-Петербурга Алексей Людевиг. Позже он признался: играть попеременно на двух инструментах – электроальте и альте классическом (этим и отличается новая версия сочинения) – ему было непривычно.

«Инструменты совершенно разные, ощущения разные тоже. Это как будто на разные машины пересаживаться и так же приспосабливаться. Но в этом сезоне я буду ещё один раз как минимум так играть. Идея добавления электроальта моя была: автор предложил подзвучку, на что я сказал: «А попробуем по-другому», – прокомментировал Людевиг.

Затем ценители прекрасного услышали таноновскую «Юллу» для струнного оркестра.
«Почему именно «Юлла»? Когда я подписывал партитуру, ошибся и написал слово «юла» с двумя «л». Так как основной принцип этого произведения – вращение, я решил два «л» оставить. Пусть будет двойное вращение», – ответил на вопрос о необычном названии композитор на своём сайте.


Первыми исполнителями «Юллы», написанной в 2010 году, стали музыканты камерного оркестра Петербургской консерватории под управлением дирижёра Алима Шахмаметьева. После премьеры «Юлла» была посвящена её первому исполнителю.

Фантазия для сопрано и оркестра «Разлучница зима» Антона Танонова как будто противопоставляет в себе два мира – мир героини и мир холодной королевы, зимы-разлучницы. Партию сопрано исполнила белгородка Галина Зольникова. За неё в 2009 году композитор удостоился третьей премии на международном конкурсе композиторов «2 августа» в Болонье.

Второе отделение концерта посвятили сочинениям маститых композиторов – «Гоголь-сюите» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Альфреда Шнитке и «Маленькой Данелиаде» Гии Канчели. Последняя нетривиально завершила вечер. «Маленькая Данелиада» для струнного оркестра, ударных и фортепиано – посвящение Георгию Данелии. Оригинальность её в том, что по музыке оркестранты во время исполнения несколько раз пропевают слово «ку». Шутливая, но бесконечно философская пьеса написана Канчели в 2007 году по просьбе знаменитого скрипача Гидона Кремера по мотивам музыки «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали».

Второй день фестиваля, который проводится при поддержке Министерства культуры РФ, посвятят взаимоотношениям современных композиторов и оркестра русских народных инструментов: концерт с таким названием состоится сегодня в Белгородской государственной филармонии.

Оксана Придворева


для комментариев используется HyperComments