Сарафанное радио в действии
Улица Раздобаркина. Час пик позади: начало десятого утра. Рядом с остановкой кучкуются сотрудники муниципальной стражи. Завидев подъезжающую машину телевизионщиков, от остановки рванул ПАЗ с номером несуществующего маршрута 107т. Всё ясно: сейчас заработает сарафанное радио и нелегалы до конечной не поедут. И точно – безрезультатно мёрзнем с коллегами-журналистами полчаса, ощетинившись блокнотами и камерами. Мимо проезжают две новые и большие, а главное – законные тридцативосьмёрки. И больше ни одного автобуса с фантомным номером. Хотя в обычное время маршруток здесь гораздо больше, а интервал движения автобусов составляет всего несколько минут.
Меняем дислокацию – переезжаем на улицу Молодёжную. На остановке уже загружается старенький «Мерседес» 107т, которого, если верить табличке с расписанием, висящей на остановочном павильоне, здесь быть не должно: прописаны графики движения транспорта 37-го и 38-го маршрутов.
В салоне автобуса малолюдно. Пол не просто затоптанный – под ногами валяется мусор: пустой пластиковый стакан, обёртки от конфет, какие-то бумажные обрывки. Обивка сидений уже не поймёшь какого цвета, до того затёрта. Кое-где она и вовсе разорвана и из дыр выглядывает древний поролон. Грязно, холодно, неуютно.
Пассажиры, удивлённые наплывом прессы, интересуются причиной задержки отправления автобуса. Заместитель начальника отдела транспорта и развития транспортной сети департамента городского хозяйства администрации Белгорода Давид Мозаидзе, принимающий участие в рейде, поясняет: автобус принадлежит индивидуальному предпринимателю, в отношении которого имеется исполнительный лист Белгородского районного суда. В документе говорится о запрете для данного ИП осуществлять пассажирские перевозки на территории Белгорода и Белгородского района по маршрутам регулярных перевозок и маршрутам, не включённым в реестр маршрутов регулярных перевозок.
Пассажиры тянутся к выходу, рассудив, что быстрее будет уехать на 38-м, который как раз подъехал к остановке. Водитель опустевшего автобуса тоже спокоен: он кому-то звонит – видимо, тому самому индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит транспортное средство.
Упор на безопасность
Выйдя из автобуса, Давид Мозаидзе кивает вслед ПАЗу с номером 107т, который двигается по противоположной стороне улицы: этот автобус тоже неправильно экипирован – нет заднего указателя маршрута.
«Такие рейды проводятся регулярно. Их цель – упорядочить движение пассажирского транспорта в городе и тем самым повысить качество обслуживания населения. Проверяем правильность внутренней и внешней экипировки автобусов и другие показатели, влияющие на безопасность пассажирских перевозок», – подытоживает он.
По словам Мозаидзе, сейчас по городу ездит около 30 нелегальных автобусов, из них 21 – по несуществующему 107-му маршруту, остальные – по легальному 102-му. Их-то в ходе рейдов и проверяют представители транспортного отдела горадминистрации, управления государственного автодорожного надзора по Белгородской области и муниципальной стражи. Останавливают не просто так, а вооружившись исполнительными листами. Автобусы поджидают на конечных остановках маршрутов. Сегодня, например, их проверяли в четырёх точках: на Раздобаркина, «Стадионе», «Спутнике» и «Энергомаш». Рейды, по словам Давида Мозаидзе, будут продолжаться.
Как отмечают в мэрии, транспортное обслуживание населения Белгородской агломерации осуществляется на основании договоров, заключённых между горадминистрацией и перевозчиками, выигравшими открытый конкурс. Их три: МУП «Городской пассажирский транспорт», ООО «Белкомтранс» и ООО «Автомиг». Остальные перевозчики не принимали участие в конкурсе, тем не менее некоторые из них, оказавшись на нелегальном положении, продолжают выпускать свой транспорт на маршруты. Маршрутчики-нелегалы напирают на наличие у них лицензий на осуществление пассажирских перевозок, городская администрация настаивает на том, что лицензии сами по себе не дают право перевозить пассажиров по регулярным маршрутам.