• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
22 сентября 2015 г. 11:25:12

С 1 октября этого года белгородские автовладельцы смогут покупать полисы через Интернет у любых компаний-страховщиков

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Электронные полисы ОСАГО не заканчиваются никогда
Электронные полисы ОСАГО скоро потеснят бумажные. Фото Наталии Козловой

Вот уже несколько месяцев в России можно оформлять электронные полисы обязательного страхования автогражданской ответственности. Сделать это предлагают 22 страховщика, в совокупности охватывающие 72 % страхового рынка. Правда, пока через Интернет можно лишь продлевать полисы, но уже в октябре это ограничение снимут: автовладелец сможет приобрести новую страховку.

Жители Белгородской  области уже активно пользуются новым сервисом, оказавшись в числе первых, кто сумел оценить преимущества современных технологий. Электронные полисы – лишь часть масштабной реформы системы ОСАГО, которая проводится в настоящее время Банком России. О практических аспектах и нюансах этой работы «Белгородским известиям» рассказал управляющий отделением по Белгородской области Главного управления Банка России по ЦФО Андрей Беленко.

– Андрей Николаевич, оцените, пожалуйста, как на ситуацию на страховом рынке повлияло изменение тарифов по ОСАГО весной этого года?

– Действительно, несколько месяцев назад страховые тарифы по ОСАГО были изменены. Связано это прежде всего с тем, что с 1 апреля 2015 года размер страховой выплаты за вред, причинённый жизни и здоровью потерпевших, со 160 тыс. рублей увеличился до 500 тыс. Кроме того, расширен список выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего. Если раньше максимальную сумму выплачивали только в случае потери кормильца, то теперь на выплату могут рассчитывать супруг, родители и дети, а также лица, у которых погибший был на иждивении.

Ещё одно позитивное изменение – увеличение страховых выплат за причинение вреда имуществу до 400 тыс. рублей (с осени 2014 года). Расширились возможности и по урегулированию убытка без вызова сотрудников ГИБДД.

– Так называемый европротокол?

– Совершенно верно. На территории Белгородской области оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции возможно, если ущерб в результате ДТП не превышает 50 тыс. рублей. Правда, при этом должны выполняться несколько условий: отсутствие пострадавших в ДТП,  наличие у каждого водителя полиса ОСАГО и отсутствие разногласий между обоими участниками об обстоятельствах аварии.

Важно помнить ещё об одном принципиальном моменте: полис ОСАГО даёт возможность клиенту выбрать способ компенсации ущерба: денежная выплата или ремонт авто. Второй вариант возможен при наличии у страховой компании договора со станциями техобслуживания. Поэтому при покупке полиса не лишним будет уточнить у страховщика, с какими автосервисными компаниями у него заключён договор.

Таким образом, у недобросовестных страховщиков будет меньше возможностей для искусственного занижения выплат. Да и сами выплаты по каждому повреждённому элементу теперь строго регламентированы – это ещё один путь для наведения порядка на рынке ОСАГО. Ведь раньше некоторые страховщики в стремлении уменьшить выплаты завышали оценку износа деталей, узлов и агрегатов автомобиля. В ряде вопиющих случаев она достигала 90 %. Теперь же размер максимального износа для расчёта выплат по ОСАГО ограничен 50 %.

– Как быть гражданину, если страховая организация нарушает закон, например уклоняется от заключения договора ОСАГО без оплаты дополнительных услуг либо ссылается на отсутствие бланков полисов?

– Согласно действующему законодательству, навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО недопустимо. Кроме того, до заключения договора страхования страховщик должен проинформировать клиента о его правах, в том числе о скидке за безаварийную езду. Договор ОСАГО является публичным и должен быть заключён со всеми обратившимися гражданами. Отказ от заключения договора страховыми компаниями в одностороннем порядке незаконен, за это предусмотрена административная ответственность. И штрафы очень серьёзные! Если в страховой компании вам отказывают в заключении договора ОСАГО в день обращения, то рекомендуется фиксировать правонарушение всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей и направлять эти сведения в Банк России.

– Куда и как можно подать жалобу на действия страховщика?

– Есть несколько способов направления жалобы на действия страховщика, нарушающего закон. Во-первых, это служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России. Обращение можно направить по адресу 302001, г. Орёл, ул. Гостинная, д. 6 или заполнив электронную форму на официальном сайте Банка России. Подробности можно уточнить по телефону контактного центра 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков по России).

Кроме того, на сайте Банка России в разделе «Информация об ОСАГО» приводятся последние изменения в законодательстве, разъясняются основные моменты его применения, даются ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по ОСАГО. Дополнительную информацию также можно получить в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

– А что делать клиентам страховых компаний, у которых отозвана лицензия?

– Страховщик не вправе продавать полисы ОСАГО, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена. Если у вашей страховой компании отозвана лицензия, вы вправе получить страховую выплату в страховой компании виновника ДТП. Если же и у страховой компании виновника ДТП отозвана лицензия, вы вправе получить компенсационную выплату по ОСАГО в РСА.

– Андрей Николаевич, как складывается ситуация на страховом рынке Белгородской области?

– Сразу скажу, что ситуацию на страховом рынке в области нельзя назвать острой, но проблемы действительно есть. Об этом свидетельствует количество жалоб и обращений со стороны граждан. Только за семь месяцев 2015 года в отделение по Белгородской области поступило 75 жалоб на действия страховых компаний при оформлении полисов ОСАГО. Все обращения рассмотрены, и приняты меры. Но надо понимать, что не все, кто столкнулся с навязыванием дополнительных услуг, обращаются с жалобами к регулятору (хотя надо бы), так что проблема есть. И мы продолжаем работать над искоренением недобросовестных практик в работе страховщиков.

– Насколько, на ваш взгляд, эффективной мерой является внедрение электронного полиса? Возникнут ли из-за нововведения проблемы у страхователей?

– Электронный полис решит многие проблемы. Уверен, что к нововведению люди привыкнут очень скоро. Достаточно вспомнить, как быстро завоевали популярность электронные билеты на самолёт или поезд. Точно так же электронный полис ОСАГО распечатывается на любом принтере, эта распечатка является таким же документом, как и привычный нам полис на бланке с печатью. Важно, что сотрудники ГИБДД уже подключились к специальной электронной базе данных и могут проверить действительность полиса очень быстро.

Правда, здесь есть тонкость, о которой следует знать. До 1 октября 2015 года через Интернет можно только продлить действующий договор ОСАГО, причём у того же страховщика. А вот с 1 октября уже можно будет и продлевать, и покупать полисы без этого ограничения. Здесь есть и ещё один плюс: теперь никто из страховщиков не сможет сказать, что у него закончились бланки – а такой ответ часто слышали автолюбители весной этого года. Уйдут в прошлое и искусственно созданные многочасовые очереди.

Электронное ОСАГО поможет автолюбителям самостоятельно провести расчёт предложений различных страховых компаний и выбрать для себя наиболее подходящее. При этом, конечно, вы по-прежнему сможете покупать полисы ОСАГО в офисе страховой компании или у её агента.

И последнее. Для повышения финансовой грамотности населения Банк России подготовил специальную брошюру «ОСАГО+». Она содержит ответы на главные вопросы, возникающие у тех, кто уже приобрёл или собирается приобрести полис ОСАГО. Ознакомиться с ней можно на сайте Банка России, в офисах страховых компаний.


для комментариев используется HyperComments