• 57,27 ↓
  • 67,36 ↓
  • 2,17 ↑
3 апреля 2017 г. 10:17:01

Корреспонденты «Белгородских известий» о том, как визуальная экология городской среды влияет на здоровье и психологическое состояние

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Экологическая неотложка. Почему наши города должны радовать глаз
Фото Вадима Заблоцкого

Вы когда-нибудь задумывались, почему современное городское строительство, особенно в исторической части городов, вызывает большой общественный резонанс? Оказывается, у нас есть острая физиологическая потребность видеть мир красивым и гармоничным.

Закладывалась она веками, пока человек жил в окружении природных пейзажей. А зеркальные поверхности, прямые углы и кислотные цвета современных зданий для нашего восприятия противоестественны и даже вредны.

Зацепиться не за что

Воздействие внешнего вида зданий на наше самочувствие изучает визуальная экология архитектурной среды, или видеоэкология. Наши глаза постоянно сканируют пространство, фиксируя отдельные элементы, и передают полученную информацию в мозг. Если глазу работать некомфортно, физиологический механизм зрения нарушается. А некомфортно бывает, если присутствуют «неправильные» городские картинки гомогенной и агрессивной среды.

«Гомогенная среда – это когда глазу не за что зацепиться. Её создают стены из бетона и стекла, заборы, перегородки, асфальтовое серое покрытие, торцы зданий. И мы вынуждены постоянно всматриваться в окружающее пространство, выискивая детали, которые глаз может зафиксировать. Но на таких поверхностях их нет, и мозг получает минимум информации. Как следствие – растёт нагрузка на органы зрения и нервную систему», – рассказала кандидат психологических наук Татьяна Михайлова.

Фото Владимира Юрченко

Ещё хуже для здоровья агрессивная среда: стены многоэтажных домов с огромным количеством окон, фасады, облицованные однотипными панелями, сплошная кирпичная кладка или плитка.

«Здесь аппарат глаз просто не работает, а возбуждающий эффект усиливается. Есть мнение, что число психических заболеваний и правонарушений растёт в спальных районах мегаполисов, где люди подолгу созерцают тысячи одинаковых окон», – пояснила Татьяна Владимировна.

Эти наблюдения заставляют медиков всё активнее включаться в градостроительные процессы, а архитекторов – экспериментировать с экоформами сооружений.

Стиль – вольный

К сожалению, коммерческий подход в современном строительстве (когда надо возвести много и с наименьшими затратами), вечный жилищный вопрос, быстрый рост городов и определённые традиции стройиндустрии сдерживают появление благоприятных для зрения зданий.

Кроме того, если раньше вид городов складывался под влиянием определённых архитектурных стилей, то сегодня здесь полная свобода действий.

Фото Вадима Заблоцкого

«Эпоха «больших стилей» закончилась уже очень давно. Разумеется, ни о каком стилевом единстве архитектуры второй половины ХХ и начала XXI века говорить не приходится. Сейчас архитекторы не ограничены в выборе предпочтений и средств выразительности, могут обращаться к постмодернизму, хай-теку, деконструктивизму и так далее. И тут нет разницы, идёт речь о жилых домах или общественных зданиях», – уточнила кандидат искусствоведения, член Союза художников России Наталья Гончаренко.

Практика показывает, что белгородские архитекторы чаще всего выбирают лаконичные (и совершенно неполезные для восприятия) деконструктивизм или хай-тек. А нашим глазам остаётся лишь ностальгировать по «вкусным» деталям архитектуры классицизма, не говоря уже о шикарном барокко.

Гоген на стене

По счастью, в Белгороде нашли способ справиться с визуальной агрессией некоторых зданий советского периода, построенных «без излишеств». Им придали зрительно удобоваримый вид с помощью настенной росписи. Напомним: несколько лет назад живые и приятные картины на стенах домов в духе стрит-арта в Белгороде создали художники Дария и Анастасия Лисич, Владимир Евенко и Ирина Казарина – дизайнеры студии М207.

В других населённых пунктах области повторения этого опыта мы не нашли. Единственное украшение провинциальных домов – советская мозаичная плитка, символизирующая идеи коммунизма. Её, правда, сегодня активно закрывают всевозможными навесными фасадами, утепляя здания. Получаются всё те же квадратики и полоски агрессивной среды.

«Дюймовочка». Анастасия и Дария Лисич.
«Дюймовочка». Анастасия и Дария Лисич.
Фото Владимира Юрченко

Бордо в интерьере

Негативное воздействие от визуального дискомфорта (правда, в небольшой степени) сглаживает и правильный цвет строений. Серость из городов постепенно уходит, но появляется другая крайность.

«Всё чаще в погоне за оригинальностью появляются слишком яркие или слишком мрачные здания, рядом с которыми сложно чувствовать себя хорошо», – уверен заслуженный архитектор России Владимир Вишневский.

По его словам, концепция активной застройки областного центра в 1970-е годы воплощала идею Белого города, где названный цвет должен был преобладать. Но, как показывает практика, белых строений строят всё меньше.

Сегодня как раз тот момент, когда впервые за много лет пересматривают цветовую гамму во всех населённых пунктах области: по программе капремонтов стали перекрашивать фасады жилых домов. Появилась даже негласная мода на «боевую» раскраску стен, когда сочетается сразу несколько ярких цветов.

Мы провели по этому поводу небольшой опрос жителей Губкина и Белгорода. Оказалось, некоторые из них не приемлют излишнюю весёлость своих домов и ратуют за естественный колер. Другие искренне рады преображению.

Фото Вадима Заблоцкого

«Думаю, что яркие фасады – это хорошо, классно и полезно! В мою жизнь это точно вносит позитив, поскольку напротив моих окон как раз такой перекрашенный дом», – отметила жительница Губкина Мария Манакова.

Мнение же учёных по этому поводу однозначно: чем естественнее и нежнее цвет, тем безвреднее для психики. Исключения составляют бледно-голубой и серый.

Повезло

Ещё считается, что визуальные городские проколы спасёт озеленение: чем больше зелёных включений среди многоэтажек, тем слабее нагрузка на нервы.

«Белгороду в этом смысле повезло. По мере его проектирования и активной застройки архитекторы старались сохранить естественные балки, лесочки. И наши гости, которых мы ежегодно принимаем сотнями, отмечают, что в центре Европы есть такой уютный город, который радует глаз природными ландшафтами», – рассказал профессор кафедры биологии НИУ «БелГУ», доктор биологических наук Александр Присный.

К слову, сохранение лесов при быстром современном расширении городов (в том числе развитии ИЖС) учёный считает важной экологической задачей. А вот к искусственному озеленению советует подходить продуманно:

«Прежде чем сажать деревья в городах, необходимо проводить мониторинг здоровья населения, выявлять чувствительность жителей к тем или иным аллергенам. Чтобы не повторялась история с тополями, которые пришлось массово вырубать из‑за негативного влияния на здоровье людей».

Фото Владимира Юрченко

Вспоминая Гауди

В последние годы в Белгородской области вплотную занялись благоустройством, озеленением, созданием благоприятной среды. Всё это, безусловно, принесло свои плоды. Но понятно, что сотни посаженных деревьев не сделают совершенными уже построенные нелепые здания. А самые шикарные клумбы не скроют заброшенные долгострои, разрушающиеся старинные дома и кричащие неоновыми цветами высотки. Всё это необходимо учитывать в будущем, если мы заботимся не только о красоте, но и о здоровье, проблемы с которым у горожан всё острее.

«Важно, чтобы архитекторы и планировщики создавали городское пространство таким образом, чтобы им самим было приятно и комфортно в нём находиться. Это не должно быть механическим распределением объектов благоустройства или эффектным видом с воздуха», – уверена член Общественной палаты области Наталья Гончаренко.

Остаётся только присоединиться к этим словам и пожелать, чтобы у нас появились свои Гауди, которые по примеру великого архитектора будут заимствовать формы и цвета у природы. Только тогда можно будет говорить о настоящей экологической безопасности и жизнесбережении.


для комментариев используется HyperComments