Без нарушений
8:40. В пункте проведения ЕГЭ 0102 – гимназии № 3 г. Белгорода – всё давно готово к проведению экзамена. С минуты на минуту здесь появятся одиннадцатиклассники. Второй обязательный предмет, математику, в стенах гимназии предстоит сдавать 232 выпускникам – учащимся 22-й гимназии, 40-й школы и белгородского инженерного юношеского лицея-интерната. Организаторы не переживают. Новшество этого года – проверку металлодетектором – в первых рядах апробировали. Да и, по словам руководителя пункта проведения ЕГЭ Елены Бондаренко, экзамены в гимназии всегда проходят спокойно: нарушений нет, явка стопроцентная. Уверены, вряд ли найдутся смельчаки, решившие потерять год за нарушение. В особенности после информации об аннулировании нескольких работ на ЕГЭ по русскому языку. Некогда кажущаяся простым запугиванием мера стала действенна. Оттого умелые мастера списывания побаиваются.
В числе первых в пункт проведения ЕГЭ приходит и общественный наблюдатель. Наталья Проскурнина в прошлом году следила за проведением ГИА, в этом не отказалась от участия в ЕГЭ. Говорит, полезный опыт для неё. Сын учится в 10-м классе. Скоро и ему предстоит проверить свои знания. Оттого любящая мать сама решила ознакомиться с процедурой проведения экзамена. Хочет понять, через что предстоит пройти её сыну.
«Не знаю, как в других пунктах, но в 3-й гимназии всё организовано идеально. И организаторы стараются всё разъяснить, и дети не подводят. Без единых нарушений прошли экзамены, на которых я присутствовала в роли общественного наблюдателя», – рассказывает Наталья Проскурнина.
Главное – не волноваться
9:00. В пункт проведения ЕГЭ прибывают первые одиннадцатиклассники. Не нужно быть психологом, чтобы понять: большинство ребят сильно волнуются. Может, оттого в рядах собравшихся без особых церемоний раздаётся с ноткой раздражения: «Сколько можно? Может, хватит уже нагнетать обстановку?», «Ну ты и паникёр»...
Но всё же большая часть ребят пытается отвлечься. Рецепт от волнения у школьников разный: девчонки обсуждают предстоящий выпускной. Кажется, нет ничего важнее для них сейчас, чем причёски и наряды. Самое невозмутимое звено – мальчишки. Как ни в чём не бывало травят один за другим анекдоты. Кто посерьёзнее – обсуждают с сопровождающими их педагогами выбор будущей профессии и учебного заведения. Кто-то идёт самым коротким путём, имя которому – успокоительные средства.
Лиза Мильченко из инженерно-юношеского лицея-интерната не торопится идти ко всем ребятам. Присев возле гимназии на лавочке, беседует со своей одноклассницей.
«Мы уже не в первый раз сдаём ЕГЭ в 3-й гимназии. В привычной обстановке проще сдавать экзамен, – говорит Лиза. – Я давно себя настроила: рассчитывать можно только на свои знания. Да и списывать вряд ли кто-то захочет. Для честного ЕГЭ всё предусмотрели: видеонаблюдение, металлодетекторы».
Лиза мечтает стать переводчиком. Для поступления в вуз ей не нужны результаты по математике. Но портить школьный аттестат плохой отметкой не хочет.
«КИМов по математике уже прорешено столько, что экзамен начинает казаться обычной контрольной, – отмечает школьница. – Главное сейчас – не растерять свою уверенность. Из-за волнения забываешь самые элементарные вещи».
Синдром ожидания
«Смотрите, наш Владислав – само воплощение спокойствия!» – задорно шутят ребята по соседству.
Владислав Рязанцев из инженерно-юношеского лицея-интерната с улыбкой рассказывает:
«А что волноваться? Что знаю, то и напишу. Выше головы не прыгнешь. Русский и математику сдать легко. Четвёрку точно получу. Я больше думаю, как бы с физикой всё хорошо сложилось».
Его спокойствию впору позавидовать двум подружкам из 22-й гимназии. Улыбчивые девчонки Настя Белюченко и Дарья Волобуева (кстати, будущие программист и врач) признаются: мечтают об одном – поскорее сдать экзамены.
– Самое сложное – ожидание. Перед экзаменом так много переживаешь, что не можешь ни о чём думать. Ужасное состояние: волнение, паника одолевает. И что ни делай, не пройдёт, пока не сядешь и не напишешь тест, – поясняет Настя.
– Быстрее бы уже отстреляться. На русский идти так страшно не было. Там точно знали, что напишем. А математика – предмет сложный, – сетует Даша.
– Ничего. Справимся. Задания похожи. Пороговый минимум точно пройдём! – подбадривает её Настя.
Все по аудиториям!
9:30. Дан старт линейке. Школьникам в очередной раз напоминают: в аудиторию можно взять только паспорт, ручку, линейку и воду. Никаких телефонов, аудио-, видеоаппаратуры. Минимальный порог – 24 балла. Результаты будут известны 16 июня. На решение заданий – 3 часа 55 минут.
Впереди – привычная процедура: проверка металлодетектором. Технику не обманешь. Реагирует на каждое металлическое изделие: будь то отделка на ремне, пуговица, ключи, монеты в кармане. Потому прибегают к маленькой хитрости.
«Если вы забыли из карманов выложить мелочь или ключи, возьмите их, пожалуйста, в руки», – советует охранник школы, проверяющий ребят, Антонина Лавренюк.
К проверке школьники относятся с юмором. Вспоминают шуточки о преступниках, режимных объектах.
Специально, а порой и сами того не осознавая, подходя к проверяющим, поднимают руки вверх.
– Руки-то вверх зачем поднимаете? – едва сдерживая улыбку, спрашивают проверяющие.
– Ой, случайно как-то. Нервное, наверное, – смеясь, отвечают школьники.
Смельчаков на этот раз не нашлось. Пронести запрещённые средства никто не отважился.
9:50. Школьники рассажены в 16 аудиториях. Организаторы ЕГЭ в очередной раз поясняют, как заполнять бланки. На этом наши наблюдения подходят к концу. Остаётся ждать. Отправляемся в специальную комнату ожидания, в которой расположились сопровождающие школьников педагоги.
А можно вас попросить?
– А Вы кого ждёте? – поинтересовалась одна из сопровождающих.
Узнав, что я журналист, тут же произнесла:
– А можно Вас попросить?
– Конечно, – ответила, недоумевая.
– А можете написать, что многие из нас думают о ЕГЭ? – продолжила она. – Конечно, экзамены нужны. Но нужно продумать форму его проведения. С русским языком дети справляются, но математика вызывает у них сложности. Да и вообще ЕГЭ – большой стресс как для детей, так и для их родителей и учителей. Хорошо, если дети умеют просто относиться к полученным отметкам. Но ведь есть же слишком эмоциональные дети. Как поступать в этом случае? Зачастую проблемы возникают у тех, кому нужен высокий балл. Дети волнуются, что не наберут необходимый им балл. В моей практике часто бывали такие случаи. К примеру, взять хотя бы медалистов. Все ожидают, что они покажут отличный результат. Поэтому некоторым становится тяжело в эмоциональном плане. Они боятся не оправдать надежд. В состоянии волнения может просто наступить ступор. Не раз детям становилось плохо как перед экзаменом, так и во время него. Больно наблюдать, как некоторые из них переживают. А научить их проще относиться к оценке сложно. Каждый ставит себе цель, к достижению которой и идёт.
Моя собеседница попросила не представлять её. Но настоятельно посоветовала по завершении экзамена заглянуть в медпункт пункта проведения ЕГЭ:
«Вам специалист подтвердит, что мы ничего не выдумываем. Детям действительно от волнения становится плохо».
Совету педагога последовала. Как рассказала медсестра городской детской поликлиники № 4 Валентина Мишнева, в начале проведения ЕГЭ к ней обратилось несколько школьников с жалобами на головную боль, мигрень. Причина тому – волнение.
«Детям стало лучше, как только они успокоились», – отметила Валентина Александровна.
Посмотрим, что получится
11:25. В комнату ожидания заходит первый школьник.
– Быстро ты что-то справился, – удивляясь, подмечают педагоги.
– Да час уже прошёл. Что там сидеть? Решил всё, что знал, – поясняет школьник.
Знакомимся. Рекордсмен ЕГЭ по математике Султан Хамикоев. Учится в 22-й гимназии. Решил все 15 заданий из части В и четыре из шести возможных – из С.
«Задания сложными не показались. Математика мне легко даётся. В школе я пятёрки по ней получаю, – рассказывает Султан. – Да и к подготовке ответственно подошёл. Много занимался с репетитором».
11:32. Подходят ещё двое школьников – Максим Белый и Алина Перепелица. Тоже из 22-й гимназии. Школьники не скрывают: математика им даётся с трудом. Они гуманитарии. Оттого на хороший результат особо не надеются.
«С математикой я не дружу, поэтому усиленно занимался с репетитором, – поясняет Максим. – Минимальный порог точно пройду: решил 10 заданий из части В, одно – из С. А там посмотрим, может, и на четвёрку баллов хватит».
«Я тоже с математикой не на ты, поэтому ЕГЭ мне показался сложным, – говорит Алина. – Но всё равно решила 11 заданий из В и одно из С. Главное, чтобы правильно всё оказалось».
Видеонаблюдение, столь ненавистное многим школьникам, одиннадцатиклассников ничуть не смутило.
«А как оно может помешать? Хотят вести запись – пусть ведут. Может, это кому-то пригодится, но не мне. Я просто пришла, написала, что знаю и всё», – размышляет Алина.«А я вообще о камере не задумывался. Когда проверяешь свои знания, а не умение списывать, то и не думаешь вовсе о ней. Что она есть, что её нет – всё одно и то же», – добавляет Максим.
После 13:00 за вещами, оставленными в комнате ожиданий, длинной вереницей устремились школьники. Понимая, что они устали, никто не донимал их долгими расспросами.
«Вроде бы нормально всё. Посмотрим, что там получится», – неуверенно комментировали они и быстренько брали сумки, чтобы поскорее пойти домой отдыхать.