Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 марта 2017, 18:19
 Сергей Шевченко 4376

Единственный шанс на спасение. Всё о судьбе муниципальных водоканалов Белгородской области

В региональном правительстве начинают готовиться к приходу в управление водоканалов частного капитала

Единственный шанс на спасение. Всё о судьбе муниципальных водоканалов Белгородской области Фото Вадима Заблоцкого
  • Сергей Шевченко
  • Статья

Только эти инвестиции способны спасти их инфраструктуру, у муниципалитетов таких денег нет, и не предвидится. При этом сами чиновники гарантируют, что продаваться имущество водоканалов не будет, подобные операции запрещены законодательно.

Что предлагают власти?

Ещё в декабре прошлого года в региональном правительстве заявили, что система всех муниципальных водоканалов нуждается в реформировании. Облдума одобрила предложенный областным департаментом ЖКХ закон о перераспределении полномочий между муниципалитетами и регионами в сфере тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, энергосбережения и энергоэффективности.

Ещё в 2015 году проверки Констрольно-счётной палаты Белгородской области выявили в системе ЖКХ 24 неэффективных МУПа, у 18 из которых убыток только рос. При этом данные мониторинга областного департамента ЖКХ также указывают на убыточность 10 из 25 муниципальных предприятий в сфере теплоснабжения и 27 из 32 в сфере водоснабжения и водоотведения. Таким образом, региональные власти признают: схема управления водоканалами в нынешнем варианте неэффективна.

Аналогичного мнения придерживаются и на федеральном уровне, где предлагают радикальное решение вопроса уже к 2018 году. Упразднение МУПов и ГУПов в сфере ЖКХ позволит привлечь в загибающуюся отрасль частные инвестиции. При этом по закону продать те же водоканалы муниципальные и региональные власти не имеют права. Речь идёт о сдаче сетей в аренду во временное пользование, в течение которого инвесторы должны за свои деньги обновить сети, а затем вернуть свои деньги в течение 7–10 лет за счёт тарифов. В России около 4 000 таких предприятий, и в правительстве не видят иного выхода по их реформированию, кроме концессионных договоров.

«Средства потребуются колоссальные. По разным оценкам, ЖКХ необходимо около 500 миллиардов рублей ежегодно. Причем, чтобы обновить всё сетевое хозяйство страны, в таком объёме необходимо вкладывать деньги в течение 15–20 лет, – заявил министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень в интервью «Российской газете». – Конечно, мы прекрасно понимаем, что таких средств сегодня в бюджетах всех уровней не изыскать. Да и во всём мире не идут по этому пути. Повсюду инфраструктурные проекты реализуются частными компаниями. Поэтому одной из целей стратегии коммунального хозяйства является создание условий для привлечения частного капитала в нашу отрасль».

По данным Минстроя, только за девять месяцев прошлого года по концессионным соглашениям в сферу ЖКХ удалось привлечь 43,5 млрд рублей. При этом Михаил Мень упомянул Белгородскую область в числе регионов-аутсайдеров, где пока отсутствуют концессионные соглашения. Региону, по сути, был дан сигнал о необходимости поиска инвесторов в кратчайшие сроки.

 

Фото Вадима Заблоцкого

 

С кого начали?

Проблемой ухода от убыточности водоканалов в регионе озаботились ещё несколько лет назад. В конце 2013 года Белгородский водоканал перевели из муниципальной собственности в государственную, а в руководство привлекли новый менеджмент из частного бизнеса. Штат пришлось сократить на 100 человек, зато средняя зарплата выросла с 18,5 до 21 тыс. рублей. Мало того, на предприятии запустили инвестпроект, направленный на замену существующего оборудования в рамках программы по повышению энергоэффективности.

«Замена оборудования на энергоэффективное, внедрение регламентов для работников и чёткий контроль за их исполнением позволяют снизить затраты, – поясняет руководитель ГУП «Белводоканал» Сергей Тараканов. – Параллельно мы повышаем доходность. Закупили оборудование, позволяющее обнаруживать незаконные врезки в частном секторе. Обеспечили собираемость 98 % – это, между прочим, один из самых высоких показателей в России».

Перешедший в областную собственность Белводоканал в рамках действующей инвестиционной программы (с 2014 по 2018 гг.) за минувшие три года на обновление направил 202 млн рублей. Примерно 60 млн рублей пошло на реконструкцию очистных сооружений, ещё 50 млн – на реконструкцию сетей водоотведения. А стоимость подготовленного менеджментом проекта комплексной реконструкции очистных сооружений и вовсе составляет 2,8 млрд рублей. Даже при максимальной оптимизации и обновлении системы работы компании выйти на подобные инвестиции сами водоканалы не в силе.

«Естественно, затраты огромные. В инвестпрограмме они есть только частично. Реализовать все эти мероприятия с имеющейся инвеспрограммой невозможно», – признаёт Сергей Тараканов.

По его словам, переход муниципального водоканала в областную собственность – это лишь половина дела. Несмотря на заметное улучшение экономики предприятия, оно всё равно не успевает за ветшанием сетей. Для развития Белводоканалу нужны частные инвестиции.

«Сегодня концессия – это единственное решение, способное привлечь инвесторов из бизнеса, – рассуждает Тараканов. – У нас есть понимание, что и как нужно реконструировать. Но без составления концессионного соглашения и инвестиций это невозможно».

Очистные сооружения Белводоканала. Сюда приходит сток из Белгорода и посёлков Белгородского района.
Очистные сооружения Белводоканала. Сюда приходит сток из Белгорода и посёлков Белгородского района.
Фото Сергея Шевченко

К чему пришли?

В региональном правительстве оказались перед дилеммой. С одной стороны – целый парк из муниципальных водоканалов, на кардинальное обновление которых денег нет (нужны суммы, сопоставимые с муниципальными бюджетами). С другой стороны – целый ряд регионов, согласившихся на приход концессионеров, получили негативный опыт работы с ними. В частности, объём инвестиций и темпы обновления инфраструктуры оказались не таким, как ожидалось.

Заместитель губернатора – начальник областного департамента ЖКХ Юрий Галдун говорит, что добиться эффективности водоканалов, пока они находятся на балансе муниципалитетов, невозможно.

«Иногда главы районов используют эти предприятия для выполнения посторонних функций, – отмечает он. – Например, водоканал может заниматься и благоустройством».

Кроме того, у МУПа и инвестора – разная логика действий. Инвестор заинтересован в том, чтобы каждая направленная на ремонт копейка была потрачена максимально эффективно: в случае халтуры повторный ремонт придётся проводить за его же деньги. Его задача – оптимизировать эксплуатационные расходы.

В то же время инвестор – не благотворитель. Вложенные средства должны окупаться. Концессионная формула предполагает возврат инвестиций через рост тарифов, за которым, в свою очередь, следят власти.

Областной департамент ЖКХ рассматривает один из сценариев, при котором в конкурсе в качестве концессионера выступит публичное акционерное общество, которое появится на базе Белводоканала. При этом работу нынешнего менеджмента водоканала в областном центре чиновники оценивают положительно. И считают, что сформированная команда справится, если поручить ей систему водоканалов всей области.

Власти не скрывают, что хотят охватить концессией все водоканалы региона. Дело в том, что если инвесторам отдать отдельные лакомые участки (тот же Белгородский или Старооскольский водоканалы), то маленькие водоканалы в небольших районах внимания бизнеса не дождутся никогда. Идея в этом случае заключена в том, чтобы объединить все эти МУПы и предлагать инвесторам единым портфелем.

Три задачи реформ

Региональный концессионер, к созданию которого и готовятся в области, уже прорабатывает механизмы вероятного привлечения инвестиций через кредитование, негосударственные пенсионные фонды и облигационные займы. По словам Юрия Галдуна, помочь с восстановлением водоканалов обещали частные инвесторы внутри области.

«Перед нами стоит три задачи, – перечисляет он. – Во‑первых, охватить центральным водоснабжением сто процентов населения области. Во‑вторых, повысить качество белгородской воды. В‑третьих, обеспечить непрерывность её подачи, ведь все мы знаем о проблемах с учётом фактора летних поливов. Составленный нами план мероприятий, направленный на решение этих задач, содержит более 120 видов работ по каждому предприятию и по каждому муниципалитету».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×