Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 декабря 2016, 12:30
 Наталья Ненько 4006

Дворянка белгородской сцены

17 декабря заслуженная артистка России Ирина Драпкина приглашает поклонников на бенефис в честь своего юбилея

Дворянка белгородской сцены Ирина Драпкина в роли миссис Хиггинс. Фото Владимира Юрченко
  • Наталья Ненько
  • Статья

Она – особенная. Даже среди такого множества прекрасных актёрских лиц, которые составляют сегодня труппу Белгородской драмы, её лицо сияет особенно ярко нездешней красотой и благородством. Право, порой кажется, что детство этой утончённой женщины прошло не в ленинградской коммуналке, а в роскошном дворянском поместье.

Имя Ирины Драпкиной так давно и неразрывно связано с Белгородским государственным академическим драматическим театром имени М. С. Щепкина, что кажется, будто она работала здесь с юности. Однако она пришла в театр уже зрелым мастером, вместе с супругом Юрием Чернышёвым в 1993 году. До этого у пары был большой опыт работы в разных театрах страны: Владивосток, Ростов-на-Дону, Магадан, Калининград, Кемерово, Гродно, Мурманск, Луганск.

Выпускница Школы-студии МХАТ, Ирина Залмановна всегда следовала за мужем-режиссёром туда, куда звала работа, их общее и любимое дело. В Белгород Юрия Васильевича пригласили на должность главного режиссёра, и первый же большой спектакль «Князь Серебряный» стал событием в культурной жизни города.

Ирина Драпкина сыграла Елену в «Князе» и сразу запомнилась лиризмом и царственной статью. Стало ясно: пришла героиня – настоящая, сильная. Будто отвергая и предвосхищая всяческие штампы и оценивания, в следующей работе актриса предстала ярко комедийным персонажем, впрочем, не лишённым того же лиризма и хрупкости – это была Роза Александровна в мюзикле А. Журбина «Любви все возрасты…», основанном на пьесе А. Галина «Ретро». Помимо характерного таланта, в этом спектакле Драпкина обнаружила талант музыкальный: вокальные и танцевальные номера она исполняла с виртуозной лёгкостью.

 

  • Ирина Драпкина в первом на белгородской сцене спектакле «Князь Серебряный».

  • Ирина Драпкина в спектакле «Ревизор».

  • Ирина Драпкина в «Трамвае «Желание» играла Бланш.

1990-е были ярким временем в истории БГАДТ, прежде всего благодаря множеству разных спектаклей, поставленных новым главрежем. Нужно сказать, что отнюдь не во всех он занимал супругу, но, когда это случалось, зрители каждый раз наблюдали за неординарным перевоплощением Ирины Драпкиной.

В «Трамвае «Желание» она играла Бланш – один из самых удивительных женских образов мировой драматургии, вожделенную мечту многих актрис. Играла резко, пронзительно, наотмашь, не щадя себя. Её партнёры Владимир Подмогильный и Виталий Стариков своей брутальной мужественностью оттеняли хрупкую, надломленную природу Драпкиной-Бланш, и этот контраст поразительным образом выявлял всю трагическую глубину пьесы Уильямса.

На высокой эмоциональной ноте была сыграна и роль царицы Ирины Фёдоровны («Царь Фёдор Иоаннович»). С Виталием Стариковым они и раньше встречались в сценическом партнёрстве, но никогда ещё этот дуэт не производил столь сильного впечатления. Мудрая, любящая, милосердная, царица Ирина в исполнении Драпкиной была верной спутницей страдающего царя, воспринимающего собственную власть как тяжкую ношу. Жертвенная любовь свойственна и другой героине актрисы, сыгранной через несколько лет Кручининой («Без вины виноватые»).

Однако было бы несправедливым причислить дарование Ирины Залмановны только лишь к трагедийно-драматическим произведениям. Комедию она играет блестяще! Кокетливая Анна Андреевна («Ревизор»), хлопотливая Сандырёва, озабоченная удачным замужеством дочерей («Счастливый день»), проницательная госпожа Драга («Доктор философии»), неунывающая и находчивая сваха Ханума («Ханума»).

 

  • Ирина Драпкина в роли мадам Аркати из пьесы «Неугомонный дух».

  • Ирина Драпкина в «Горе от ума».

Особенно яркими получились образы, рождённые в соавторстве с московским режиссёром Юрием Иоффе. Как, например, эксцентричный медиум мадам Аркати из пьесы Ноэля Коуарда «Неугомонный дух» и не менее экстравагантная, но обезоруживающая полудетским обаянием и простодушием Кончетта Меле («Утешитель вдов»).

Ирине Драпкиной вообще удивительно удаются роли женщин необычных, незаурядных, этаких белых ворон на фоне окружающих. Ах, какой запоминающейся и харизматичной была её Хильда фон Шнеерберг из спектакля «Кабаре «Кармен»! Женщина удивительной судьбы, чей образ, похоже, был навеян драматургу Михаилу Жилкину легендарной Лени Рифеншталь. Хильда-Драпкина была властной и ранимой, мудрой и страдающей, а ещё – невыразимо прекрасной.

В спектакле Вадима Данцигера она снова пела, проникновенно и драматично. Её хрупкая фигурка, затянутая в чёрный шёлк, цилиндр, микрофон, хрипловатый голос – то, что осталось в памяти спустя годы и останется, наверное, навсегда.

 

  • Ирина Драпкина в спектакле «Пигмалион».

  • Ирина Драпкина в спектакле «Дядя Ваня».

  • Ирина Драпкина в спектакле «Забыть Герострата!».

  • Ирина Драпкина в спектакле «Касатка».

Из больших ролей последнего десятилетия запомнились Лайла Критчфилд («Весенняя гроза») – снова прикосновение к нервной, болезненной драматургии Уильямса, Прасковья Петровна («Метель»), Серафима Сергеевна («Портрет»). Истинно английский стиль и прекрасные манеры демонстрирует миссис Хиггинс («Пигмалион»), поражает точностью и психологической убедительностью исполнения роль Войницкой («Дядя Ваня»).

Встреча с земляком актрисы, художественным руководителем Молодёжного театра на Фонтанке Семёном Спиваком, обернулась счастливым результатом: роль Варвары Долговой в «Касатке» принесла очередной громкий успех. Домовитая, бесконечно добрая и простодушно милая Варвара Ивановна исполнена Драпкиной подробно, детально: актриса не скрывает симпатии к своей героине. Должно быть, не случайно именно спектакль «Касатка» сыграет она в свой бенефис. А сотрудничество с Семёном Яковлевичем продолжается, идут репетиции спектакля «Идиот», где Ирина Залмановна сыграет одну из ролей.

Говоря об актрисе Ирине Драпкиной, невозможно фокусировать внимание лишь на её сценической судьбе. О её человеческих качествах, пожалуй, лучше всего расскажут коллеги и многолетние партнёры.

Виталий Стариков, народный артист России:

«Ирина Залмановна – партнёр, с которым легко работать. Помимо того, что она высокопрофессиональная актриса, она умная актриса, обладающая аристократичной интеллигентностью. Она всегда понимает, что играет и про что играет, зачем выходит на сцену. Она слышит партнёра, видит, тонко чувствует того, кто находится рядом с ней на сцене, реагирует на него.

Мы коллеги по институту искусств и культуры, где я преподаю, а Ирина Залмановна возглавляет кафедру актёрского искусства. Могу сказать, что там она обнаружила потрясающие организаторские способности. А как трогательно она заботится о студентах!»

Иван Кириллов, заслуженный артист России:

«Очень дисциплинированна. Требовательна не только по отношению к себе, но и к коллегам – однако к себе особенно: я редко встречал людей, столь добросовестных в профессии. Очень женственна, красива, всегда великолепно выглядит, всегда в прекрасной физической форме – это восхищает».

Надежда Пахоменко, актриса:

«В Ирине Залмановне есть порода. Царственная! Она проявляется во всём: в том, как держит себя, в её осанке, походке. Во всём ставит высокую планку: и к себе, и к другим, что называется, по гамбургскому счёту».

Вероника Васильева, актриса:

«Очень нравится её серьёзное отношение к тексту, к репетициям, к партнёрам, к себе, наконец. Ирина Залмановна – хранитель театрального этикета, театральных традиций. Она знает всё: как носить костюм любой эпохи, как держать бокал… Мхатовская школа даёт о себе знать!»


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×