05.12.2016, Понедельник 23:41
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
27 октября 2014 г. 16:15:14

Учёные обнаружили связь между коренными американцами и европейцами

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Двадцать процентов общих генов
Михаил Чурносов. Фото пресс-службы НИУ «БелГУ»

К неожиданному результату пришли учёные, проводившие сравнительный анализ генетических образцов современных европейцев и древних людей, живших на европейском континенте. Они обнаружили у современников генетическую связь с коренными американцами. Об открытии рассказал белгородский учёный, профессор кафедры медико-биологических дисциплин НИУ «БелГУ» Михаил Чурносов, ставший одним из участников масштабного исследования международного консорциума.

– Михаил Иванович, что же получается, европейцы генетически были связаны с коренными американцами ещё до того, как Колумб открыл Америку? Можно ли сделать подобный вывод? И если да, то какие данные позволяют нам говорить о генетической связи европейцев и американцев?

– Особенности формирования генофонда современного населения Европы изучала достаточно представительная научная команда. Более 120 учёных из порядка 90 научных центров и лабораторий различных стран в составе международного консорциума, возглавляемого учёными Тюбингенского университета (Германия) и Гарвардской медицинской школы (США), проанализировали геномы древнего земледельца, жившего более 7 тыс. лет назад, а также древних охотников-собирателей, живших около 8 тыс. лет назад на территории Европы. Палеонтологические данные научная команда сравнила с современными европейцами (было обследовано 2 400 человек из почти 200 современных мировых популяций). И результаты исследований поразили: оказалось, что современные европейцы унаследовали гены не двух предковых форм, как считалось ранее, а трёх.

– Что это за первые две группы?

– Первая – это коренные охотники-собиратели, населявшие Европу восемь тысячелетий назад. Вторая – это земледельцы Среднего Востока, которые мигрировали в Европу около 7,5 тыс. лет назад. Ранее считалось, что именно эти две генетические линии сформировали генофонд населения европейского континента.

– А теперь вмешалась третья группа? Американская?

– Нет, не американская. Третья предковая форма – это пока наиболее загадочная популяция, обитавшая в Северной Евразии. Эта группа и связывает генетически современных европейцев и коренных американцев. Хотя её вклад и не очень большой – всего около 20 процентов. Результаты проведённой масштабной работы имеют абсолютную новизну, что позволило представить их в серьёзнейшем научном издании, журнале Nature, в соавторском труде учёных.

– Михаил Иванович, в чём заключалось Ваше участие в этом проекте? Если Вы стали участником проекта, то, выходит, на территории Белгородской области тоже проводились исследования?

– Да, конечно же. Белгородская популяция тоже была изучена. Началом послужили исследования университетской лаборатории молекулярной генетики человека, которые мы проводили с начала 2000-х годов, по изучению генетических характеристик населения Белгородской области и центральных регионов России. Полученные результаты были опубликованы в американском научном журнале «Генетика человека». Тогда это тоже был совместный труд многих учёных. По-видимому, эти исследования и послужили убедительным основанием для приглашения нас в работу международного консорциума. Наши исследования позволили собрать большую выборку, сформировать часть данных, в частности образцов ДНК коренного населения Белгородской области и Центрального региона страны. Таким образом, проделанная нами работа послужила заделом для дальнейших исследований.

Михаил Чурносов.
Фото пресс-службы НИУ «БелГУ»

– А российские учёные входили в эту команду?

– Безусловно. Хотя их было значительно меньше: где-то 15 человек. Это учёные в основном из московских научных центров. И прежде всего – из Медико-генетического научного центра РАМН, с которым наша кафедра сотрудничает уже давно. И первое наше исследование, в начале 2000-х, мы проводили также совместно.

– Сложно представить, как проходило ваше исследование. Сколько же человек нужно было обследовать и как вы их отбирали?

– Чтобы сделать выборку крови, нам приходилось ездить по разным районам Белгородской области, маленьким сёлам, хуторам, общаясь с населением. Нам ведь было важно выбирать только коренных жителей региона, которые в течение трёх поколений являются жителями области, причём русскими. Наша область находится на стыке России и Украины. Поэтому сформировать такие чёткие группы достаточно сложно. И мы формировали группы русских и украинцев. На то, чтобы сделать выборку, мы потратили около пяти лет, обследовав не менее тысячи человек. В работе команды принимали участие и учёные, и аспиранты, и студенты нашего университета. Исследование проводилось на базе проблемной научно-исследовательской лаборатории молекулярной генетики человека кафедры медико-биологических дисциплин.

– Вы сказали, что третья генетическая группа, которая обнаружена в крови современных европейцев, принадлежит пока малоизученной североевразийской древней популяции. Это открытие, конечно же, подтолкнёт учёных к новым исследованиям. Если пригласят, будете участвовать?

– Безусловно, эта серьёзная научная находка позволит проводить дальнейшие исследования по более детальному изучению североевразийской формы. И, если нас пригласят, конечно, мы будем продолжать работать в команде. Но белгородские учёные готовы участвовать и в других международных научных исследованиях. Поскольку наша лаборатория молекулярной генетики человека имеет современное оборудование, позволяющее проводить генетические исследования на мировом уровне.

для комментариев используется HyperComments