• 57,65 ↓
  • 69,07 ↓
  • 2,20 ↓
21 марта 2014 г. 15:10:44

Для белгородцев откроют малый Эрмитаж

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Два десятка копий или ничего
Фото Михаила Малыхина

20 копий произведений западноевропейской живописи представят белгородским зрителям накануне 5 августа. Наш город станет первым, где воплотят проект Международного фонда «Культурное достояние». Об этом договорились мэр Белгорода Сергей Боженов и председатель правления фонда Виктор Карцев.

Проект для регионов

Идея малых Эрмитажей и малых Третьяковок возникла у деятелей фонда 2,5 года назад. Для её воплощения рассматривают 15 городов. Белгород в этом списке значился последним. Но с помощью члена координационного совета «Культурного достояния» в нашем регионе Григория Новикова (единственный художник Белогорья, чьи произведения трижды прошли конкурсный отбор фонда и были высоко оценены его специалистами – прим. авт.) Виктор Карцев начал переговоры с белгородскими властями и оценил их интерес к проекту.

«Мы дарим городу 20 копий шедевров европейских мастеров прошлых столетий. Биографии художников, описания картин – предоставляем сопроводительный материал для того, чтобы искусствоведы смогли проводить по экспозиции подробные экскурсии. Планируем ежегодно пополнять коллекцию на 5–10 новых работ», – рассказывает Виктор Георгиевич, санкт-петербургский меценат, коллекционер, почётный академик Российской академии художеств, академик РАЕН.

Карцев продемонстрировал копию «Мадонны с младенцем». Её оригинал (1508) принадлежит кисти миланского художника эпохи Возрождения Джампетрино Риццоли. Мастер Ломбардской школы живописи своего рода тоже эпигон. Он повторял стиль своего учителя Леонардо да Винчи, да так искусно, что иногда произведения Риццоли принимались за леонардовские. Некоторые из них принадлежат Эрмитажу.

«Это одна из первых работ, которая войдёт в белгородскую коллекцию. С её помощью всех желающих, в первую очередь школьников и студентов, познакомят с творчеством таких ведущих художественных мастеров прошлого, как Лукас Кранах, Ганс Гольбейн, Габриель Метсю, Рембрандт, Диего Веласкес… Вплоть до импрессионистов и современных авторов. Представьте только, сколько людей, не покидая своего края, смогут оценить копии их шедевров», – объясняет свою идею меценат.

Да, перед нами не подлинники – копии. Заметьте, не постеры, не репринты и уж тем более не подделки, поскольку их создают не из коммерческих соображений. И только высокопрофессиональный опытный искусствовед сможет отличить, что именно перед ним – оригинал или копия.

Кто их пишет? 150 китайских художников, получивших образование в ведущих российских художественных вузах (имени В. И. Сурикова, И. Е. Репина, А. Л. Штиглица…) и прошедших большой конкурс. Это может показаться странным, даже забавным, но исходят из того, что китайцы фантастически трудолюбивы. К тому же искусствоведы фонда предъявляют высочайшие требования к адекватности копии, к сохранению аутентичности оригиналу, и нужный результат демонстрируют именно живописцы Поднебесной.

Любопытно и как протекает процесс создания копии. «Культурное достояние» приобретает дорогие слайды высочайшего качества, которые позволяют рассмотреть оригинал до мельчайших нюансов. После художники начинают невероятно кропотливую и продолжительную работу по написанию картины. Они постоянно соотносятся со слайдами. Этот этап завершён – и с помощью высоких технологий наводят кракелюры – картины состаривают.

Принципиальное отличие между ними – размер. Скажем, представленная Карцевым «Мадонна с младенцем» на полсантиметра больше своего оригинала.

«Это отступление сознательное. В противном случае мы вступаем в противоречие с юридической регуляцией. Авторские права имеют силу ещё 70 лет после смерти автора. Подать иск могут его родственники, но только в том случае, если копия предназначена для коммерческих целей, а в нашем, подчёркиваю, речь о благотворительном проекте», – комментирует Карцев.

Пока неизвестно, где именно разместят копии. Выделять ли для этого отдельное здание или экспонировать их будут в выставочных залах БГХМ или «Родины» либо ещё где. Размещение коллекции – единственная обязанность белгородской стороны.

Председатель правления фонда Виктор Карцев
Председатель правления фонда Виктор Карцев
Фото Михаила Малыхина

Pro et contra

Всё же неоднозначный статус копии в искусстве рождает полярные мнения по поводу донаторского проекта Карцева. Полотна, которые войдут в белгородскую коллекцию, хранятся в музеях Амстердама, Гааги, Вены, Парижа, Мюнхена, Лондона… Понятно, что посетить их и увидеть подлинники своими глазами доведётся не каждому. Тем более не доступны уникальные произведения, находящиеся в частных мировых коллекциях. Многие говорят: можно ведь посмотреть художественные каталоги, найти их в Интернете… Да, но это в том случае, если знаешь, что искать. Вы также понимаете и огромную разницу между искусно выполненной копией и изображением в Сети.

«Малый Эрмитаж» я рассматриваю как образовательный проект, который может переломить ситуацию, связанную с кризисом знаний по истории мирового искусства и в школах, и в высших учебных заведениях. Уже ради того, чтобы увидеть в Белгороде высококлассную копию картины «Охотники на снегу» Брейгеля (находится в экспозиции венского Музея истории искусств – прим. авт.), этот проект стоило затевать. Она станет отличным началом коллекции», – считает Григорий Новиков.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу (1565)
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу (1565)
Иллюстрация картины Брейгеля взята с портала http://ru.wikipedia.org/

Мнения против в первую очередь связаны с тезисом, что понятие подлинника включает духовную сущность произведения, которую утрачивает даже самая искусная копия. Есть и другая опасность. Созерцая копию, некритичный зритель часто отождествляет её с подлинником – происходит подмена понятий.

«Белгородские музеи и выставочные залы всеми силами стремятся показывать оригинальное искусство, в том числе из лучших музеев России. Предлагать выставку копий, выполненных безвестными художниками, хотя бы и студентами художественных вузов, после выставки оригиналов западноевропейского искусства из ГМИИ им. А. С. Пушкина – значительный шаг назад», – считает искусствовед, директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко.

«В наши дни, когда различные техники воспроизведения доносят облик шедевра, когда современные медиа позволяют виртуально войти в Сикстинскую капеллу, мы должны понимать, что копии, сделанные руками наших современников, прошедших современную школу, пишущих современными красками, думающих, как современные люди, не способны в принципе приблизить нас к пониманию великого гения Ренессанса, барокко и других эпох», – уверен искусствовед, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Илья Доронченков.

Дружба с продолжением

Если проект «Малый Эрмитаж» удастся, то через некоторое время в нашем городе возникнет его аналог – «Малая Третьяковка». В эту коллекцию войдут, как вы понимаете, копии русских живописных произведений. Кроме того, речь идёт и о том, что фонд будет предоставлять картины современных отечественных живописцев для временных экспозиций в залах Белгородского государственного художественного музея – от 60 до 100.

«Эти работы принадлежат кисти лучших художников, которых мы нашли на гигантской территории России и включили в нашу коллекцию, – поясняет Карцев. – Из полутора миллионов полотен мы выбрали 12 тысяч».


Справка. Фонд «Культурное достояние» ориентирован на сохранение культурного наследия великой России, просвещение и развитие высших ценностей русской живописи. И деятельность его обширна. Скажем, художники России и стран СНГ могут выиграть конкурс «Культурного достояния» и отправиться на организованные им пленэры в черногорский Столив. Фонд поддерживает молодых талантливых авторов, экспонируя их произведения в своей галерее «N-Проспект» (Санкт-Петербург) и выпуская альбомы выставок. Награждает тех живописцев, которые внесли большой вклад в развитие отечественного искусства и культуры. Проводит их мастер-классы.


для комментариев используется HyperComments