• 66,88
  • 76,18
  • 2,39
6 августа 2018 г. 9:24:53

Выпускник БелГУ, социолог Дмитрий Погорельцев под руководством профессора университета Сергея Лебедева провёл исследование для проекта «Социологическое краеведение»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Досужие помыслы. Как белгородцы предпочитают проводить свободное время
Фото Владимира Юрченко

Работа даёт представление о том, как белгородцы воспринимают городское пространство, где любят отдыхать и чего ждут от культурных событий.

«БелПресса» изучила аналитический отчёт и сделала пять наблюдений.

1. Не просто отдыхаем

Среднестатистический белгородец не тюлень, релаксировать – так с пользой. Когда горожане планируют отдых, то в первую очередь хотят интересно провести время (30,7 %) и только во вторую – собственно отдохнуть (25,2 %). Если к показателям интересного времяпрепровождения добавить процент жаждущих приобрести новые знания и приобщиться к искусству, получится больше половины опрошенных. то есть тех, для кого важна именно содержательная часть досуга.

 

«Что для вас определяет выбор способа отдыха в свободное время?», %

Желание интересно провести время

30,7

Желание отдохнуть и развлечься, поднять настроение

25,2

Желание провести время с семьёй, друзьями

22,3

Желание приобрести новые знания

11,3

Желание приобщиться к искусству, получить эстетическое наслаждение

10,0

 

Это работает и в обратную сторону: на культурно-образовательные мероприятия каждый третий (30,3 %) ходит просто отдохнуть. Статистически эта цель оказалась даже важнее, чем развить творческий потенциал, повысить культурный уровень (22 %). Значит — делают вывод социологи — «между рекреационными и социализирующими практиками в сознании городского сообщества не существует чётких границ».

 

Фото Владимира Юрченко

 

«Если вы отправитесь на культурно-образовательное мероприятие, то с какой целью?», %

Получить новые впечатления

40,5

Просто отдохнуть

30,3

Развить свой творческий потенциал, повысить культурный уровень

22,0

Улучшить настроение

21,0

Возможность пообщаться с людьми или провести время со своим кругом знакомых

17,3

Познакомиться с новыми людьми

11,1

Попробовать продвинутый способ досуга

9,9

 

2. Читаем и созерцаем

Среди конкретных видов отдыха самый популярный – чтение книг (38,2 %), далее идут посещение концертов, театров, выставок, фестивалей (28,7 %) и экскурсии (25,7 %). Всё это разновидности активно-созерцательного отдыха. А вот активность физическая, как ни странно, не массовое явление: занятия спортом, экстрим, рыбалка, охота в среднем набрали около 9 %. Они даже уступили почти 4 % пассивно-восстановительному отдыху (домашний просмотр фильмов, беседа, лечебно-санаторный отдых и др.).

Одной из главных неожиданностей для исследовательской группы стали показатели популярности библиотек – 51,4 % респондентов отметили, что посещают их чаще других культурно-образовательных учреждений. Это почти столько же, сколько музеи и филармония, вместе взятые (52,1 %).

 

«Какие культурно-образовательные учреждения вы чаще всего посещаете в Белгороде?», %

Библиотеки

51,4

Театры

35,5

Музеи

28,6

Филармония

23,5

Дворцы культуры

17,9

Коммерческие образовательные пространства («Контакт», «Лофт» и т. д.)

7,3

Школы иностранных языков

2,2

 

Фото Вадима Заблоцкого

3. Гуляем

Если брать не учреждения, а зоны отдыха в целом, то с отрывом лидируют парки (54,3 %) и другие места под открытым небом в центре города. Кинотеатры и торгово-развлекательные центры для белгородцев привлекательнее ресторанов, кафе и танцевальных клубов. 16 % ответили, что предпочитают проводить свободное время в Интернете, вариант спортивные залы, площадки набрал на полпроцента меньше.

 

«Где Вы предпочитаете проводить свободное время?», %

Парки (Победы, им. В. И. Ленина, им. Ю. А. Гагарина, Пикник-парк, зоопарк, ботанический сад)

54,3

Соборная площадь, набережная Везёлки, белгородский Арбат и др. пешеходные зоны

33,6

Кинотеатры

30,1

Торгово-развлекательные центры

20,5

Интернет

16,0

Спортивные залы, площадки

15,4

Рестораны, кафе

11,0

Танцевальные клубы

5,4

 

Исследователи подчёркивают, что 11,9 % респондентов являются фанатами рекреационных зон, то есть посещают парки, площади, торгово-развлекательные центры каждый день. 32,7 % делают это раз в неделю и чаще, 36,9 % – несколько раз в месяц.

«Это говорит об определённой потребности людей в регулярной психологической и физической разгрузке», – говорится в отчёте.

4. Тянемся к высокому

Потребность есть, но получается ли разгрузиться? Большинство (55,5 %) считает скорее да, чем нет: в Белгороде развита среда для полноценного отдыха, при этом её можно было бы улучшить. Однако каждый пятый (18,4 %) говорит «скорее нет, чем да, рекреационную среду необходимо существенно развить».

Одну половину (52,3 %) количество культурных учреждений устраивает, вторая (47,5 %) убеждена, что их в Белгороде не хватает. Почти 68 % считают, что в Белгороде хорошо организовывают досуговые мероприятия. Крайние оценки набрали 16,7 % (отлично) и 13,4 % (неудовлетворительно). Социологи предполагают, что это вызвано районным контрастом, когда в одной части города есть всё, что нужно, а в другой нет почти ничего.

Топ-3 хотелок белгородцев – это планетарий (45,8 %), центры технического творчества (29,2 %), опера (20,4 %).

«Эти объекты связаны с научно-познавательным и культурно-образовательным направлением, что в очередной раз доказывает нам выраженную ориентацию местных жителей на высокие познания культуры», – отмечают авторы.

Ориентация в самом деле выраженная: три четверти опрошенных (74,6 %) хотят посещать культурно-образовательные мероприятия чаще. Почему не посещают или посещают редко? Не хватает свободного времени (48,2 %), финансовые трудности (31,1 %).

Когда времени и денег хватает, белгородская душа стремится прежде всего на фестиваль, спектакль или историческую реконструкцию. Эти форматы вызывают у горожан наибольший интерес. 

 

«Какие направления культурно-образовательной активности вы предпочитаете?», %

Фестивали

37,2

Театральные постановки

34,9

Исторические реконструкции

27,9

Флешмобы

17,3

Культурно-образовательные акции (диктанты, викторины и т. д.)

17,3

Тренинги

11,4

 

Фото Вадима Заблоцкого

5. Возвращаемся к истокам

Музей-диорама (40,7 %), памятник князю Владимиру (29,8 %), Соборная площадь (22,7 %) – это первая тройка ответов на вопрос «С чем у вас ассоциируется Белгород в первую очередь?».

«Культурно-исторические объекты являются фундаментальными символами в коллективном сознании белгородского сообщества», – комментируют исследователи.

В то же время, по мнению респондентов, для того чтобы быть белгородцем, достаточно родиться в Белгороде (29,7 %), а также любить Белгород (23,7 %). Вариант «знать историю города, его культуру» оценён в более скромные 15,9 %. Горожане сами признают, что знакомы с ней плохо (у ответа «недостаточно» самый большой процент — 38,2 %) и чувствуют потребность в ликбезе. Особенно интересна опрошенным (41 %) тема основания города (1596 год), история его начала, тогда как о событиях Великой Отечественной подробнее хотят знать 20,4 %.

На просьбу охарактеризовать Белгород в двух-трёх словах 35,2 % ответили предсказуемыми «город первого салюта». Но любопытно, что два следующих ответа — «чистый город» и «зелёный город» — дали в сумме 38,7 %.

«Таким образом, — делают вывод социологи, — в сознании городского сообщества экологические ценности по уровню значимости фактически сравнялись с военно-исторической памятью города». 



Справка. В исследовании «Брендинг локальной идентичности в социализирующих и рекреационных практиках городского сообщества» использовалось три социологических метода: экспертное интервью, массовый анкетный опрос, фокус-группы. Участие в нём принимали респонденты, постоянно проживающие на территории города. Методом анкетирования, результаты которого частично представлены в публикации, было опрошено 600 человек. Они в равном количестве были поделены в соответствии с полом, возрастом и уровнем образования. Исследование провёл Центр социологических исследований НИУ «БелГУ» (директор – профессор Инна Шаповалова).


для комментариев используется HyperComments